"Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в санатории"

Автор: Куликова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ Республики Крым "Санаторий для детей и детей с родителями "Искра"
Населённый пункт: Евпатория
Наименование материала: доклад
Тема: "Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в санатории"
Дата публикации: 25.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ «ИСКРА»
Доклад
на семинар по теме: «Формы и методы организации досуга и оздоровления детей в санатории» Выполнила: воспитатель Куликова Ольга Валерьевна Евпатория, 2016
В докладе освещены современные подходы к организации досуговой деятельности в санатории. Показана специфика применения методов досуговой деятельности, направленных на воспитание детей и подростков с учетом возрастных особенностей. Охарактеризованы виды досуга и формы организации досуговой деятельности. Санаторий - место для оздоровления детей и подростков. Роль воспитателя в таком учреждении очень важна. Помочь ребёнку в период адаптации, сделать его жизнь в санатории не скучной, чтобы ему захотелось приехать сюда не однажды - эти и другие задачи решает воспитатель в каждом заезде. Ведь хорошее настроение тоже залог здоровья.
Сущность организации досуговой деятельности подростков в детском

санатории.
Виды досуговой деятельности можно классифицировать
по пяти группам
: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.
Отдых
снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.).
Развлечения
(просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений.
Праздники
сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.
Самообразование
(чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.
Творчество
обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.). Для того чтобы определить особенности организации деятельности детского санатория, нам необходимо понять, что представляют собой детские санатории вообще. Программы пребывания ребят в санаториях включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируются грандиозные развлекательные мероприятия, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков. Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции отдыха детей и подростков. Содержание, формы и методы работы санаториев определяются коллективом на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самостоятельности с учетом интересов детей. Здесь созданы возможности для привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда. Социализация детей и подростков, их адаптация к современным условиям - проблема, которая остро встала в настоящее время. Многие хорошие начинания в социальной сфере остаются нереализованными в должной мере лишь по той причине, что специалистами нарушается принцип преемственности в процессе социализации детей. Один из путей решения этой проблемы ведет через специализированные (тематические) программы. Оптимальным условием для создания новой схемы взаимоотношения детей и подростков является реализация специальных программ на базе детского оздоровительного лагеря в условиях социально-защитного учреждения. Это дает возможность отвлечь ребенка из семьи группы социального риска от повседневных проблем. 2
Деятельность детского санатория строится на основе программ, более характерных для профильных лагерей, в которых устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсных программ, выступления. 1.
Технологии организации досуга детей и подростков
. 1.1.
Содержание досуга.
Досуг – это одна их форм детской жизнедеятельности. Содержание досуга – это совокупность элементов детских увлечений, интересов, хобби. К структурным элементам содержания досуга можно отнести: кино, телевидение, техническое творчество, прикладной труд, художественное творчество, книги, экологическая деятельность, спорт, театр, музыка, туризм, коллекционирование и т.д. Наука раскрывает приблизительно более сорока главных составляющих элементов досуга. Каждый элемент имеет свои формы, вариации, модели. По содержанию досуг детей необходимо подразделить на ряд групп (Шмаков С.А.). Первая группа связана с восстановлением различных сил ребенка. К ней необходимо отнести прогулки на свежем воздухе, спорт, вечера отдыха, забавы, развлечения, игры. Спорт, двигательная деятельность активизирует физическую активность детей и способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ловкости. Вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, приобщением к духовным ценностям. К ней можно отнести чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п. Содержание данной группы досуга стимулирует познавательную активность детей, способствует освоению общечеловеческой культуры, исторических, литературных ценностей, формированию мировоззрения детей. Третья группа связана с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью. К данному содержанию досуга можно отнести научно- исследовательскую деятельность, художественно-театральную, техническую, спортивно- игровую, трудовую, прикладную деятельность. Включение детей в эту группу досуга развивает активную жизненную позицию, способствует самоопределению личности, ее самоактуализации в творческой деятельности. Четвертая группа реализует потребность в общении. К данной группе необходимо отнести вечера встреч, танцы, дискотеки, вечеринки, творческие объединения, кружки. Общение с другими детьми развивает коммуникативные умения, формирует у ребенка способность использовать различные способы межличностного взаимодействия, быть адаптивным к различным социальным ситуациям. Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебой детей. Это – выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива и т.п. Включение ребенка в пятую группу досуга является значимым для развития организаторских способностей, формирования умений самостоятельно организовывать как собственный досуг, так и увлекать сверстников содержательной деятельностью. Содержание досуга многолико, как и многолики человеческие интересы, увлечения. В работе с детьми важно понять и принять их желания, создать благоприятные условия для реализации и творческого воплощения многообразных детских интересов. 1.2.
