Игровой тренинг для 8-9 классов "Учимся слушать"

Автор: Данцова Лариса Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №10"
Населённый пункт: г. Ростов-на-Дону
Наименование материала: конспект
Тема: Игровой тренинг для 8-9 классов "Учимся слушать"
Дата публикации: 12.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «Школа №10»

г. Ростов-на-Дону

Игровой тренинг

для 8-9 -х классов «Учимся слушать»

Составитель:

Данцова Лариса Алексеевна, учитель русского языка и литературы, классный

руководитель, педагог дополнительного образования ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону

Цель:
упражнение развивает навыки слушания другого человека.
Ключевые понятия:
- умение слушать- это важный навык. Он поможет реализовать право на высказывание своего мнения (см. статью 12-ю Конвенции о правах ребенка и статью 19-ю Всеобщей декларации прав человека); - мы можем научиться слушать лучше, если будем тренироваться.
Время:
около 40 минут.
Как выполняется упражнение:
Часть 1. 1. Разделите группу на пары. 2. Посадите учеников на стулья спиной друг к другу. Пусть один из пары задает вопрос другому о том, например, о чем он думал по дороге в школу. Нужно задавать вопросы и выслушивать ответы, не поворачиваясь друг к другу. 3. Задайте вопросы: - Удобно ли было беседовать? - Почему неудобно? -Как чувствовал себя отвечающий? -Почему было так шумно? 4. Теперь поменяйте ситуацию. Поверните стулья и сядьте лицом друг к другу. Тот, кто отвечал, теперь задает вопросы, например, как он собирается провести сегодняшний вечер. 5. Задайте те же вопросы. (п. 3) 6. Учитель говорит о том, как важно для говорящего, чтобы его не только слушали, но и слышали; объясняет, что есть несколько простых приемов, чтобы выразить свое внимание к собеседнику. Дети перечисляют: наклон в сторону говорящего, кивок, доброжелательный взгляд и т. д. Часть 2.
1. Составьте новые пары. 2. Объясните, что один ученик в паре должен будет говорить без остановки, а другой- как можно внимательнее слушать. Говорить можно о чем угодно: о себе, о своей семье, увлечениях…. 3. Дайте ребятам время определиться, кто будет говорить, а кто- слушать. 4. Дайте сигнал к старту. 5. Дайте одну-две минуты на непрерывное говорение. Если говорящий замолкает, не зная, что сказать дальше, остановите его хлопком в ладоши. 6. Попросите слушавших повторить два последних предложения, сказанных говорившими. Обычно такая просьба бывает неожиданностью - немногие смогут точно вспомнить два последних предложения! 7. Партнеры меняются ролями: слушавший говорит, а говоривший слушает. 8. Через пару минут остановите игру. На этот раз слушавшие, возможно, старались слушать более внимательно, поэтому попросите их повторить ТРИ предложения, которые произнес их партнер! 9. Задайте вопросы для закрепления ключевых понятий: - Смогли ли вы запомнить предложения? - Легче ли было их запомнить во второй раз? Почему? - Что вы делали, чтобы лучше слушать? Вы принимали какую-либо особую позу? Или меняли выражение лица? А что происходило в голове? - Что мешало вам слушать? Часть 3. Покажите классу перечни «Что мешает нам слушать?» и «Рекомендации для эффективного слушания». Есть ли что-либо в этих перечнях, о чем они не подумали? Почему?
Итог.
Для уважения и защиты прав человека очень важно уметь слушать. Это особенно важно в отношении статьи 12-й Конвенции о правах ребенка и статьи 19-й Всеобщей декларации прав человека, а также в отношении всех других статей. Почему это так? Что мы выигрываем, когда слушаем друг друга? Были ли вы в такой ситуации, когда никто вас не слушал? Что вы чувствуете, когда ваше мнение игнорируется? Согласны ли вы с тем, что мы можем научиться слушать лучше, если будем тренироваться?
Другие варианты работы
: • Можно продолжать игру, меняя партнеров или каждый раз увеличивая число предложений, которые должен запомнить слушающий. • Игра становится интереснее, если ее усложнять на протяжении нескольких дней или недель, чтобы ученики увидели, как улучшаются их навыки слушания.
Что мешает нам слушать

• Включенное - отключенное слушание. Люди думают быстрее, чем говорят. Это означает, что, когда вы слушаете кого-либо, у вас есть свободное время на «мысли». Нередко мы используем это время на то, чтобы подумать о чем угодно, вместо того, чтобы задуматься над тем, о чем говорит другой человек! • Необъективное слушание. Иногда мы быстро решаем, что человек, с которым мы разговариваем, говорит скучно, неправильно или не по делу, а предмет разговора неинтересный, неуместный или несущественный, или нам кажется, что мы знаем, что нам собираются сказать. И мы прекращаем слушать. • Рассредоточенное слушание. Шум, яркий свет, температура воздуха в помещении, а также другие факторы или даже то, что вы ели на завтрак, могут помешать слушать. Тем не менее, со временем мы можем научиться внимательно слушать и в таких условиях.


Рекомендации для эффективного слушания
• Молча выслушай собеседника, ведь невозможно слушать собеседника, когда сам говоришь. • Покажи говорящему, что хочешь его выслушать - твой взгляд и поведение должны выражать интерес. Не читай, не слушай музыку в то время, когда кто-то говорит; слушай, чтобы понять, а не возражай. • Избегай действий, которые отвлекают внимание (например, не черкай, не барабань пальцами, не возись с бумагами и др.). • Будь терпеливым, удели достаточно времени, постарайся не прерывать и не уходи, пока говорит собеседник. • Войди в положение говорящего, постарайся посмотреть на вещи с его точки зрения. • Не раздражайся по поводу ошибочного толкования. Старайся во время слушания не критиковать и не представляйся всезнайкой - эта позиция делает людей более скованными, молчаливыми или вспыльчивыми.