"Рабочая программа обучение грамоте по системе Занкова"

Автор: Рафикова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ЦО №4"
Населённый пункт: Тульская область,г. Ефремов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рабочая программа обучение грамоте по системе Занкова"
Дата публикации: 10.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ для _______1____________ класса Учитель: Рафикова Е.В. Квалификационная категория __первая__ Ефремов 2015г.
Пояснительная записка

Программа составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.- 5-е изд. перераб.-М: Просвещение, 2011г., - программы под редакцией Нечаевой Н.В., Булычёвой Н. К. «Обучение грамоте», Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2010; утверждённой Министерством образования и науки РФ. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011).
-основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№4»
и обеспечивает соответствие:
-требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; -программе формирования УУД; -федеральному перечню учебников; -учебному плану МБОУ «СОШ№4» Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Цели периода обучения грамоте:

развитие
речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; 
освоение
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овла - дение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; 
овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять не - сложные монологические высказывания; 
воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чув - ства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава - тельного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи периода обучения грамоте:
активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе; расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению; развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.
В программу внесены следующие изменения:
в соответствии с требованиями СанПиНа 2. 4. 2. 2821-10 в программу первого класса внесены изменения – количество часов в адаптационный период уменьшено на 2 часа (итого205 часов)
Для реализации программы используется учебно – методический комплекс
: -Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2010; -Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! Тетради к Азбуке. Самара: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2011; -Нечаева и др. Тетради по письму. 4 части: Издательский дом «Фёдоров».- Издательство « Учебная литература», 2011

Общая характеристика учебного предмета
. В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств. По этой причине частные задачи периода обучения грамоте не ограничиваются обучением детей чтению и письму, они сориентированы и на успешную адаптацию каждого ребенка к новым условиям его жизнедеятельности. Курс «Русский язык. Обучение грамоте» является первым этапом в системе изучения русского языка и литературного чтения в начальной школе. С обучения грамоте начинается учеба в школе, а это значит, что именно в процессе обучения грамоте начинается реализация положений системно-деятельностного подхода — основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся; учет различных видов деятельности учащихся и форм общения педагогов с детьми для решения целей образования и воспитания; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования. Эти положения стандарта нашли свое отражение в ориентации на свойственные первоклассникам возрастные особенности мышления и деятельности: переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому; переход от ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельности к деятельности учебной. При обучении грамоте первоклассники овладевают первоначальными знаниями в области родного языка, обучаются чтению и письму и при этом учатся учиться. Поскольку знакомство с русским языком является одной из важнейших областей познания окружающей действительности, то с обучения грамоте, как первой ступени изучения русского языка, начинается знакомство с этой областью. А тексты, которые читают первоклассники на уроках, существенно расширяют их запас знаний и представлений об окружающем.
Описание места учебного предмета

Рабочая пр
ограмма рассчитана на примерно 22-23 учебные недели для учащихся 1 класса В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по русскому языку предмет «обучение грамоте» изучается в 1 классе по 9 часов в неделю. Общий объём учебного времени составляет 207 часов. Из них: 90 ч. – обучение грамоте(22 недели по 4 часа), 115 ч. – обучение письму(23 недели по 5 часов),. Продолжительность учебного года составляет 33 недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Основным ценностным ориентиром при построении курса обучения грамоте является его направленность на формирование у первоклассников умения учиться. Учитывая переходный этап от дошкольного к школьному возрасту в период обучения грамоте у первоклассников должны быть сформированы: достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, умение сосредоточиться на
поставленной педагогом задаче, высокий уровень активности и инициативности, проявление самостоятельности в работе, умение оценить правильность выполнения собственной работы, позитивное отношение к школе и к учебной работе. Еще одним ценностным ориентиром при построении курса является направленность обучения на понимание первоклассниками того, что язык представляет собой основное средство человеческого общения. Обучение грамоте как первая ступень изучения русского языка направлено на формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма. В процессе обучения грамоте большое внимание уделяется формированию наглядно- образного и логического мышления учащихся. Это происходит благодаря тому месту, которое занимает в курсе моделирование звукового состава слова, моделирование состава предложения. В то же время самостоятельное построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности — контроль и самоконтроль за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать правильность или неправильность каждого выполненного действия. В процессе обучения грамоте первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, т.е. дети овладевают метапредметными учебными действиями и при этом осваивают все необходимые знания в области русского языка. Важнейшим ценностным ориентиром курса обучения грамоте является его личностно- ориентированная направленность. Это достигается тем, что каждая учебная задача представлена на разных уровнях сложности: часть первоклассников овладевает решением новой учебной задачи, работая вместе с учителем, часть учеников это же задание выполняет самостоятельно, а учащиеся, наиболее успешно усваивающие материал, решают эту же учебную задачу на более сложном материале. учения и развитию учебной мотивации, что также является одним из важнейших требований Федерального государственного образовательного стандарта. Важной особенностью построения курса и еще одной его целевой установкой является направленность работы не только на отработку технической стороны чтения, но и на осознанность чтения, что позволяет заложить основы будущей читательской компетентности.
Описание личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса

«Обучение грамоте»

Личностные

Ученик научится·
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; · способность к организации собственной деятельности; · доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. · развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; · принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. -формирование уважительного отношения к иному мнению; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные

Ученик научится·
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; · формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; · освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; · использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; · использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; · готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные

Фонетика

Ученик научится·
- моделировать состав предложения; - корректировать предложения, содержащие смысловые ошибки; - выделять существенные признаки, синтезировать их: различать слово и предложение; определять, находить задуманное слово по его лексическому значению;
Ученик получит возможность научиться
- контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.
Графика

Ученик научится·
моделировать звуковой состав слова, отражая в модели качественные характеристики звуков; сравнивать, сопоставлять слова, различающиеся одним или несколькими звуками; классифицировать: звуки по заданному основанию (твёрдые и мягкие согласные звуки; гласные — согласные и т. д.); слова по количеству слогов и месту ударения; анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели; обосновывать выполняемые и выполненные действия;
Ученик получит возможность научиться
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную модель с образцом; контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания; находить и исправлять ошибки, допущенные при проведении звукового анализа, ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука; объяснять причину допущенной ошибки.
Ученик научится·
соотносить звук и соответствующую ему букву;
обозначать гласные звуки буквами, объясняя выбор буквы гласного звука в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного; соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок;
Ученик получит возможность научиться
дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки; буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство; классифицировать слова в зависимости от способа обозначения звука [й’]; структурировать последовательность слов в алфавитном порядке; находить и исправлять ошибки, допущенные при обозначения звука буквой; объяснять причину допущенной ошибки.
Чтение

Ученик научится·
применять знание позиционного принципа чтения при чтении прямых слогов; сравнивать слова, получающиеся при изменении одной гласной буквы; осознавать смысл прочитанного; находить содержащуюся в тексте информацию; определять основную мысль прочитанного произведения; обсуждать прочитанный текст с одноклассниками;
Ученик получит возможность научиться
аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста; формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте; интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном и неявном виде; использовать два вида чтения: орфографическое и орфоэпическое в зависимости от целей.
Восприятие художественного произведения

Ученик научится·
осознавать смысл текста при его прослушивании; понимать информацию, содержащуюся в воспринимаемом на слух тексте; определять основную мысль текста;
Ученик получит возможность научиться
различать стихотворения, рассказы, сказки на основании отличительных особенностей данных жанров.
Письмо

Ученик научится·
анализировать систему ориентиров на страницах прописей (точка начала движения, стрелка, указывающая направление движения) и следовать данным ориентирам; составлять алгоритм предстоящих действий; объяснять последовательность своих действий; моделировать буквы из набора элементов; анализировать деформированные буквы, определять недостающие элементы, реконструировать буквы;
Ученик получит возможность научиться
группировать буквы по разным основаниям: по наличию в них определенных элементов; по сходству обозначаемых ими звуков; осознавать смысл написанного;
контролировать собственное написание, сравнивая его с предложенным образцом; контролировать этапы своей работы при списывании; принимать участие в обсуждении критериев для оценивания написанного; оценивать собственное написание с учетом выработанных критериев (разборчивое аккуратное начертание букв).
Орфография

Ученик научится·
группировать слова, которые пишутся с заглавной или со строчной буквы. Объяснять свои действия; применять изученные правила при списывании слов и предложений, при письме под диктовку;
Ученик получит возможность научиться
осознавать алгоритм списывания; контролировать и уметь объяснить собственное написание, соответствующее изученным правилам; использовать орфографическое чтение как средство контроля за правильностью написанного; исправлять допущенные на изученные правила ошибки и объяснять свои действия.
Развитие речи