Методы организации досуговой деятельности подростков в санатории.
Досуг – это такой вид деятельности, в котором органично сочетаются обучение и воспитание. С одной стороны, он способствует формированию у ребенка различных представлений о сущности тех или иных явлений, развивает определенные умения и навыки, а с другой стороны, досуг формирует нравственные качества личности человека, такие как целеустремленность, личностную и познавательную активность, умение взаимодействовать с детьми, планировать деятельность, оказывать взаимопомощь, сотрудничать. Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как 3
какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени. Уже говорилось о том, что организация досуговой деятельности подростков в детском санатории имеет ряд специфических особенностей. Поэтому и методы организации досуговой деятельности в санатории также имеют свою специфику. К
методам
досуговой педагогики, используемых в нашей работе в условиях санатория, относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации. Остановимся на данных методах более подробно.
1.Методы игры и игрового тренинга
. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии подростков, кого они выбирают, предпочитают из сверстников. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно- прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.
2. Методы театрализации.
Досуг подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Ребята любят праздники и карнавалы и охотно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие игровые зрелища. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Однако есть праздники, в которых рекреационно- развлекательный элемент является преобладающим. К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, проводов зимы, праздник русской березки, праздники лета, цветов и т.д. Активное участие детей и подростков в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.
3. Методы состязательности
. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Подростков необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, а значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».
4. Методы равноправного духовного контакта.
Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Воспитатели и дети – равноправные участники игр, конкурсов, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».
5. Методы воспитывающих ситуаций.
Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Педагог умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции воспитателя, 4
заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию.
6. Методы импровизации.
Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации порождают азарт ребенка, развивают творчество. В организации досуга ребенка С.А.Шмаков выделяет следующие методы сотрудничества и сотворчества с детьми: � игровые;  методы театрализации;  соревновательные;  методы сотрудничества;  методы воспитывающих ситуаций;  импровизации. Игровые методы, основанные на интересе детей и развивающие все высшие психические функции ребенка. Игровые методы реализуются через игры и игровой тренинг. Игра — это самостоятельный и важный для детей вид деятельности, равноправный со всеми иными. Она может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела, т.е. может являться формой обучения. В этом случае, игра мотивирует познавательную деятельность ребят, заинтересовывает их в процессе познания различных явлений действительности. Игрою легко выверить симпатии и антипатии детей, кого они выбирают, предпочитают из сверстников ("третий лишний", "ручеек", "садовник", "колечко" и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы (викторина, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес" и др.). Игры показывают уровень организаторских способностей детей. Игры "проявляют" физические способности: ловкость, силу, координацию и т. д. Методы театрализации способствуют развитию у детей творческого воображения, актерских навыков и формированию у них умений вступать в различные социальные отношения, предписанные ролью. К методам театрализации можно отнести перевоплощение и подражание. Досуг детей имеет бесконечное количество сюжетов и социальных ролей. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Соревновательные методы развивают у детей физическую активность, ловкость, выносливость и здоровый дух соперничества. К соревновательным методам относятся состязания, которые могут быть как физического, так и интеллектуального содержания. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка. Соревнования способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания. Методы сотрудничества заключаются в равноправном духовном контакте взрослых и детей. К ним относятся: совместные обсуждения, дискуссии, активизирующее общение в парах «взрослый-ребенок», в коллективе «взрослый-дети». Методы сотрудничества основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных. Методы воспитывающих ситуаций, которые заключаются в актуализации нравственных качеств ребенка, в стимулировании нравственного поведения детей. К методам воспитывающих ситуаций можно отнести проблемные ситуации, создаваемые взрослыми в процессе проведения каких либо досуговых мероприятий. Методы воспитывающих ситуаций способствуют тому, что взрослые в доверительном общении с 5
