"Жизненные ориентиры"

Автор: Бабуркина Анна Валериановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей "Бригантина"
Населённый пункт: Город Заринск
Наименование материала: социальный проект
Тема: "Жизненные ориентиры"
Дата публикации: 08.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Бригантина» 1 Авторы проекта : Бабуркина А . В ., учитель начальных классов Дегтярёва Н . Ю ., педагог - психолог
Паспорт проекта Тип проекта Социальный Название проекта Жизненные ориентиры Автор проекта (идеи) Бабуркина Анна Валериановна, старшая вожатая ДЛДП «Радуга», Дегтярева Наталья Юрьевна, педагог-психолог ДЛДП «Радуга». Цель проекта создание условий для формирования жизнестойкости у детей в условиях ДЛДП. Задачи проекта  формирование у подростков способности противостоять стрессам и трудным жизненным ситуациям;  развитие у подростков коммуникативного потенциала (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе);  формирование у воспитанников позитивного самосознания собственной личности и личности других людей; Сроки реализации 18 дней (период работы лагеря с дневным пребыванием детей). Целевая аудитория 7-14лет География проекта Лагерь с дневным пребыванием детей «Радуга» МБОУ «Лицей «Бригантина» г. Заринска. Перечень основных разделов проекта  «Нормативно-правовой»;  «Твоя жизнь – твой выбор»;  «Радуга чудес»; Исполнитель проекта Инициативная группа ??муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей «Бригантина» города Заринска Этапы реализации проекта: I этап. Подготовительный. (Апрель- Май) II этап. Основной. (Июнь) III этап. Заключительный. (Июнь) Социальные партнеры ГУЧ «Наркологический диспансер г. Заринска», «Детская поликлиника», МО МВД «Заринский» в лице инспектора ПДН Серегиной М.В, МБОУ ДОД «ЦДТ» ЦДБ, МАУ Спорт «Факел». Ожидаемые результаты  знание нормативно-правовой базы;  элементарные навыки рефлексивного анализа собственных действий, поступков и анализа, толерантного отношения к поступкам других людей; навыки произвольного поведения;  способность принимать решение в сложившейся ситуации;  отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости; 2
 способность договариваться с другими людьми, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;  снижение уровня тревожности в сфере межличностных отношений; повышение самооценки (если была заниженной). Социальный эффект Развитие компонентов жизнестойкости (жизнелюбие, энергичность, умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний, приобрести положительные эмоции, проявить уважение к людям и жизни) обеспечит успешную социализацию личности. Проект разработан на основе:  Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ; • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года; • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; • Письма Министерства образования РФ «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20.05.2003 г. № 28-51-391/66; • Письма Министерства образования РФ «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 г. №28-02-484/16 • СанПин 2.4.4.1251.-03 «Детские внешкольные учреждения (УДОД). Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»; • Примерной программы воспитания и социализации обучающихся; • Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности; • Приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»; • Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Распоряжение правительства от 15 мая 2013 г. № 792-р. • Учебное пособие « Антинаркотическое воспитание», под ред. Максимовой С.Г., Гончаровой Н.П. • «Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации», под ред. Вострокнутова Н.В., Харитонова Н.К. • Устава МБОУ «Лицей «Бригантина» г. Заринска. Содержание проекта соответствует: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона; - целям и задачам образовательного учреждения; - современным образовательным технологиям. 3