Ученик научится·
строить устное речевое высказывание; составлять небольшой текст с опорой на серию сюжетных картинок; на сюжетную картинку; составлять небольшие описательные и повествовательные рассказы; участвовать в учебном диалоге;
Ученик получит возможность научиться
осознавать недостаточность имеющейся информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы; включаться в совместную работу; высказывать собственное мнение и обосновывать его.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения грамоте.
Обучающиеся должны иметь представление о следующих связях: - между целью, адресатом, местом общения и формой общения; - между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными); - между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов); - о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; - о родственных словах и корне слов; -владеть общеучебными умениями (в рамках изученного): - группировать языковой материал по заданным основаниям; -подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук _ гласный, согласный, гласный - ударный, безударный); - соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми; - адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников; - слушать и отвечать на заданный вопрос; - пользоваться учебными книгами; Знать/понимать: - признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
- оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ?!; - звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем); - признаки гласных и согласных звуков; - признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких; - написание гласных а, и, у после согласных ж, ш, ч, щ; - алфавит; Уметь: - голосом показывать различия в цели высказывания (правильно интонировать несложные предложения); - читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20- 25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов; - отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочитанного; - разграничивать реальные предметы окружающего мира и слова, их обозначающие; - различать на слух границы слов и предложений; - списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы; - писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных); - соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме; - различать на слух звуки речи; - различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие; - определять место ударения в двусложных словах; - делить слова на слоги; - находить в ряду слов родственные слова; - применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с большой буквы имена собственные, находить границы предложения, на чинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками
(. ?!)
.
Учебно-тематический план

Период обучения грамоте
(Всего: по 9 часов 22 недели – 198 часов. Из них: обучение грамоте по 4 часа – 88 часов, обучение письму по 5 часов – 97 часов, 13 часов резерв) № п\п Наименование разделов и тем Кол-во часов В том числе Лабораторные, практические работы, экскурсии. Контрольные работы
Обучение грамоте (90 ч)


1.

2.

3.

1.

2.

Добуквенный период

Буквенный период
1)Непарные звонкие согласные 2) Парные звонкие согласные 3) Непарные глухие согласные 4) Двузвучные (йотированные) гласные буквы 5) Ь – показатель мягкости согласного 6) Непарные глухие согласные 7) Разделительные
ъ
и
ь

Послебуквенный период

Обучение письму (115 ч)

Добуквенный период

Буквенный период
1) Буквы гласных 2) Буквы непарных звонких согласных 3) Буквы парных звонких согласных 4) Буквы парных глухих согласных 5) Двузвучные гласные буквы 6) Буква
ь
7) Буквы непарных глухих согласных 8) Буква
ъ
9) Проверь себя
Резерв 3ч

13 ч

71(69)
17 ч 18 ч 13 ч 9 ч 3 ч 8 ч
2 ч



26 ч

86ч
12 ч 12 ч 12 ч 14 ч 11 ч 7 ч 10 ч 5 ч 3 ч 1 Всего 115
Содержание учебного предмета

Фонетика
Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Построение моделей звукового состава, отражающих качественные характеристики звуков (гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове. Соотнесение произносимого слова со слогоударной схемой.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости — мягкости предшествующих согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Русский алфавит как последовательность букв. Функции небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса, абзац. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).
Чтение
Соотношение между звуковой и буквенной формой слова. Позиционный способ обозначения звуков буквами и обусловленный им способ чтения: чтение слога с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слов, словосочетаний, коротких предложений и текстов. Понимание предложений, небольших рассказов и стихотворений при самостоятельном чтении вслух и при прослушивании. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами как результат совершенствования механизма чтения. Обучение орфоэпическому чтению при переходе к чтению целыми словами. Скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом ребенка. Чтение с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Выборочное чтение с целью поиска ответа на поставленный вопрос по данному тексту. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Чтение по ролям. Использование орфографического чтения как средства самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Восприятие художественного произведения
Восприятие художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником. Понимание текста: тема, главная мысль, герой, основная сюжетная линия. Работа с воображаемыми ситуациями («что бы ты сделал на месте героя, как бы ты себя вёл»). Первоначальное знакомство с литературными жанрами — стихи, рассказы, сказки (народные и авторские), загадки, пословицы и др.
Письмо
Практическое освоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Поэлементный анализ букв. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Различение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство. Письмо слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Списывание слов, предложений, небольших текстов. Приемы и последовательность действий при списывании.
Орфография и пунктуация
Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложений
Развитие речи
Слово. Предложение. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации. Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения. Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса
Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте для 1 класса. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю? Я читаю. Я читаю! : Тетради по чтению к «Азбуке»: В 3 частях. Нечаева Н.В., Булычева Н.К. Тетрадь по письму : Тетради_прописи для 1 класса: В 4 частях. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». Средства ИКТ Таблицы для 1 класса