детьми формируют жизненное мировоззрение и жизненные позиции, основанные на общечеловеческих ценностях. Методы импровизации проявляются в творческой предприимчивости и активизации творческих сил детей. Импровизация — действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Оно выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для детей. Организация досуговой деятельности требует от педагога творческого моделирования различных методов воспитания и обучения детей. Выбор методов зависит от содержания досуговой деятельности, от возраста воспитуемых, от используемой формы организации досуга. Досуговая деятельность строится на позициях сотрудничества и сотворчества. Данные позиции предполагают доверительное общение. В основе общения лежит межличностная коммуникация, позволяющая партнерам понять, принять позиции партнера, отстоять собственные суждения. Наиболее успешному развитию коммуникаций способствуют педагогические приемы, позволяющие педагогу развить у детей коммуникативные умения. Л.В. Байбородовой, М.И.Рожковым, Ю.С. Тюнниковым разработаны приемы, которые позволят педагогам, используя их в процессе организации досуга сформировать у ребенка различные жизненно необходимые умения и навыки. К педагогическим приемам, развивающим коммуникативные умения у детей относятся:  «Ролевая маска». Ребенку предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа;  «Непрерывная эстафета мнений». Дети «по цепочке» высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответствующие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся;  «Самостимулирование». Ребята, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению;  «Импровизация на свободную тему». Дети выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.;  «Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема «импровизация на свободную тему» учащиеся в данном случае поставлены в более творческие условия, причем учитель может постепенно поднимать «планку трудности»;  «Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение. К педагогическим приемам, связанным с организаторской деятельностью учителя, направленной на совершенствование совместной деятельности детей относятся: - «Инструктирование». На время выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся. Они определяют, в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают статус всех его участников; 6
- «Распределение ролей». Это четкое распределение функций учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые потребуются для выполнения задания; - «Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.); - «Распределение инициативы». Предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Главное здесь добиться сбалансированного распределения инициативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкретным участием всех обучаемых на каждом этапе; - «Обмен функциями». Дети обмениваются ролями (или функциями), которые они получили при выполнении заданий. Другой вариант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику; - «Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и изменения его характера посредством распределения учащихся в классе в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы. Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п. Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности. Успешное использование методов не в последнюю очередь зависит и от профессионализма воспитателя. Именно он занимается подготовкой и организацией досуговой деятельности ребят в санатории. 1.3.
Классификация видов досуговой деятельности.
С.А. Шмаков в качестве основания классификации досуговых занятий считает характер осуществляемой ребенком деятельности, которую рассматривает с точки зрения влияния на развитие личности, познавательной деятельности, способностей и задатков ребенка. Досуг ребенка может быть:  пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный);  организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);  контролируемым и неконтролируемым;  коллективным и индивидуальным;  подражательным и творческим;  опережающим и нормативным. В педагогических исследованиях (Э.В.Соколов, В.Е.Триодин) выделяются следующие виды досуга: отдых, развлечение, самообразование. Отдых, который снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, слушанием музыки, работой на садовом участке. Однако, активный отдых не должен вызывать утомление физической или культурной деятельностью. Развлечение как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений. 7
Отдых и развлечения как виды досуга сочетаются в праздниках. В празднике человек получает возможность освободиться от повседневных забот и дел, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения чувств. Самообразование как вид досуга направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной или организованной учебной деятельностью. Оно основано на интересе личности к какой-либо сфере. К самообразовательной досуговой деятельности можно отнести чтение литературы (как художественной, так и научной, публицистической), участие в семинарах, диспутах, деловых играх, прослушивание лекций и музыки, просмотр научно-популярных и, документальных фильмов. Некоторые из видов самообразовательной досуговой деятельности связаны с приобретением знаний и одновременно с развлечением. Так, к примеру, просмотр научно-популярных фильмов связан и с познанием и удовлетворением интересов личности. Творческие виды досуговой деятельности представляют собой самый высокий уровень досуга, так как именно он поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их созидателя. К данному виду досуга можно отнести: техническое и художественное творчество, различные хобби, коллекционирование, любительские занятия, например, музыкой, шитьем, вязанием и др.