Актуальность
Жизнестойкость ребенка – способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения, а также умение приспособиться к ним. Жизнестойкие дети осознают себя как автономную индивидуальность, они способны проводить границу между собой и окружающими их проблемами. Они независимы и самодостаточны, не теряют внутреннего контроля над собой. Такие дети легко воспринимают сигналы от окружающих, хорошо понимают оттенки значений в поведении, поступках, словах родителей и других взрослых. Легко переходят от одного занятия к другому, умея довести дело до конца. Жизнестойкий ребенок активен, инициативен, признает свою долю ответственности за происходящее. У адаптированного к жизни ребенка складываются доверительные отношения хотя бы с одним взрослым, хорошие отношения со сверстниками, имеются близкие друзья. Развивается чувство юмора. Но таких детей в детских коллективах встречается не очень много. Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ним трудных жизненных ситуаций, создавшаяся социальная обстановка требует от детей максимальной адаптации. В связи с этим проблема формирования жизнестойкости современной молодежи приобретает особую актуальность. Для этого необходимо формировать у детей следующие качества жизнестойкости: жизнелюбие, энергичность, умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний, приобрести положительные эмоции, проявить уважение к людям и жизни. В лицее создана программа по жизнестойкости, которая реализуется в течение учебного года, но мы решили продолжить работу над формированием этих качеств жизнестойкости в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием. У нас возникла идея создания проекта « Жизненные ориентиры». Добавили в программу деятельности лагеря еще одно направление – формирование жизнестойкости.
Реализация проекта проходила в несколько этапов.
Работа над первым этапом проекта началась в апреле 2015 года. Нами была проведена входная диагностика с обучающимися, которые изъявили желание отдыхать в пришкольном лагере. По итогам анкетирования мы выявили, какие темы занятий интересны воспитанникам лагеря и определились с
целью и задачами проекта
. Была создана инициативная группа в составе: Дегтярева Н.Ю. – педагог-психолог лицея, А.В. Бабуркина- старшая вожатая лагеря, О.В. Рогозникова – социальный педагог лицея, Н.В. Шаньшина – медицинский работник лицея, Прокопенко Лада- вожатая из отряда «Алые паруса». Каждый в инициативной группе выполнял определенную функцию.
Начальник лагеря
организовал отдых, досуг и оздоровление воспитанников, обеспечивал соблюдения педагогическим и обслуживающим персоналом лагеря норм и правил техники безопасности, охраны труда в процессе отдыха воспитанников, анализировал текущую деятельность и подготовку предложений по развитию лагеря.
Педагог- психолог
осуществлял психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода работы лагеря в лицее.
Старшая вожатая р
уководила реализацией программы летнего отдыха, контролировала подготовку общелагерных и внутриотрядных мероприятий, стимулировала творческий подход вожатых к их проведению. Организовывала и руководила работой органов детского самоуправления. Осуществляла ежедневное планирование оздоровительной и культурно- массовой деятельности лагеря.
Медицинский работник
отвечал за контроль и организацию питания, безопасность жизнедеятельности воспитанников в лагере. 4

