"Падеж имён существительных".

Автор: Шипилова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская СОШ"
Населённый пункт: Тамбовская область, п. Первомайский
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Падеж имён существительных".
Дата публикации: 06.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока
«Падеж имён существительных»
Предмет:
русский язык
Класс:
5
Тема урока:
«Падеж имён существительных»
Тип урока:
Комбинированный урок
Планируемые результаты обучения:

Предметные
(объем освоения и уровень владения компетенциями): знать названия падежей, их значение, порядок следования, падежные вопросы; приемы правильного определения падежа существительного; смысловые вопросы; уметь определять падеж существительного; находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; верно употреблять предлоги с указанными падежами; ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении.
Метапредметные
(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Техники и технологии:
педагогика сотрудничества, критическое мышление, игровая деятельность.
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)
Русский язык 5 класс ( учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015), компьютер, мультимедийный проектор.
Этапы урока

(время)

Деятельность учителя

Формируемые УУД
Деятельность учащихся Регулятивны е: Коммуникатив ные: Познавательные: 1.
Мотивация к

учебной

деятельности. (2

мин.)

Цель:
 мотивироват ь учащихся к учебной деятельност и посредством создания эмоциональ
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Откройте тетради и запишите число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы её запишем позднее. Приветствую т учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологичес ки настраивают ся на урок. Целеполаган ие -принятие учебной задачи. Планирование учебного сотрудничеств а с учителем и сверстниками; общение и взаимодействи е, планирование учебного сотрудничеств а; ориентировка Построение речевого высказывания в устной форме; использование знаково- символических средств для решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных
ной обстановки;  на позицию партнера. признаков 2.
Актуализация

знаний и

фиксация

индивидуальных

затруднений в

деятельности. (2-

3.)

Цель:
актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; Народная мудрость гласит: «Повторенье – мать ученья». -Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Запишите эту пословицу в тетрадь, объясните тире. - Посмотрите, какие части речи использованы в этом предложении? - Что такое существительное? Определите склонение имён существительных? - Существительного какого склонения нет в этом предложении? Приведите свой пример. Дают устные ответы на поставленны е учителем вопросы. Планировани е своих действий; оценка правильност и выполнения действия на уровне адекватной ретроспектив ной оценки; Формулирован ие собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение речевого высказывания в устной форме. 3.
Выявление

причины

затруднений и

постановка цели

деятельноти

деятельности. (2-

3мин.)
Цель: зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия -Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Голубая фея со своей сказкой. Давайте её послушаем. Сказка о падежах. -Сформулируйте тему нашего урока. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Закрепить знания учащихся о падежах, умение определять падеж имен существительных; познакомиться с историей возникновения падежей; потренироваться в правильном употреблении предлогов в речи. Формулирую т цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят по- ставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавлива ют причинно- следственны е связи Планировани е своих действий; оценка правильност и выполнения действия Формулирован ие собственного мнения; умение Построение речевого высказывания в устной форме.
между от- дельными языковыми явлениями 4.
Этап

построения

проектавыхода из

затруднения (6

мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. -К нам в гости пришли братья- падежи. И они расскажут нам историю возникновения падежей. (Слайды) История возникновения падежей. (Слайды) -В древнерусском языке был седьмой падеж- звательный. Его употребляли только при обращении. Форма звательного падежа исчезла. Он был вытеснен именительным падежом. Формы звательного падежа используются в художественных произведениях, например, у А.С. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке». Помните, рыбка спрашивает: «Чего тебе надобно, старче? Звательный падеж сохранился и в молитвах: Отче, Богородице… Дети в диалоге с учителем рассказываю т о падежах у Контроль - учет правила в планировани и и контроле способа решения. Коррекция - внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Управление поведением партнера -построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет; использование речи для регуляции своего действия. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач - построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Фикультминутка

(1 мин.)
Цель: сменить вид деятельности. 1 чел проводит физкультминутку. Выполняют движения в соответствии с текстом 5.
Первичное

закрепление. (4

мин)
Цель: мотивировать учащихся к -Давайте проведём игру «Кто быстрее», выпишите существительные с предлогами и определите падеж. Работа по вариантам. Текст на слайде Потух солнечный луч за деревней, утонул в Работа по вариантам Контроль, коррекция и осознание усвоенного - осуществлен ие итогового Действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать Развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией.
изучению орфограммы; координировать деятельность учащихся контролировать выполнения заданий голубовато- хрустальном озере. Запахло сильнее цветами, первыми ландышами. Птицы прокричали в последний раз свой привет перед ночью, и лес уснул, затих, замолк до утра…( Отрывок из сказки Л.Чарской «Галина правда») Итог работы учащихся. - Каким правилом мы должны пользоваться, чтобы определить падеж имён существительных? -Что об этом сообщает нам теоретический материал учебника §96 и пошагового контроля; адекватное восприятие оценки учителя; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. свои действия;. практическое освоение морально- этических и психологическ их принципов общения и сотрудничеств а.
6.Самостоятельна

я работа с

самопроверкой по

эталону. (11 мин.)
Цель: оценить результаты собственной деятельности повторить способ нового знания Употребление предлогов в речи
Лингвистическая задача «Хитрые предлоги»
Митя написал в сочинении по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин был очень слабовольным. Он написал матери письмо о выкупе и с нетерпением ждал ответа с дома, а сам ничего не предпринимал, для того чтобы сбежать с плена. Учитель снизил отметку за допущенные ошибки в употреблении предлогов. -Какие ошибки допустил ученик? Для того чтобы решить эту задачу, посмотрите на предлоги в рамке на стр. учебника 64,66 изучите теоретический материал на стр.66. Упражнение № 526 ( у доски) Упражнение № 530 (учащиеся выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой) .Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни- ков, оценивают их. Отвечают на вопросы Выполняют упражнения Осуществлят ь выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролирова ть и оценивать свои действия Умение выражать свои мысли; понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной; Выражение собственных мыслей и их обоснование.

7.Включение в

систему знаний и

повторение. (2

мин.)
- Так что же нужно для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
Памятка.
Для определения падежа существительного в предложении нужно: • Выяснить, главным или второстепенным членом предложе ния является данное существительное. • Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже. • Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данным существительным и по ставить к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. • По вопросу и предлогу определить падеж Составляют и произносят диалоги, слушают одноклассни- ков, оценивают их. Отвечают на вопросы оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения приобретают умения использо- вать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
8.Рефлексия

деятельности. (3

мин.)
-Что нового узнали на уроке? Оценим, понравился урок или нет. (Поднять соответствующие карточки) Домашнее задание. (слайд ) Выставление оценок (с комментарием). Определяют свое эмоциональн ое состояние на уроке. Заполняют дневники достижений устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как инте- грированных, сложных умений; приобретают уме- ния мотивированно организовывать свою деятельность