2. Формы организации досуга
В педагогической теории и практике разработано множество форм организации педагогического процесса, а также организации досуговой деятельности детей. Формы отличаются друг от друга следующими признаками: 1. количественными. Формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, а также количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на: — кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); — продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); - традиционные (регулярно повторяющиеся). По количеству участников формы могут быть: — индивидуальные (воспитатель — воспитанник); — групповые (воспитатель — группа детей); — массовые (воспитатель — несколько групп, классов; 2. по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; 3. по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные; 4. по субъекту организации:  организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;  деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;  инициатива и ее реализация принадлежит детям. 5. по результату: - результатом является информационный обмен; - результатом является выработка общего решения (мнения); - результатом является общественно значимый продукт. К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм его влияние на детей более заметно, так как на педагога в большей мере обращено внимание школьников. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям. К массовым формам работы педагогов со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости 8
от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника ребят в организации деятельности. Определяя форму организации досуга, педагог прежде всего ориентируется на содержание деятельности детей, их интересы и потребности. По рассмотренным выше признакам можно охарактеризовать каждую форму. Предлагаем схему характеристики формы досуговой деятельности: 1) название; 2) продолжительность проведения; 3) предварительная подготовка или экспромтное проведение; 4) количество участников; 5) организатор деятельности; 6) характер влияния педагога; 7) результат совместной деятельности. Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, например, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми. Одной из форм организации досуга детей являются мероприятия.
2.1. Мероприятия
Мероприятия — это события, занятия, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титова выделяет характерные признаки мероприятия:  созерцательно-исполнительская позиция детей;  организаторская роль взрослых или старших детей. Как считает В.С.Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Если содержание мероприятия принимает формальный оттенок, то смысл данной формы теряет значение для воспитания детей. К мероприятиям можно отнести прежде всего праздник. Праздник отличается от всех других форм по некоторым признакам. Во-первых, у праздника всегда есть так называемое «предпразднество» - ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного значительного события. И это «предпразднество» в огромной степени помогает организаторам праздника, создавая заранее светлый настрой, готовность людей с открытой душой, радостно воспринимать все действия, которые будут происходить на сцене или других площадках. В это время организаторы проводят множество акций, готовят сознание людей к приближающемуся торжеству. Тем самым центральный момент самого празднования уже во многом «авансирован». Праздник, в отличие от школьного вечера, концерта, нельзя начать без предпразднества, без предварительного периода подготовки людей. Во-вторых, праздник — это радость для всех, активное проведение времени вместе со всеми. Для этого сценарист и постановщик должны приложить немало сил, выдумки и фантазии. Ведь чтобы активно веселился каждый, нужно придумать дело для каждого. Программа праздника всегда очень разнообразна. Это и викторины, и общие танцы, и песни, и конкурсы, и спортивные состязания, словом, интересные дела и развлечения для всех возрастных категорий участников. В-третьих, праздник — это ещѐ и весьма масштабное событие. Он может проходить не один день и не на одной, а сразу на нескольких площадках. Дети получают возможность проявить личностные качества, интеллектуальные умения, способности, сплотиться друг с 9
другом, умения взаимодействовать в коллективе сверстников и реализовывать свой творческий потенциал.