Социальный педагог
осуществлял комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности воспитанников лагеря. Изучал бытовые и материальные условия жизни каждого воспитанника лагеря.
Представитель отряда вожатых
«Алые паруса» тоже входил в состав инициативной группы. Именно объединение сверстников становится для ребят местом реализации основных потребностей: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно старший товарищ становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, у которого жизненными ценностями являются здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком может стать подросток – вожатый. Организуя работу с позиции «на равных», подросток – вожатый помогает воспитаннику принять на себя ответственность за свои решения и выбор. Вот с этой целью был сформирован отряд вожатых из учащихся 8 - 10 классов в количестве 12 человек. Совместно с ними был составлен план работы с воспитанниками лагеря по данному направлению. Исходя из возможностей и географического положения нашего учреждения были определены социальные партнёры
.
Ими стали: ГУЧ «Наркологический диспансер г. Заринска», «Детская поликлиника», МО МВД «Заринский» в лице инспектора ПДН Серегиной М.В, МБОУ ДОД «ЦДТ» ЦДБ, МАУ Спорт «Факел». С ними были заключены договоры о совместной работе и определены направления сотрудничества. Исходя из возможностей и географического положения нашего учреждения были определены социальные партнёры. Ими стали: ГУЧ «Наркологический диспансер г. Заринска», «Детская поликлиника», МО МВД «Заринский» в лице инспектора ПДН Серегиной М.В, МБОУ ДОД «ЦДТ» ЦДБ, МАУ Спорт «Факел». С ними были заключены договора совместной работы и определены направления сотрудничества. Реализация проекта началась традиционно поэтапно. Первый этап - подготовительный. К вышесказанному хочу добавить, что на этом этапе была проведена входная диагностика по методике «Лесенка» (В.Г. Щур). Подведены результаты анкетирования, из которых видно, что наших воспитанников интересуют такие формы занятий, как тренинги, практические занятия, деловые игры. Направления проекта были распределены между членами инициативной группы, каждый участник проекта подбирал материал для работы по своему направлению. При планировании работы над проектом мы столкнулись с некоторыми трудностями, которые сумели решить: разновозрастные дети, небольшой временной промежуток. Итогом их совместной деятельности стал план мероприятий по реализации проекта. Основной этап проекта - включает в себя работу по трём направлениям: «Нормативно-правовое», «Твоя жизнь - твой выбор», «Радуга чудес». Из фрагмента плана - сетки на одну неделю видно, как ежедневно проводились мероприятия по формированию жизнестойкости. (Таблица) Самыми яркими и запоминающимися мероприятиями были: изучение прав и обязанностей детей, встречи с инспектором ПДН, беседы с медицинским работником лицея на различные темы, интересующие воспитанников лагеря, деловые игры, игры –практикумы, работа над мини- проектами в отрядах, просмотр познавательных мультфильмов и многое другое. Многие мероприятия, которые проходили в рамках проекта по формированию жизнестойкости, освещались на сайте лицея и в лицейской газете «Парус»
.
К конечным продуктам работы над проектом «Жизненные ориентиры» по формированию жизнестойкости в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием в каждом отряде подошли творчески – выпустили листовки, создали книжки - малышки «Игры нашего отряда», составили памятки «Как победить стресс», выпустили буклет о правах ребенка. С некоторыми можете сейчас познакомиться. Выбор конечного продукта зависел от возраста воспитанников в отряде: чем старше, тем сложнее ребята выбирали конечный продукт. Огромную помощь оказывали в выпуске буклета, книжки - малышки старшеклассники из профильного отряда. 5
На заключительном этапе педагог – психолог провел итоговую диагностику, результаты вы видите на слайде. По результатам диагностики, после проведения всех запланированных мероприятий, можно сделать вывод; что снизилось количество воспитанников с завышенной самооценкой, а с адекватной самооценкой стало больше. Также снизилось количество воспитанников с низкой и с заниженной самооценкой. Все эти результаты говорят о том, что цель проекта достигнута. Намеченные задачи по работе над проектом достигнуты, так как в овлечено в реализацию проекта «Жизненные ориентиры» наибольшее количество воспитанников лагеря, мы стали более тесно контактировать с образовательными учреждениями города, волонтёрскими объединениями, общественными организациями, повысилось у воспитанников лагеря позитивное самосознание собственной личности и личности других людей, а также повысилось внимание к проблемам здорового образа жизни и формированию культуры здорового образа жизни. В этом году мы будем продолжать работу по формированию жизнестойкости у обучающихся в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием. Направление «Нормативно-правовое» содержит знакомство с нормативно-правовыми документами:  Конвенция ООН о правах ребёнка.  Закон РФ «Об образовании»  Всеобщая Декларация Прав Человека  Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ В рамках этого проекта в каждом отряде проводились следующие мероприятия: № п/п Тема Сроки Форма реализации Ответственный 1 Конвенция ООН о правах ребёнка. 1неделя беседа воспитатели 2 Закон РФ «Об образовании» 2 неделя беседа воспитатели 3 Всеобщая Декларация Прав Человека 3 неделя беседа воспитатели 4 Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ 4неделя беседа воспитатели 5 «Безопасный путь домой» 1неделя практическое занятие Воспитатели, вожатая 6 «Права и обязанности детей» 2неделя встреча Инспектор ПДН, воспитатели, 7 «Я имею права» 3 неделя практическое занятие Воспитатели, вожатая 8 «Ты – пешеход» 4неделя деловая игра Вожатая, воспитатели 9 «Соблюдение правил поведения в общественных местах» 1 неделя беседа Начальник лагеря, воспитатели 10 «Соблюдение правил ТБ» ежедневно Беседа- практикум воспитатели 11 «Соблюдение ПДД» ежедневно Начальник лагеря, воспитатели 12 «Сто к одному» 2неделя деловая игра Вожатая, воспитатели 13 «Мои права и обязанности» 3неделя брейн - ринг Вожатая, воспитатели 14 «Имею право!» 4 неделя Интеллекту- альная игра Воспитатели, психолог, 6
вожатая 15 «Веселый светофор» 1 неделя практикум Воспитатели, вожатая 16 «Полезный пешеходный переход» 2 неделя Игра- практикум Воспитатели, 17 «Я – водитель». 3 неделя Встреча с водителем Воспитатели, вожатая 18 Выпуск буклетов, листовок «Пожелание водителю» 4 неделя проект Воспитатели, вожатая 19 Представление о жизненных навыках, событиях и проблемах 1 неделя беседа Психолог, воспитатели 20 Жизненные навыки и стратегии преодоления проблем 2неделя беседа психолог 21 Что такое самоконтроль? 3неделя беседа психолог 22 Учимся снимать усталость 4неделя тренинг Психолог 23 В поисках хорошего настроения 1 неделя турнир небылиц Воспитатели вожатая 25 Жизненные цели и мечты 2 неделя Конкурс рисунков психолог 26 Негативное влияние и наши жизненные принципы 3 неделя тренинг психолог 27 Как научиться жить без драки 4 неделя беседа Психолог, воспитатели 28 Подведение итогов и определение целей на будущее 4 неделя Анкетировани е психолог 29 Жизнь дана на добрые дела 1 неделя Просмотр мультфильмо в о добре Воспитатели 30 Основные жизненные ценности 2 неделя беседа психолог 31 Умеете ли вы отдыхать? 3 неделя беседа психолог 32 Конфликт, пути выхода из конфликтной ситуации 4неделя тренинг психолог 33 Сделаем жизнь цветной 1 неделя Конкур рисунков Воспитатели, вожатая 34 Солнце спрятано в каждом 2 неделя психолог 7
35 Жизнь – разноцветная реальность 3 неделя Конкурс рисунков Воспитатели, вожатая 36 Снежный ком 1 неделя игра Воспитатели, психолог, вожатая 37 Постройтесь в линию ежедневно ирга Воспитатели, психолог, вожатая 38 Гусеница ежедневно игра Воспитатели, психолог, вожатая 39 Знакомство на время 1 неделя игра Воспитатели, психолог, вожатая 40 Ковер мира ежедневно игра Воспитатели, психолог, вожатая 41 Лавина Тонущий корабль Три парашюта Машина с характером Ежедневно Упражнения на сотрудничест во психолог 8
Медиаплан проекта № Наименование этапа проекта Наименование СМИ Форма изложения информации Дата 1 «Нормативно- правовой» сайт лицея Статья 01.06,02.06,09.06, 18.06 2 «Твоя жизнь - твой выбор» сайт лицея Статья 04.06,05.06,10.06 3 «Радуга чудес» сайт лицея, лицейская газета «Парус» Статья 09.06,15.06,17.06 Июнь 2015 Механизм оценки результатов 9
Механизм оценки результатов Эффективность проекта будет оцениваться по количеству участников проекта. Результатами проекта будут: - создание копилки практических материалов по правовому направлению; - удовлетворенность воспитанников об увиденной результативности реализации проекта (через анкетирование); - снижение количества воспитанников с завышенной самооценкой; 10 Намеченные задачи проекта В краткосрочной перспективе за июнь 2015 год Качественные результаты Способы их отслеживания Количественные результаты Способы их отслеживания Формирование у подростков способности противостоять стрессам и трудным жизненным ситуациям; Налаживание тесных контактов с Социальными партнерами Оценка кураторов проекта учёта количества посещений занятий проекта «Жизненные ориентиры» Вовлечение в реализацию проекта «Жизненные ориентиры» наибольшее количества воспитанников лагеря Оценка кураторов проекта учета количества участников занятий Развитие у подростков коммуникативного потенциала (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, создание благоприятного психологического климата в коллективе); Налаживание тесных контактов с образовательными учреждениями города, волонтёрскими объединениями, общественными организациями Оценка кураторов проекта учёта количества посещений городских мероприятий Вовлечение в городские мероприятия наибольшего количества учащихся Оценка кураторов проекта учета количества участников проекта Формирование у воспитанников позитивного самосознания собственной личности и личности других людей; Повышение внимания учащихся к проблемам здорового образа жизни; формирование культуры здорового образа жизни Оценка кураторов проекта у чёта мероприятий, проводимых по инициативе образовательного учреждения Вовлечение в мероприятия большего количества учащихся, увеличение мероприятий, проводимых совместно с общественными организациями и НАРКО-ПОСТОМ Оценка кураторов проекта учета количества участников мероприятий
- снижение количества воспитанников с низкой и с заниженной самооценкой; - размещение материалов на сайт лицея.
Рефлексия
Мониторинг диагностики личностного роста по методике «Лесенка» (В.Г. Щур) Дата Уровень самооценки 02.06.2015 года 25.06.2015 года Завышенная самооценка 50 44 Адекватная самооценка 90 108 Низкая самооценка 28 25 Заниженная самооценка 12 3 Резко заниженная самооценка 0 0 Итого: 180 180 0 20 40 60 80 100 120 02.06. Столбец2 По результатам исходящей диагностики, после проведения всех запланированных мероприятий, можно сделать вывод; что снизилось количество воспитанников с завышенной самооценкой, а с адекватной самооценкой стало больше. Так же снизилось количество воспитанников с низкой и с заниженной самооценкой. 11
Приложение 1 «Лесенка» Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей. Рисунок «лесенки» для изучения самооценки Инструкция (групповой вариант) У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз. Инструкция (индивидуальный вариант) При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На 12
какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз. Обработка результатов и интерпретация При анализе полученных данных исходите, из следующего: Ступенька 1 – завышенная самооценка. Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих). Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»). Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки. Ступенька 4 – заниженная самооценка Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми». Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой). 13
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего». Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка. «Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом- психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде. Ступенька 7 – резко заниженная самооценка Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье). Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально- положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника. самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов. 14
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, Приложение 2
Игры
«Снежный ком» Ведущий называет свое имя. Следующий участник (по часовой стрелке) по вторяет имя ведущего и добавляет к нему свое, третий - имена двух предыдущих участников и свое и так далее. «Снежный ком» катится, обрастая все новыми именами. Последний должен назвать имена всех присутствующих и свое собственное. Согласитесь, что это трудно сделать, если в группе более 20 человек. Поэтому большую группу можно разделить на две части и начинать счет снова с середины. Можно пустить «снежный ком» вторично, называя при этом не только : имя, но и свое увлечение, например, или знак Зодиака. В этом случае в игре с удовольствием участвуют дети, которые уже знакомы друг с другом. «Знакомство на время» Детям дается задание: за определенное время познакомиться (узнать имена, пожав при этом руку) как можно с большим количеством участников тренинга. По сигналу ведущего «СТОП» все прекращают знакомство и возвращаются на свои места. Затем каждый по порядку должен назвать количество вновь приобретенных знакомых и их имена. «Постройтесь в линию» Итак, люди познакомились. А теперь можно проверить, хорошо ли они запомнили имена, присмотрелись друг к другу. Для этого разделим весь отряд на две команды, выстроим их в две шеренги напротив друг друга. Ведущий дает команду - как можно быстрее построиться:  в алфавитном порядке по первой букве имени;  по росту;  по размеру обуви;  по цвету волос: от самых темных до самых светлых;  по длине большого пальца;  по жесткости волос: от самых мягких до самых жестких (возможность прикоснуться друг к другу сближает детей);  по длине волос (например, от самых длинных до самых коротких);  по теплоте рук (предложить согреть самые холодные руки);  по цвету глаз: от самых светлых до самых темных или наоборот. Этим заданием можно закончить игру, так как возможность заглянуть друг другу в гла за создает наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия. «Гусеница» 15
Нам понадобятся несколько воздушных шаров – столько же, сколько играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шары зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их – нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры – пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья. Натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол. Удастся ли группе выполнить задание, не уронив шарики? Как ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера. Руководителя движения? Что требуется от каждого, чтобы удачи добились все? Упражнения на сотрудничество Процесс внутренней настройки на партнера можно сравнить с балансированием на канате: тот, кто хочет научиться сотрудничать, должен хорошо понимать себя и других. Понимать себя означает осознавать свои мысли, явления и чувства. Понимать другого значит быть открытым для идей, желаний и чувств партнера. Цель сотрудничества - создание чего-то нового, решение проблемы, выполнение задачи. Проблемные ситуации способствуют концентрации группы на процессе достижения согласия и поиске решения, приемлемого для каждого участника. Упражнение 1. Лавина (четыре участника) Команда представляет, что находится в горной местности, в хижине. Только что по радио объявили, что существует опасность схода огромной лавины, которая сметет вашу хижину с лица земли. Чтобы избежать несчастья, у группы есть сани, но в них только три сидячих места. Как может спастись вся команда? Упражнение 2. Тонущий корабль (четыре участника) Четыре друга находятся на тонущем корабле. Спасательную лодку нужно спустить на воду через несколько минут, но ураган столь силен, что лодка, скорее всего пойдет ко дну. Четыре участника - близкие друзья и хотят остаться вместе. Что они будут делать? Упражнение 3. Три парашюта (четыре участника) Команда совершает полет на спортивном самолете. Внезапно отказывает двигатель. Есть только три парашюта. Как члены команды смогут решить проблему? Упражнение «Машина с характером» (Фопель К.) Цель: актуализация мотивации социального поведения участников (переживание собственной значимости, компетентности, построение эмоционально близких отношений с другими людьми). Время выполнения упражнения – 20 минут. Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать. Попросите одного игрока выйти на середину круга и скажите ему: «Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие-нибудь повторяющиеся движения. Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать живот правой рукой, или прыгать на одной ноге. Годится любое движение, но ты должен непрерывно повторять его. Если хочешь, можешь свои движения сопровождать возгласами. Когда игрок №1 определиться со своими действиями, он становится первой деталью машины. Теперь следующий доброволец может стать второй деталью. Игрок №2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие первого игрока. Если, например, игрок №1 смотрит вверх, поглаживая себя по животу и при этом в промежутке попеременно говорит: «Ах» и «Ох», то игрок №2 может встать сзади и каждый раз, когда игрок №1 говорит: 16
«Ах», разводить руками, а при заключительном «Ох» один раз подпрыгивать. Он может также встать боком к игроку №1, класть ему правую руку на голову и при этом говорить «Ау», причем для своего «Ау» выбирать момент между «Ах» и «Ох». Когда движения первых добровольцев станут скоординированными, к ним может присоединиться третий игрок. Каждый игрок должен стать новой деталью увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной. Каждый может выбрать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое действие и возгласы. Когда задействованы все игроки, ведущий может позволить фантастической машине полминуты работать в выбранном группой ритме, а потом предложить увеличить скорость, затем слегка замедлить скорость. В конце концов машина должна остановиться и развалиться. Обсуждение - смогла ли группа создать интересную машину? - функционировала ли машина некоторое время без перебоев? - трудно ли было придерживаться единого ритма и темпа работы? - как влияло на работу то, что вам нельзя было переговариваться друг с другом? Варианты Участники, разбившись по четверо или пятеро, могут изображать реально существующие механизмы, агрегаты, машины: будильник, кофемолку, мотор, планер. Игроки могут построить машину, аллегорически изображающую концептуальное понятие, например, машину любви, войны, мира и т.д. «Ковер мира» Игра «Ковер мира» предлагает вам хорошую стратегию разрешения конфликтов в классе с помощью переговоров и дискуссий. Само наличие «ковра мира» побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Материалы: кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров, или мягкий коврик такого же размера, или несколько листов ватмана, соединенных в прямоугольник указанного размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное. Инструкция: сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими братьями или сестрами? О чем вы спорите здесь, в классе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если сталкиваются различные мнения? Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим «ковром мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Степа и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на «ковер мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему? 17
После двух минут дискуссии предложите детям украсить «ковер мира»: «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в «ковер мира» нашего отряда. Я напишу на нем имена всех ребят нашего отряда, а вы должны мне помочь украсить его». Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «ковер мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте «ковер мира» исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «ковер мира» без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Ковер мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии. Анализ упражнения: - Почему так важен для нас «ковер мира»? - Что происходит, когда в споре побеждает более сильный? - Почему недопустимо применение в споре насилия? - Что ты понимаешь под справедливостью? 18
Приложение 3. Правовые минутки «Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка» Цель: познакомить детей с основными правовыми документами, с правами человека и их обязанностями. Задачи: - воспитывать уважения к правам и свободам других людей; - способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; - развивать общепринятые нормы и правила поведения.
Оборудование:
«Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»; карта России, глобус, иллюстрации с изображением людей разной расы, разных национальностей, люди на отдыхе, дети учатся в школе, лечатся у врача, «цветик – семицветик» для игры, иллюстрации к сказкам.
Ход занятия
Воспитатель собирает всех детей около карты России. – Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем? (Земля) – Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем? (Россия). Как называют людей, живущих в нашей стране? (Россияне). Наше государство очень большое, посмотрите на карту, и богатое, а богато оно своими людьми. Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами. Какие правила вы знаете? (Правила поведения за столом, в транспорте, правила дорожного движения). Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны уметь оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила-законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того чтоб человеку жилось лучше. В них говорится о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги – сборники документов. Слово “документ”, означает доказательство, то, что помогает доказать: человек поступает правильно или нет, по закону или нет. Давайте повторим, как называется книга – сборник? (Документ). 19
Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и показывает им книгу «Декларация прав человека». – Первый документ, о котором я вам расскажу, - «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. Давайте повторим, как называется документ? (Декларация). Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование; Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали Конвенцию о правах ребенка. Давайте повторим, как называется документ? (Конвенция). Воспитатель показывает «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, то есть несколько стран договорились защищать права детей и решили: – каждый ребенок имеет право на имя и гражданство, –дети имеют право жить с родителями, – имеют права на здоровье, – право на обучение, – право на отдых, – право не подвергать жестокому и небрежному обращению и другие права. Воспитатель предлагает рассмотреть картинки, на которых изображены права. Дети рассматривают картинки, а воспитатель дает по ним пояснения. – Ребята, давайте поиграем в игру, которая называется «Цветик – семицветик». На каждом лепестке нарисованы «знаки – символы», нужно собрать цветок и рассказать о выбранном знаке. Дети играют в игру. Игра может повторяться в зависимости от количества детей. – А теперь давайте поиграем в игру «Кто нарушил права». Вспомним сказки, посмотрите на иллюстрации и скажите, кто, и какое право здесь нарушил. Дети рассматривают иллюстрации и называют нарушенные права. – Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и что нового узнали. Дети называют интересные моменты занятия и названия правовых документов. 20
Приложение 4. План-сетка мероприятий на неделю по 5 направлениям:
Название

отряда

01.06.

02.06

04.06

05.06

06.06.

Кеды

Кока-кола

Продвинутая

молодежь

Бригантина

Кроссворд

Шоколад
21 Условное обозначение направлений: -спортивно- оздоровительное - социальное - духовно-нравственное - общекультурное - общеинтеллектуальное

1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА
2. 1. Воронов В.В. Технология воспитания: М.: Школьная Пресса, 2000. 2. Игра в воспитательном процессе: учебно-методическое пособие.- Барнаул.2000. 3. Иванов П.П. Энциклопедя коллективно-творческих дел. -М. Педагогика. 1989. 4. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. М.;2001. 5. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий. 6. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 1 (103). С. 131-136. 7. Воробьев Ю. Л., Королев Б. Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М.: МГСУ "Союз", 2003. 500 с. 8. Зборовский Г. Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. 9. Керкис С. С. К вопросу о формировании социальной активности подростков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2008. № 3. 10. Коган В. З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука (Сибирское отделение), 1981.. 11. Кратко А. А., Якуба Е. А. Социология. Х.: Константа, 1996. 12. Мальковская Т. Н. Социальная активность. М.: Педагогика, 1988. 144 с. 13. Мордкович В. Г. Социальная активность: суть и споры Челябинск, 1976. Вып. 3. 14. Наркевич Н. Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия семьи и школы:2001. Новгород, 2007. 15. Пилипчевская Н. В. Изучение социальной активности студентов педагогического вуза: теория и практика // Вестник ТГПУ. 2008. Вып. 2 (76). 16. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. М.: БРЭ, 1993-1998. 17. Селиванов В. И. Вопросы воли в советской психологии // Вопросы психологии и педагогики воли. Краснодар, 1969. 18. Третьяков Н. Ф. Социальная активность личности. М.: Педагогика, 2001. 19. Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. 20. Щуркова Н. Е., Рагозина Л. Д. Классное руководство: формирование жизненного опыта у учащихся. М.: Педагогическое общество России, 2002.
3.

4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Битянова М. Р., Бачков М. Р. «Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников». Из-во «Питер» 1995. 2. Ботвинников Макс «А есть ли у вас план» М, Лига Пресс 2000. 3. Бухаркова О. «Имидж лидера». Минск ИООО «Красико-Принт» 2002. 4. Горбушина О. «Психологический тренинг». Из-во «Питер», М, 2008 5. Добротворский Игорь «Величайший секрет, как достичь успеха», М, 2007 6. Добротворский Игорь «Постройте свое будущее. Психология успеха», М, 2004 7. Климчук В.А. «Тренинг внутренней мотивации». Из-во «Речь», С. - Петербург,2005 8. Максвелл Джон «Воспитай в себе лидера», «Лидер на 360» 9. Николаус Б. Энпельманн «Харизма» 10. Тито Конти «Самооценка в организации», Из-во «РИА - Стандарты и качество», М,1999 11. «Дизайн проектов. Селигер 2009», Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. 5. 6. 7. 8. 22