"Моделирование-эффективный приём развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием".

Автор: Власова Ирина Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ г.Новосибирска "детский сад № 10 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Моделирование-эффективный приём развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием".
Дата публикации: 26.07.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Моделирование - эффективный прием развития связной речи

дошкольников с общим недоразвитием.
Из опыта работы учителя – логопеда МКДОУ №10 Власовой Ирины Евгеньевны.
Развитие связной речи
и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутое высказывание, находящееся в смысловом и структурном единстве. Психолого – педагогические исследования в педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями мыслительной и речевой деятельности. Массовое явление, связанное с низким уровнем развития речи у детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную речь. Школьники всю необходимую информацию черпают в интернете. Дети мало общаются, речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевиденье, компьютеры заменили собой живое речевое общение. Работая учителем – логопедом в группах для детей с нарушениями речи, обследуя речь логопатов, выявляю, что наряду с дефектами звукопроизношения, нарушений лексико - грамматической стороны речи на низком уровне оказывается именно связная речь. Обычно в старшую логопедическую группу попадают дети с ОНР 2-3 уровня. В начале учебного года провожу обследование состояния связной речи по методике В.П. Глухова. Цель диагностики - изучение уровня владения навыками последовательного, логического и связного повествования.
Даются следующие задания:
Пересказ рассказа. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа по сюжетной картинке. Описательный рассказ. В методике имеется балловая оценка связной речи детей, по ней выводится уровень владения навыками связного повествования. Обычно в старшей логопедической группе в начале года 60 – 70 % детей с низким уровнем развития связной речи,
Обследование показывает, что: - Рассказы бедны по содержанию и композиционному построению. - Рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты. - Фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция. - Дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается структура. - Дети нуждаются в стимульном материале, в помощи взрослого. - Но большинство детей совсем не принимают помощь и дают односложные ответы на вопросы педагога.
Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи,

наметила систему коррекционных мероприятий:
1 Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни детей. 2 Обучению анализов текста, выделение смысловых звеньев, составление плана и пересказу по плану. 3 Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания. 4 Обучать анализу, планированию, построению самостоятельных речевых высказываний. В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей. Одним из приемов, используемых мною на занятиях, является прием моделирования, который включаю в работу над всеми видами связного высказывания: пересказ, составление рассказа по серии картин, описательный рассказ, составление сюжетного рассказа, творческий рассказ. Наглядное моделирование - специфическая форма опосредования мыслительной деятельности дошкольника. Построение модели в учебном процессе служит не только предметом демонстрации, исследования объектов, но и выявление их свойств. Моделирование способствует развитию умений: - умения вычленить и назвать признаки объекта описания или пересказа; - умения перечислить признаки в определенной последовательности; - умения связать слова, фразы и периоды в целостный текст. Использование моделирования в обучении позволяет преодолеть многие трудности и проблемы. Опираясь на схему - модель, дети могут спланировать свое будущее высказывание. Эффективность обучения возрастает. Включение в учебный процесс моделирования создает условия для коррекции мыслительной деятельности и облегчения понимания абстрактных понятий. Предметное моделированиие - это использование замены реального предмета - предметом в уменьшенном виде или его графическим заменителем
(рисунком). На первом этапе обучения роль моделей выполняют конкретные предметы, а потом можно использовать символические заменители. Использую метод моделирования при пересказе рассказов при работе по автоматизации и дифференциации звуков у детей – логопатов. Такие таблицы оформила для пересказов рассказов: «Миша – шалун», «Соня в саду», «Живой уголок» и т.д. (предложенные Богомоловой). Использование моделирования включает в себя овладение действиями замещения, построение модели и ее использование для решения определенной задачи. Но первоначально детям следует освоить действия замещения: научиться использовать различные заместители предметов. Цель: упражнять детей в простом описании предмета, названия, перечислении основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал, части и детали) Моделирование особенно эффективно при составлении рассказов описаний по темам: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель. Смысл этого приема состоит в том, что мысль последующего предложения вытекает из мысли предедущего. В начале при описании предметов использую сенсорно – графическую схему В.К. Воробьевой. Эта схема помогает определить способы сенсорного обследования предметов и закрепить результаты обследования в наглядном виде. Индивидуальное и хоровое повторение словосочетаний и предложений помогает закрепить в речи детей образцы согласования слов и различные синтаксические формы. На следующем этапе обучения описательной речи дети уже самостоятельно составляют рассказы по моделям, рекомендованным Т.А. Ткаченко. Прием моделирования использую и во время игр «Маленький учитель», «Закрытая картинка», «Спрятанный предмет», особенно на первом этапе, когда дети учатся задавать вопросы, моделирование облегчает им эту задачу. Цель игр: научить детей задавать вопросы, самостоятельно их формулировать, вырабатывать умение составлять описательные рассказы. Технология моделирования очень эффективна при пересказе текстов, сказок. Таблицы по пересказу сказок и рассказов разработаны и составлены мною на все лексические темы для старшей и подготовительной группы. По теме дикие животные: «Лиса и кувшин», «Заяц – Хваста», «Три медведя». По темам времен года: «Про снежный колобок», «Четыре желания» - К. Ушинского», «Осень» - по Соколову – Микитову», по теме - птицы», «Домашний воробей» по М. Богданову и т.д. Заучивание стихов и чистоговорок, также помогает прием моделирования, дети быстрей запоминают рифмованный текст, легко вспоминают по предложенной модели.
Педагоги из Санкт – Петербурга предлагают прием мнемотехники или мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию. Большие проблемы вызывают у детей логопедических групп составление рассказов описаний времен года. Трудности подбора слов – признаков в рассказах очевидна. Карточки – символы, различные по форме и цвету, помогают детям выстроить логический, последовательный, от простого - к сложному, повествовательный рассказ. Работу, по развитию связной речи при помощи моделирования , использую уже в течению длительного времени. Наблюдения показали: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержания, структурой текстов, их связностью. Анализ рассказов детей в конце учебного года выявил их улучшение почти по всем показателям. Большинство детей в конце подготовительной группы самостоятельно, без наводящих вопросов составляют рассказы описания, пересказывают тексты.
Литература:
1 Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей». 2 Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста» 3 Ворошнина Л.В., «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста». Ж-л ,Дошкольное воспитание», 1991г., № 2,3,4. 4 Ткаченко Т.А «Использование схем в составлении описательных рассказов». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1991г., №10 5 Малетина Н., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР»