"Сказка и этическое воспитание школьников"

Автор: Куликова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Искра"
Населённый пункт: Евпатория
Наименование материала: статья
Тема: "Сказка и этическое воспитание школьников"
Дата публикации: 25.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ «ИСКРА»
Доклад
на тему: «Сказка и этическое воспитание школьников» Выполнила: воспитатель Куликова О.В. Евпатория, 2016
«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений». Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России. Разрешение проблем этического воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности школьников является сказка. Общеизвестно, что «сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». С её помощью можно в доступной и занимательной форме поведать детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо», как следует поступать в тех или иных жизненных ситуациях. Русские народные сказки, сказки народов мира, авторские сказки – это кладезь человеческой мудрости. Особой популярностью на этапе начального школьного образования пользуются сказки А.С.Пушкина, В.Даля, Л.Н.Толстого, современных авторов. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира. Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о 2
педагогическом значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка. Он теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пестушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем несказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.
Классификация сказок.
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное - расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров УНТ до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной. И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. Приведу два определения, принадлежащие специалистам. Одни считают, что сказки - это эпические, преимущественно художественные прозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой на вымысел… Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования. По мнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла. Однако, как это часто бывает в науке, отсутствие классического определения совершенно не отражается на самом явлении и весьма мало влияет на жизнь в общественном сознании. Немецкий фольклорист К.Ю. Обенауэр, например, косвенно утверждал принципиальную неразрешимость проблемы 3
определения сказки и не усматривая в этом трагедии, заметил: "Дети знают, что такое сказки". Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды. На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие. Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" - что, безусловно, облегчает работу родителей, воспитателя или учителя.
Сказки о животных
Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок. Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир - это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного "превращения", поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки "Снегурочка". "Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка". "Обращение" в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов. Так, в сказке А.С. Пушкина, князь Гвидон обращается за помощью к своей помощнице и она обращает его то в комара, то в муху, то в шмеля. В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.
Бытовые сказки


Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). 4
Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Характерна пестрота "бытовых" сказок: социально-бытовые, сатирико- бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.
Сказки смешанного типа


В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок - о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа - это сказки переходного типа. В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности. Сказки нашей голубой планеты расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.
Методика и формы работы над сказкой
Изучение сказок можно вести с восемнадцатого века, когда возник научный интерес к ним. Одним из первых ученых, кто понял ценность сказок, был историк В.Н. Татищев, увидевший в них отражение истории и быта русского народа. Интерес к сказкам проявили многие писатели восемнадцатого века, но только в начале девятнадцатого века увидели в них выражение "души русского народа". С пятидесятых годов девятнадцатого века в России стали появляться первые научные школы, в которых много внимания уделялось изучению сказок. Так называемая мифологическая школа именно в сказке видела необходимый материал для изучения мифов, прямым продолжением которых она считала сказки. Эта точка зрения наиболее точно выражена в трехмерном исследовании А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". Для изучения сказок весьма большое значение имела система исторической поэтики, которую пытался построить А.Н. Веселовский. Он от мифологических воззрений перешел к теории заимствования, а от нее к теории самозарождения сюжетов, взяв то ценное, что было и у 5
мифологической школы и у школы заимствования, не отрицая перехода сюжетов или произведений от народа к народу. Ценным исследованием о сказке является книга Н.В. Новикова "Образы восточнославянских волшебных сказок". Книга посвящена рассмотрению четырех основных типов сказочных героев: герой-богатырь, иронический неудачник, помощник героя, противник героя. Исследование носит сравнительный характер: сопоставляются сказки русские, украинские, белорусские, что дает возможность выделить в них общее и установить отличие друг от друга. Сказка - специфический жанр, любая сказка - это "особый замкнутый мир, в котором действуют законы, непримиримые в реальном мире". Законы "сказочного мира" аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. В свое время их сформулировал Д.Д. Нагишин, дав тем самым любому , кто хочет вчитаться, вслушаться в сказку, понять ее, почувствовать ее особый аромат, ключ к тайнам. Хочется обратить особое внимание на пять законов: 1. Одушевление предметов и явлений природы; 2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; 3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; 4. Чудесные превращения и обращения; 5. Гиперболизация. Благодаря этим законам в действие сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка - благодатный материал для развития воссоздающего и творческого воображения ребенка как важных сторон его эмоциональной сферы и необходимых для полноценного восприятия произведений читателем. Сказки сохраняют свою национальную индивидуальность, а каждая народная сказка своеобычно и по-своему неповторима. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством. Сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. 6
