"Игра в дошкольном возрасте"

Автор: Гожельник Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г.Краснодар "Детский сад № 168"
Населённый пункт: г.Краснодар
Наименование материала: Консультация
Тема: "Игра в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 24.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Консультация

для

родителей

:
«
Игра

в

дошкольном

возрасте»
Игра - особенный вид деятельности человека. Она появляется в результате на социальную необходимость в подготовке подрастающего поколения к жизни. Игра - это жизнь ребенка. В игре, равно как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но зачастую в них заключается главная ценность. Именно в преодолении проблем происходит становление характера, появляется потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим, формируется личность. Поэтому не нужно торопиться вмешиваться в игру, не спешить сразу же разрешать игровые инциденты, выручать, избавлять, успокаивать. Заботливые родители снова и снова задают вопросы себе, психологам, педагогам: как содействовать развитию ребенка? Они выискивают экзотические методики раннего обучения, с пеленок записывают ребенка в различные кружки, с «горшечного» возраста учат читать - и забывают о главном: малыш должен играть. Не обучение, а непосредственно игра - «хлеб и дрожжи» детского развития, его непременное условие. На границе раннего и дошкольного возрастов появляется сюжетно-ролевая игра и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого вида игры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные), которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств. Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и поиске средств в его реализации. Сколько фантазии требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправится, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование. В игре ребята одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Впрочем, они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли как актеры. Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Вследствие этого игра - всегда импровизация.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо расценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, содействовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Игра воздействует на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Внутри игры также начинает складываться и учебная деятельность, к которой ребёнок в дошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями и правилами. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются большие воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников. Игра - отблеск жизни. Здесь все как будто, «понарошку», но в этой условной обстановке, которая формируется фантазией ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренны. Ребенок знает, что кукла и мишка – лишь только игрушки, но любит их, как живых, осознает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк. Но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по настоящему гордится своей победой. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо расценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, содействовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский