"Формы работы с одарёнными детьми на уроках технологии и во внеурочной деятельности""

Автор: Жидилёва Елена Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ№ 103"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: "Формы работы с одарёнными детьми на уроках технологии и во внеурочной деятельности""
Дата публикации: 11.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Формы работы с одарёнными детьми на уроках технологии и во

внеурочной деятельности»

Статья учителя технологии Жидилёвой Е.А.

МОУ «СОШ № 103» г.Саратова

Целью
своего выступления я вижу обобщение моего опыта работы с одарёнными детьми, и акцентирование на таких формах работы с ними, как метод творческих проектов и подготовка к конкурсам и выставкам. Начиная разговор о развитии одарённости у детей, обучающихся в наших школах, нужно отметить, что в отечественной психологии обычно рассматривается следующая классификация уровней развития способностей: Итак, на нижнем уровне этой классификации стоят способности. Это индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Одарённость-это высокий уровень развития каких-либо способностей, создающих возможность успеха в определённой деятельности (специальная одарённость) или способности к широкому кругу деятельности (общая одарённость). От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего
Одарённость

Способность

Талант

Гениальность

сочетания способностей, но и овладение необходимыми знаниями и навыками. Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно. Выявить одарённого ребёнка по предмету технология, можно только в процессе его деятельности. Особенности образовательной области технология таковы, что она имеет практическую направленность по созданию работ своими руками. И даже если ребёнок имеет отличные оценки по всем предметам, то это вовсе не гарантирует его блестящие успехи в технологии. А бывает и наоборот, но правда, реже, когда ученик или ученица проявляют свои способности именно в создании творческих работ, изделий. Здесь я хочу привести нетривиальный пример. В школе, где я работаю, в 6 классе учится Елизавета Линючева, надо сказать, что по всем предметам способности к заучиванию текста, к чтению (читает по слогам), к простым арифметическим действиям, мягко говоря, очень слабые. Но как только мы начинаем шить, у этой девочки открывается природная одарённость. Она быстро схватывает суть работы, понимает её и выполняет, намного лучше и быстрее, чем те дети, которых учителя считают способными в этом классе. И как результат, получает пять в четверти.
Формы работы с одаренными учащимися:
-творческие проекты; -кружки по интересам, выставки детского творчества; -групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; -факультативы; -занятия исследовательской деятельностью; -конкурсы; -интеллектуальный марафон; -научно-практические конференции; -участие в олимпиадах;
-работа по индивидуальным планам; -сотрудничество с другими школами, ВУЗами. Я затрону в своём выступлении 2 формы работы: это мой любимый – метод творческих проектов, а конкретно, говоря об одарённых детях, конкурсы творческих проектов и кружки по интересам, но тоже конкретизирую: подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества. Учитывая особенности предмета технология и конъюктуру востребованных на конкурсах и выставках работ, хочу сказать, что не возможно создать много работ-победителей. Поэтому, я придерживаюсь принципа, лучше одна работа, но достойная высокого места. А лучше первого или Гран-при. Надо сказать, что в этом случае есть и недостатки - охватывается меньшее количество задействованных учащихся. Здесь, как говорится, выбирать приходится между качеством и количеством.
Форма работы – создание творческих проектов
Творческий проект - это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога. Главной целью творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию, развитию их способностей и формированию у них системы интеллектуальных, общетрудовых, исследовательских знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
Творческий проект
– это комплексная работа. В структуру проекта по технологии, вы знаете, входят составные части: • -пояснительная записка (20 листов), • -творческая работа (изделие), • - презентация проекта, • -защита творческого проекта И даже реализация какого-либо одного пункта составляющей творческого проекта, значительна, а их четыре. Поэтому, я работаю с одной ученицей, но кропотливо, и требую большой аккуратности в изготовлении изделия и точности в соблюдении стандартов.
Такой подход позволяет нам занимать призовые места на районном и городском конкурсе творческих проектов. Мои победители в прошлые годы, это Романова Анастасия и Карлагина Наталья, в этом году на районном конкурсе заняли 1-е места проекты двух учениц Пуйшо Арины и Солдатенковой Виктории. Надо сказать, что и на городском проект Солдатенковой Виктории занял 2 место. От возникновения идеи проекта до полной его реализации требуется достаточно много времени, иногда учебный год, иногда укладываемся в 3-4 месяца. Зависит от того, какое изделие было задумано к реализации. Итог- это представление полного пакета проекта на конкурс. Сначала на районный, потом на городской.
Обоснованность выбора метода проектов, как развитие одарённости у

школьников
• Учащиеся видят перед собой конечный результат- изделие, вещь, которой могут воспользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него душу. А ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно • метод проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа
Форма работы с одарёнными детьми кружки декоративно-прикладного

творчества
, подготовка работ к выставкам детского прикладного творчества Выставка – это организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, и конечно, она должна открывать новые стороны одарённостей учеников, а может быть даже и их таланты. Подготовка работ к выставке осуществляется на кружковых занятиях и должна способствовать повышению художественного уровня обучающихся. Создавая работу для выставки, школьник обогащается дополнительными знаниями по теме, что, безусловно, способствует развитию его одарённости. Я хочу привести только один пример, мы задумали для выставки «Малахитовую коллекцию». Работая над ней, были изучены структуры и окрас малахитового камня, его месторождения в России и за рубежом, а так
же, виртуально просмотрены шедевры ювелирного двора Фаберже, в частности коллекция яиц, так как планировали сделать яйцо. Узнали много необычного и интересного, например, как это ни удивительно, сам Карл Густавович не сделал ни единого яйца, все шедевры выполняли его наёмные ювелиры, а он просто был умелым менеджером.
Представление работ на ежегодных выставках
Ученики нашей школы уверенно выставляют свои работы на районной, городской и областной выставках декоративно-прикладного творчества. Каждая творческая работа учащихся еще раз подтверждает, что искусство развивает воображение, фантазию, стимулирует рост способностей, превращаясь в итоге в источник физического и духовного здоровья ребенка. Работы моих учеников заслужили грамоты и дипломы • На районных выставках мы трижды удостаивались
Гран-При;
• на городских и областных выставках много раз были первыми
Имена победителей:
Земцова Анна, Манвелян Марина, Поксыряева Татьяна, Голышева Алина, Халимулина Ольга, Макарова Татьяна, Романова Анастасия, Былинкина Ксения, Амирова Нейля, Бутунина Ксения, Лузгачёва Анастасия, Котенко Анна, Аникина Виктория, Васильева Анастасия. И сегодня я хочу показать работы , за которые дают Гран-При. (Демонстрация работ) Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. В заключении хочется напомнить, что перед нами, педагогами России поставлена главная задача ФГОС: создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей. И, скорее всего, никто не будет оспаривать утверждение: «Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал». Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них
условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.