Этому способствует насыщенность сказки диалогами. Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа - надежный путь к осмыслению сказки. Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация "разрушает иллюзию сказочного мира". Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают. Чтение сказки - не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста. Формы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными. Укажем еще на некоторые смысловые акценты, которые представляются значимыми и с подачи родителей, воспитателя или учителя будут способствовать благотворному влиянию на формирование личности ребенка. Они могут реализовываться в ходе беседы о сказке, в виде вопросов, обращенных к детям, в качестве заданий, предлагаемых ребенку после знакомства со сказкой. Пример вопросов и заданий: 1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них). 2. Объяснить, почему произошло то или иное событие. 3. Показать, что становится объектом насмешки народа. 4. Прочитать в лицах сказочные диалоги и полилоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа. 5. Указать на текстовые различия в традиционных для сказки повторах. Объяснить их значение. 6. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению. 7. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое. 8. Выяснить, каким представился ребенку тот или иной герой, на чем основаны его предпочтения. 9. Объяснить, почему в сказке возникают значимые имена. Всегда ли они определяют главное в персонажах? 10. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам. 11. Вопросы, утверждающие связь человека с природой, миром, "прославляющие" чувства дружбы, благодарности и т.п., вытекающие из конкретно-сказочных событий. 12. Вопросы, активизирующие память ребенка, заставляющие его обратиться к известным ему аналогиям. 13. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения. 14. Вопросы, устанавливающие причинно-следственные связи между явлениями, объясняющими, почему произошло то или иное событие. 7
15. Предложение поразмыслить о том, кого и по какой причине осуждает народ, кому и за что выражает признательность. 16. "Эстетические" вопросы. Почему понравилось то или иное описание? 17. "Открытые" вопросы: что вы можете сказать о том-то и том-то. 18. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки. 19. Объяснить, как описывается в сказке прекрасное и безобразное. 20. Расскажите, как и почему изменился характер героя. 21. Сравнение, аналогия, сопоставление (чем сказки одного народа напоминают сказки другого народа). 22. Каковы коренные ценности народа, его понятие о справедливости, награде и неизбежном позоре? И, может быть, самая существенная методическая особенность обращения к сказке, прежде всего, состоит в том, что дети постигают мир, играя и наслаждаясь прекрасным в искусстве.
Роль сказки в этическом воспитании ребенка
Г. Н. Волков анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, «что духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще долго. Более того он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу». Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодолевания трудностей и борьбы со злом. В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу. Получается, что сказка — правда и вымысел одновременно. Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны напевность, повторы различных словосочетаний (жили-были; в некотором царстве, в тридевятом государстве и др.). Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, сравнений, а так же метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей разных возрастов. Сказка раскрывает перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания: формирует правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к 8
природе и другое. Народные сказки являются своеобразным "учебником жизни". Сказки отличаются лаконичностью изложения. В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. В волшебных сказках, как и в сказках о животных нет описания природы или портрета персонажей. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой - герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать» смел, мужественен, упорен в достижении цели, честен, т.е. наделен физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков - добрый молодец (смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои поступки и дела. Идеал, приобретенный в детстве, во много определит его как личность. Воспитательная ценность народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Сказка разговаривает с детьми языком искусства - светлого, бодрого, понятно и убедительного. Она для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. В каждом человеке, ребенке и во взрослом на уровне подсознания заложено стремление отвечать общепринятым, установленным веками, способом и мышления и поведения. Поэтому чувства и поступки положительного героя ребенок сразу же проецирует на себя. Проявляется это обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его собственными поступками. Ребенок начинает сознавать их необходимость, он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых, вырабатываются моральные критерии. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для взрослых и для детей. Сказка несет в себе культуру своего народа. Именно, народные сказки сохранили ту общую человеческую мораль, которую, сегодня многие растеряли. В них отражены уникальные традиции и опыт творчества. Во всех 9
народных сказках есть нравственно-этические принципы. Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей младшего школьного возраста. В работе над сказкой можно начать c рисования эпизодов из сказок. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, просмотра спектакля, фильма. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средство выразительности и так далее, можно узнать, кто из героев сказки вызвал у детей наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех; каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж и так далее. Завершающим этапом иллюстрирования сказок является изготовление книжек – самоделок, куда вошли лучшие детские рисунки. Осознание детьми закономерностей этого жанра позволит перейти к следующему этапу работы – сочинению сказок. Детские ум, душа, сердце творят сказку непроизвольно, органично. По желанию учащихся творческие работы помещаем в сборник «Наши сказки», который дает возможность показать себя более широкому кругу читателей, в том числе и родителям. Следующее наиболее актуальное в настоящее время направление в работе с народной сказкой – это использование технологии проектной деятельности. Класс делится на группы, каждая получает свое задание. Затем все рисуют любимых героев на «Поляне сказок». Коллективная работа позволяет каждому ребенку приобрести опыт самовыражения. Любой ученик может быть иллюстратором, словесным художником, актером, режиссером и даже маленьким писателем. С помощью исследовательского метода обучения дети систематизируют знания о русских народных сказках, попробуют себя в роли сказителя, постигая народные мудрости, заключенные в сказках, учатся аргументировать, отстаивать свое мнение. Учащиеся доказывают высказывание А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Отвечают на вопрос «Нужны ли людям сказки?». Самый трудный, но в то же время самый интересный вид работы со сказкой – драматизация. На уроках ученики читают по ролям, ставят «живые картины», инсценируют прочитанное произведение. Это вид работы используется и во внеурочное время (постановка сказки на конкурсах, утренниках). Использование народных сказок в качестве основы театрализованной деятельности детей младшего школьного возраста позволяет сделать их жизнь интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. 10
Цикл внеклассных занятий под названием «»Уроки этики» поможет не только уточнить, расширить, сформировать и систематизировать представления детей об «этических добродетелях», но и раскрыть их роль в жизнедеятельности человека. Занятия включают в себя как теоретическую часть, так и практические задания. В теоретической части учитель предлагает учащимся в занимательной форме путешествие к «истокам» великой «реки» под названием «Этика». У истока «реки» им встречается великая «гора» под названием «Золотое правило этики». Именно у подножия этой горя дети начинают познавать мир этических норм поведения. В процессе этого путешествия дети знакомятся с «притоками» «реки» Моралью и Нравственностью. Островки – «этические добродетели», которые «омываются»(определяются) водами реки Этики. Переезжая с одного острова на другой, дети знакомятся с их жителями и принимают участие в обсуждении их Законов поведения. Драматизация ситуации этического содержания, написание свода правил хорошего поведения, защита или обвинение жителей островов, нарушивших правила этики, и т.п. составляют практическую часть занятия. Некоторые занятия проводятся вместе с родителями, что позволяет учащимся в определённом смысле пересмотреть свое отношение к словам взрослых, их поступкам. Меняются и взгляды родителей на ребенка, который на таких уроках выступает в равной с ними роли. Иногда родители в беседе с ними, им приходится учится его слушать и слышать своего ребенка; уважать его мнение, считаться с его решением; воспринимать его как личность, как члена общества. Такие открытия сблизили детей и родителей, вывели отношения ребенка и взрослого на новую ступень. Такие занятия требуют от учителя серьезной теоретической и практической подготовки, а именно знания материала по вопросам этики, владения методикой организации и проведения занятий подобного рода. По отзывам детей, учителей, воспитателей и родителей «Уроки этики» интересны, эффективны и значимы для всех участников воспитательного процесса. Организованная таким образом целенаправленна работа по этическому воспитанию школьников позволяет поднять этический опыт детей на более высокий качественный уровень. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», 11
«Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам состояниям, на примере сказки очень хорошо усваиваются ими нравственные нормы, развивается нравственная сфера личности ребенка. Постоянно используемые сказкам этюды на выражения и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей школьного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка в практике семейного и общественного воспитания.
Рекомендации для родителей по использованию сказки в этическом

воспитании ребёнка.

Какие сказки читать детям?
Родители, которые серьезно относятся к воспитанию детей, естественно, стараются им больше читать, понимая, что художественная литература оказывает на душу ребенка огромное влияние. Но не все задумываются над тем, что далеко не любое влияние бывает положительным. Книга может подействовать на человека просветляюще, а может ввергнуть его во мрак, вселить в него чувства ужаса и безысходности. Если это применимо к взрослым людям, то уж к детям тем более. Так что при выборе детских книжек не поленитесь лишний раз освежить в памяти их содержание. Особенно если ваш ребенок робкий, впечатлительный - а таких сейчас дocтaточно много. За последние годы в нашей стране число детей, страдающих сильными, даже патологическими страхами, удвоилось. И мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры - все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно, и они очень многого боятся.
Детские сказки на ночь. Какие сказки читать ребенку на ночь?
Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую 12
интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком. Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев! Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме. В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей, он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым. Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего ребенка - Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесъ, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут" - то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" - то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в 13
этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели. Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках! Какие выбирать сказки? Впечатлительным детям не стоит рано читать страшные сказки типа «Карлика Носа» Гауфа или грустные вроде «Девочки со спичками» и «Русалочки» Андерсена. Народные сказки, в том числе и русские, должны быть литературно обработаны, причем именно для детей, поскольку в оригинальном варианте слишком много архаической жестокости. Сейчас можно порой услышать, что до революции дети слышали сказки как раз в неприглаженном, архаическом варианте. И ничего, привыкали к «суровой правде жизни». Но авторы тех времен свидетельствуют об обратном. «Конечно, неуместно читать детям сказки, где есть что-либо пугающее, какие-либо пугающие, либо страшные образы», - писал больше ста лет назад, в 1876 году, педагог В. Сиповский. А ведь в середине XIX в. у детей было неизмеримо меньше страшных впечатлений. Одни новости по телевизору, которые каждый день смотрят взрослые, чего стоят! Крупным планом показываются изуродованные трупы, в красках расписывается, где что взорвалось, сгорело, потонуло... А бьющая по нервам уличная реклама, которую на профессиональном жаргоне так прямо и называют «агрессивной»? А жуткие, садистские заголовки, которыми пестрит нынешняя пресса? А разговоры современных детей, уже напичканных всякими «ужастями»? Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг. И литература играет тут важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и увлекательные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокие размышления. Чем с утра до ночи твердить маленькой девочке, как дурно быть неряхой, лучше прочитать «Федорино горе» К. Чуковского и сказать, что ее игрушки тоже, наверное, убегут, обидевшись на беспорядок. (А если не подействует, то и убрать на время пару любимых кукол, сказав, что они не выдержали жизни в грязи.) Еще недавно большинство детских книг, мультфильмов, фильмов, спектаклей предназначалось не только для развлечения, но и для воспитания. Потом был дан резкий крен в сторону развлекательности. Теперь мы начинаем пожинать горькие плоды воспитательных экспериментов. Эмоциональная уплощенность современных детей налицо. Вернее, даже на лице: у них обедненная мимика, им часто бывает трудно изобразить даже самые простые эмоции - радость, печаль, злость, обиду. Гораздо хуже, чем раньше, опознаются нынешними детьми и разные черты характера. 14
Расскажешь им самую что ни на есть незамысловатую историю про грубых или, допустим, ленивых героев, а в ответ на вопрос «Какие были сейчас персонажи?» знай себе твердят: «Плохие... Злые...» И только после наводящих вопросов, фактически содержащих прямую подсказку «Девочка ленилась рано вставать, ленилась причесываться и убирать постель - значит, какая она была?», кто-нибудь догадается назвать нужный эпитет. А попросите назвать противоположное качество, и вы такое услышите! «Ленивый» - «работный», «грубый» - «необзывальный». Так что мы вам советую сделать упор на эмоционально¬-нравственное развитие ваших детей через книги. Это, конечно, не означает полного исключения развлекательного элемента, но все же большая часть произведений должна не просто забавлять ребенка, а учить и воспитывать. Обсуждайте прочитанное. Наводите детей на размышления о характерах персонажей, о чувствах, которые они переживали в тот или иной момент, о причинах их поведения. Задавайте побольше вопросов, а то дискуссии взрослых с детьми нередко вырождаются в нравоучительные монологи, во время которых ребенок привычно отключается и практически ничего не улавливает. С младшими школьниками прочитанное стоит не только обсуждать, но и проигрывать - театрализация позволяет ненавязчиво донести до них очень многие вещи, которые иначе не усваиваются или усваиваются с огромным трудом. Если вы хотите, чтобы книга помогла вашему ребенку осознать и преодолеть его психологические трудности (например, страхи, жадность или упрямство), ни в коем случае не подавайте ее под лозунгом «вот как поступают настоящие мужчины (добрые дети, послушные девочки), а ты...» Упрек, каким бы скрытым он ни был, оскорбит ребенка, который, скорее всего, и сам переживает из-за своего недостатка, но не желает в этом признаться. А обида заблокирует доступ для всего остального.
Список используемой литературы
1. Аристотель. Этика. Политика. Категории. – Мн.: Литература, 1998. 2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 1999. 3. Горелов А.А. Этика: Учеб. пособие . – М.: Флинта:МПСИ, 2006. 4. Гусейнов А.А. Этика:Уебник / А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян. – М.: Гардарика, 2000. 5. Измайлов. А Э. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г. 6. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983. 7.Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991. 8. Русские народные сказки. / Сост., вступ. ст. и прим. В.П. Аникина. М., 1985. 15
9. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К.Господникова и др. – Волгоград, Учитель, 2009. 10. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. 16