2.2.Игры
Универсальность игры в том, что она востребована на каждом возрастном этапе развития личности. Для дошкольника – это смысл его жизни, его ведущая деятельность и вне игры личность дошкольника значительно теряет в своем развитии. Для младшего школьника игра – это потребность реализовать свою личностную активность, переключиться от учебной деятельности. Для подростков и юношей - игра способ познания действительности, способ реализации потребности в общении и развлечениях. В любой возрастной период игра значима и необходима. Доказано, что чем больше ролей проигрывает ребенок в детстве, тем лучше он социализируется, то есть приобретает опыт межличностного общения и взаимодействия в различных социальных ситуациях. Игра по своей сути – это социально-психологическое явление. Потребность личности в игре и способность включаться в нее характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако потребность ребенка в игре гораздо выше, чем у взрослого. Взрослый имеет социальный опыт, он живет по уже выработанным у него жизненным установкам. И поэтому, включаясь в игру, особенно в ролевую, он «перевоплащается». Однако жизненные установки взрослого человека видоизменяются гораздо сложнее. Ребенок игру «проживает», он смело берет на себя разные роли и достаточно успешно их выполняет, потому что для ребенка в игре органично сочетаются как ролевые, так и реальные отношения. Он не отделяет игру от реальности. Исходя из этого игра для ребенка – это мощное средство социализации. Современному взрослому человеку играть в игры крайне необходимо, так как для них игра – психотерапевтическое средство, которое позволяет преодолеть внутренние конфликты. В педагогической науке существует множество классификаций игр. Проанализировав подходы различных исследователей, а также учитывая специфику досуговой деятельности детей необходимо выделить следующую классификацию игр: 1. игры народные, возникающие как по инициативе самих детей, так и по инициативе взрослых; 2. сюжетно-ролевые игры, имеющие четкую структуру (роль, игровые действия, сюжет, игровые правила, игровое поведение); 3. игры-драматизации, театрализованные игры; 4. игры, развивающие воображение; 5. психотехнические игры, развивающие различные психические процессы, состояния (эмоции, чувства), коммуникативные умения и навыки. Данный вид игр используется в процессе организации тренингов. Каждый возрастной период имеет свои особенности использования игры как формы организации досуговой деятельности ребенка. Для дошкольника сюжетно-ролевая игра- ведущий вид деятельности, в связи с этим в процессе организации досуга он не может быть использован педагогом в полной мере, так как досуг для дошкольника организуется взрослым, а сюжетно-ролевая игра - это самостоятельная творческая деятельность ребенка. Досуг в дошкольном возрасте тематический: спортивный, типа «Кто самый выносливый и ловкий» и т.п.; интеллектуально-литературный, типа «Вечер загадок и отгадок», «Путешествие по стране сказок», «Математический КВН» и т.п.; театрализованный, с использованием различных видов театров (теневой, кукольный, настольный, пальчиковый и др.). При проведении спортивных видов досуга широко используются народные игры, а также игры подвижные, с элементами спортивных игр. При организации спортивных развлечений необходимо придерживаться следующих требований:  содержание досуга должно соответствовать возрастным физическим возможностям детей;  физическая нагрузка должны быть распределена по основным группам мыщц; 10
 в процессе досуга используются общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие основных движений;  используются спортивные игры;  создаются ситуации, мотивирующие детей к деятельности и стимулирующие дух соревнования;  используются награды за ловкость, выносливость и т.п. В младшем школьном возрасте дети охотно играют в сюжетно-ролевые игры. В связи с этим взрослый должен поддерживать их стремление и стимулировать путем создания игровых ситуаций. Для возраста 6 - 10 лет характерна яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образ. Непосредственность младших школьников и быстрота реакции в игровых ситуациях проявляется наиболее ярко. Благодаря высокой восприимчивости, отзывчивости и доверчивости младших школьников их легко вовлечь в любую деятельность, а в игровую особенно. Младшие школьники обожают обставлять игры секретами, но таким образом, чтобы окружающие знали, что у данной игровой группы есть какая-то своя «военная тайна». В условиях лагеря они могут сделать в лесу укрытие, шалаш и оформить его как землянку. Даже если с ней не будут связаны конкретные длительные действия, само наличие укрытия, где можно незаметно для всех собраться определенной группе и пошептаться, создает им иллюзию самостоятельности и независимости от взрослых Большое значение в организации досуга младших школьников играет сказка. Сочинение сказок — деятельность, близкая по своей сущности к игре, ребенок, как и в игре, отождествляет себя со сказочными персонажами. Сказка, игра занимают серьезное место в интеллектуальной жизни ребенка-школьника. В организации досуга младших школьников используются игры, на развитие воображения.
2.3. Тренинги
На современном этапе развития практики организации досуговой деятельности широко применяются тренинги. Проведение тренингов является профессиональным делом психологов. Сущность и содержание тренингов глубоки и психологические механизмы достаточно сложны. В организации досуга применяются игровые тренинги. Под игровыми тренингами следует понимать систему игровых упражнений по обучению общению, развитию психических функций. Цель его — психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждой игровом упражнении даст руководитель. Игровые тренинги могут выполнять несколько функций (Петрусинский В.В.): 1. коммуникативная функция – объединение детей в коллектив, установление эмоциональных контактов; 2. Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему; 3. Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности; 4. Воспитательная функция – воспитание умений проявлять различные личностные качества в игровых моделях, адекватных жизненным ситуациям. Игровые тренинги проводятся по одной модели, которая включает в себя: - предварительную инструкцию, выполненную в форме дикторского текста. Инструкция, как правило, повторяется дважды; - словесные сигнал к началу тренинга, типа « Начали», «Гонг» и т.п.; - непосредственно игровой тренинг. По мере выполнения игровых действий, если необходимо включается музыка; - словесный сигнал к окончанию игровых действий. Игровые тренинги применяются в работе с детьми подросткового и юношеского возраста. Элементы использования игрового тренинга возможны и с детьми младшего школьного возраста. Старшие подростки весьма заинтересованы в информации о своей личности, для них можно организовать «психологические игры». Цель тренинга следует довести до сведения ребят, например, научиться понимать других людей, оценивать, понимать, 11
преодолевать и раскрывать самого себя. Педагогу в этих играх важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8 — 15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30 — 40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников может быть 7 — 20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даст результатов. К таким условиям относятся: -высокая доброжелательность и доверие друг другу; -при оценке выполнения игровых заданий участниками оценивается не личность, а ее деятельность и способы общения; -впечатления о степени удовлетворенности игрой участники должны доводить до руководителя тотчас. Успешность игровых тренингов полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игр и ее участниками. Н.П.Аникеева предлагает следующие игры для тренингов: 1. «Интервью». У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Задаются следующие вопросы:  «Любишь ли ты стихи?»;  «Твой любимый цвет?»;  «Твое любимое изречение?»;  «Любишь ли ты видеть сны?»;  «Если бы тебе предложили роль в фильме, кого бы ты захотел сыграть?» (артистические данные значения не имеют);  «Есть ли у тебя хобби?»;  «Какое у тебя любимое имя?»  «Чего ты больше всего боишься?»;  «Что больше всего ценишь в людях?». Каждому следует задавать не более 5 — 7 вопросов. В одно занятие можно интервьюировать по 3 — 4 человека. В первые занятия следует дать участникам следующую установку: «Отвечать в любой степени откровенности. Можно с полной откровенностью, можно с частичной, а можно вообще «в маске» — отвечать, «будто не про себя, а про другого». Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у ряда подростков. Если в процессе игровых занятий установится доверительная атмосфера, то стремление «маскироваться» отпадет само собой. Необходимо, чтобы все участники занятий прошли «интервьюирование». Возможны следующие варианты проведения интервюирования: - усложненный вариант интерьвьюирования. Участники игры задают вопросы «в ролях»: от имени детсадовских работников, космонавтов, марсиан, Красной Шапочки, Чебурашки, директора данной школы, родителей интервьюируемого и т. д. Для старших школьников это эффективный прием для вовлечения в игровое состояние; - «ролевое интервьюирование» на каждом занятии длится 2-3 минуты в качестве разминки; 2. «Мнения». У каждого человека все по очереди называют одно, лучшее качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников занятий более восьми, то игру следует проводить в несколько этапов, чтобы охватить всех. В дальнейшем можно использовать другой вариант данной игры —«Метафоры». О каждом из участников мнение оформляют метафорично: «колючий ежик», «вечный двига- тель», «головоломка» и т.д.; 3. «Мимика и жесты». Эти игры необходимы для развития паралингвистических (внеязыковых) средств общения, а также для выработки свободного, раскованного общения. Варианты: а) каждый только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость и т. д.; б) то же самое при помощи мимики (без жестов); в) то же самое при помощи мимики и жестов (только добровольцы, так как упражнение трудное); г) все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например «написать письмо», «переставить мебель в классе» и т. д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестом и мимикой. Второй выполняет перед всеми то, что понял. Затем сравнивается написанное с выполненным. 4. «Видение других». Игры на внимательность друг к другу, которые предполагают два варианта развития действия. а) Один из играющих садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих — детали костюма, прическу, обувь и т. д. б) Называется один из участников. Все вместе должны 12
восстановить его поведение, настроение, высказывания с самого начала занятий до данного момента (например, за последние полчаса). 5. «Стратегия в диалоге». Эти игровые упражнения направлены на тренировку вербального (словесного) общения—умения говорить и слушать другого. 6. «Влияние группового настроения». Цель этого игрового упражнения — продемонстрировать роль благожелательной и неблагожелательной атмосферы в создании настроения участников. Двое получают задание придумать по два этюда с различными предметами, например с рюкзаком и линейкой. Пока они готовятся за дверью класса, ведущий договаривается с аудиторией о групповой реакции. Например, первый этюд первого исполнителя встречается одобрительно (улыбки, доброжелательные взгляды, заинтересованность на лицах), второй этюд — холодно (равнодушные лица, пренебрежительные ухмылки). Реплики не рекомендуются. У второго исполнителя все повторяется с точностью до наоборот. Затем оба исполнителя рассказывают о своих ощущениях и дают оценки этюдам. После этого перед ними раскрывают «заговор» и со всей аудиторией идет обсуждение проблемы «моральная поддержка». Организация игрового тренинга требует от педагога умения преодолеть собственную скованность, так как по сравнению с организацией ролевых игр, игровой тренинг строиться на атмосфере доверительного взаимодействия, а чтобы этого добиться важно регулировать взаимодействие участников тренинга.
2.4. Коллективно-творческие дела
Проблема использования коллективно-творческих дел в процессе воспитания школьников разработана И.П. Ивановым и его научной школой. По его мнению, не каждая коллективная форма может быть творческой. Выделяются условия, при которых форма может быть коллективной и творческой. К данным условиям относятся:  участники деятельности в процессе совместного поиска обсуждают содержание формы совместной деятельности;  учитываются интересы и потребности каждого;  индивидуальные цели не противоречат общим целям группы;  коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле; Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В воспитательном мероприятии педагог открыто ставит задачу перед детьми, передает им готовый опыт. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Ребята сами «открывают» эти воспитательные задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей. Организация коллективно-творческих дел предусматривает шесть стадий. Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые:  определяют место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом;  ставят конкретные воспитательные задачи;  выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям;  продумывают способы проведения своих замыслов;  намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой;  определяют возможности активизация деятельности каждого участника. При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися. Вторая стадия — коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он составляет выдвинутые варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает 13
обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». Завершается поиск выбором совета дела. Третья стадия — коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам. Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Взрослый выступает в роли старшего товарища. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска. Четвертая стадия — проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах де- монстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты. Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями. Педагогам необходимо учитывать мнения детей для совершенствования коллективно- творческого дела. С.А. Шмаков выделяет требования, которым должно соответствовать досуговое дело:  ориентир на всех ребят и на каждого школьника. Содержание должно быть интересно всем. Большой выбор разных ролей и поручений;  ставка на разнообразие имен участников;  творческий потенциал дела, питающий импровизацию, экспромт, свободу действий;  пропорциональность частей проводимого дела, точный регламент, соответствующий возрасту школьников;  соотношение обязательного и добровольного;  широкое поле творческого общения, самовыражения, самореабилитации;  единство формы и содержания, духовная, гуманная основа сотворчества и сотрудничества. Отдых подростков носит более многогранный и разносторонний характер, чем отдых детей. Поэтому методы и формы его более разнообразны. Большое место занимают в нем занятия, требующие интеллектуальных усилий, так как запросы и интересы у подростков шире, чем у детей. Отдых дает возможность подросткам заняться любимым делом, так как у них более определенные склонности и интересы. Прекрасно отдыхают подростки и во время массовых мероприятий — праздников, театрализованных представлений, в которых сами принимают активное участие. Словом, вся досуговая деятельность служит средством отдыха подростков. И чем разнообразнее и интереснее эти занятия, тем больший заряд бодрости получат дети, и тем успешнее будет их учеба. 14

Список литературы.
1. Викторов А. Досуг - дело серьёзное // Воспитание школьников. № 5. 2000 - 110с. 2. Еремин В.А. Улица - Подросток - воспитатель. - М., 1991-85с. 3. И. Ю. Исаева Досуговая педагогика: учебное пособие (FictionBook). 4. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 1973-250с. 5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2003-256с. 6. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. - Л., 1982-180с. 7. Немов Р.С. "Психология" книга 2 -М. издательство "Владос" 2004-240с 8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. - 2006.- №3 - с.245-251. 9. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712. 10. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика. - М, 1995-118с. 11. Смирнова Е.В. Журнал "Клуб", №4 2004-28с. 15