"ЧТО СПРЯТАНО НА ДЕРЕВЬЯХ И КУСТАХ?"

Автор: Молоко Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок "
Населённый пункт: п.Борисовка,Белгородская область
Наименование материала: Игра-эксперимент
Тема: "ЧТО СПРЯТАНО НА ДЕРЕВЬЯХ И КУСТАХ?"
Дата публикации: 06.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ СРАВНИВА

ТЬ

ПРЕДМЕТЫ -

И ВЫ ОТКРОЕТЕ

ДВЕРЬ В ЛОГИКУ »

(Консультация для р
о
дител
ей) В повседневной жизни мы широко пользуемся такими понятиями, как "одинаковые", "похожие - непохожие", "лучше - хуже", "больше - меньше". Этими словами подчеркиваются определенные отношения между предметами, явлениями, людьми, отношения, которые обнаруживаются при их сравнении. Играя с другими детьми на улице, маленькие брат и сестра слышат, как взрослые называют их похожими. Жене и Тане принесли в подарок 2 мяча, они стали их пристально рассматривать, а мама говорит Они совершенно одинаковые. "Сравнивая 2- х мальчиков-однолеток по росту, дети слышат, что о Коле говорят, что он повыше Пети. Рассматривая рисунки, которые дети ри совали в детсаду, воспитательница говорит им : "- Лучше
всех нарисовала Света: смотрите, какой у нее получился хороший цветок, как настоящий, а Миша не постарался Возвращаясь с прогулки, она говорит :- Вы сегодня вели себя лучше, чем вчера". Так незаметно в жизнь ребенка входит сравнение - важнейший прием, при помощи которого открываются особенности, предметов и явлений. Сравнение - есть основа всякого понимания и всякого мышления, - писал К.Д. Ушинский, - Все в мире мы узнаем не иначе я как через сравнение, и , если бы нам представлялся какой-нибудь предмет, которого мы не могли бы ни к чему прировнять н не от чего отличить, если бы такой предмет был возможен, то мы не могли бы составить об этом предмете одной мысли и не могли он сказать о нем ни одного слова." С первых дней учения в школе дети ведут календарь погоды и отме - чают разницу в дневной температуре в разные времена года и в разные дни одного и того же времени года. На занятиях дети должны уметь сравнивать и выявлять сходство и различие между деревьями, птицами, овощами или фруктами. Как же следует учить детей сравнению? Сначала рассмотрим, как же они сравнивают предметы, с которыми имеют дело в быту, детском саду, до - ма. Основное условие сравнение-сопоставление предметов. Оказывается, эта задача для детей совсем не проста. Дети - дошкольники с подобной задачей часто не справляются. - Если предложить детям сравнить 2 картинки (на одной картинке - мальчик, поливающий цветы, а на другой - мальчик играет в мяч). Дети 4-5 лет, даже 6 лет картинки не сравнивали - они вместо этого говорили о каждом мальчике в отдельности или, сопоставив 2-3 признака, опять - таки возвраща- лись к одной картинке. 5-легняя Оля заметила: - Не похожи. Этот мальчик мячиком играет, а этот поливает цветы. Этот мальчик в шапочке, а этот нет. " 'Затем однако бы забыв, что веред ней стоит задача, рассматривает только одну картинку и рассказывает только про одного мальчика :- " Майка, фартук, штаны, ноги, босоножки, руки. Больше ничего нет". В подготовительной группе после проведенной соответствующей работы, уже почти все дети умеют со поставлять предметы, не "соскальзывая" на простое перечисление признаков каждого предмета в отдельности. Можно сказать, что техникой сравнения они уже владеют. Однако, здесь есть ряд особенностей - их надо знать родителям и воспитателям, чтобы помочь детям в их умственном развитии. Прежде всего дети гораздо легче замечают различий между предмета - ми, нежели их сходство. Часто - 2 - очень похожих, предмета, отличающихся только по одному - двум признакам, дети считают совсем различными. Так 2 металлические ложки одинаковые по величине и форме, но сделанные из раз- ных металлов, определяются, как "непохожие", потому, что "сделаны из раз - ных желез". Две ложки, сделанные из одинакового металла, тоже считаются "непохожими", потому что одна из них больше (столовая), а другая маленькая (чайная). Слова "сходны", "похожи" выражают очень сложные отношения между предметами: это значит, что предметы сходны в чем-то и в
чем-то различ ны. Гораздо проще выявить отношения между совсем различными предметами. Сходство же всегда, скрыто за внешним различием предметов, сто надо высмотреть. Дети часто плохо различают слова "похожи" и "одинаково". На вопрос " Похожи ли 2 предмета?" - зачастую слышим ответ: Нет, они неодинаковые". Это означает, что в слово "Похожи" ребенок иног да вкладывает значе ние "одинаковые". Объясните ребенку, что это не одно и. тоже. Каждый предмет имеет множество наглядных признаков: цвет, форму, величину. Но предметы имеют и такие признаки, которые в момент сравнения наглядному восприятию не приставлены. Так вот, оказывается, что дети склонны, в первую очередь, выделять и сопоставлять наглядные признаки предметов. Если им предложить сравнить двух птиц: скворца, и грача, то дети отмечают, что у птиц есть общие" части: -" У этой голова и у этой, у этой гла за и у этой, у этой клюв, а у этой" и т.д. Признаки же, касающиеся образа жизни птиц - чем они питаются, где живут, улетают ли на зиму - отметили очень немногие. Детям нелегко их выделить. Помогите им, натолкните на сопостав ление и тех признаков, которые в данный момент в предмете не приставлены. (Я при описании птиц, использую вот такие схемы - впоследствии они помо гают детям сравнивать предметы). А как можно помочь детям обнаружить сходство? Если вы про того же грача и того же скворца спросите, похожи ли они, ребенок, скорее всего, ответит, что нет, они не похожи: есть разница в величине, цвете и т. д. Но покажите еще картинку с белкой и спросите: "- А между кем больше сходства - между скворцом и грачом или между скворцом и белкой? " Вот тогда ребенок ответит, что птицы больше похожи и тут же вы делит ряд сходных признаков: "- У белки нет клюва, а у птичек есть, у белки нет крыльев, а у птиц есть. У белки нет перьев, а у птиц есть. Другой пример. Мальчик 6 лет, сравнивая 2 ложки, алюминиевую и стальную, говорит, что они не похожи: Одна блестит, а другая не блестит". Тогда рядом с ложками кла дут линейку и спрашивают: "- А между чем больше сходства - между ложками или между ложками и линейкой? " Мальчик отвечает тут же, что ложки боль ше похожи:" Это ложка, и это ложка, а линейка совсем другая. Этой ложкой можно есть суп, а линейкой нельзя. Линейка деревянная, а ложка из железа". В этих случаях установлению сходства, между предметами помогло привлече ние 3-го предмета. Помочь детям выявить сходство предметов можно и следующим образом. Детям было подложено сравнить 3 пары блюдец, разных по величине, цвету и. материалу. На вопрос, похожи, ли эти пары, дети дали отрицательный ответ. Тогда к ним обратились с другой задачей: предложили отобрать из этих предметов те, из которых можно пить чай. Дети указали на все блюдца. После этого детей опять спросили; похожи ли эти предметы. "- Похожи - ответили они. Из них можно пить чай". Таким образом, сходство между предметами может помочь детям обнаружить, ставя перед ними задачи, связанные с тем,
как эти предметы использовать. Очень полезно предлагать детям сравнивать предметы различной степени сходства. Например, кружку с кружкой!, кружку с чашкой, кружку с кастрюлей. Делая это, вы последуете совету К.Д. Ушинского: "- Если вы хотите, - говорил он, - чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными предметами, только тогда вы выясните себе существенные признали предмета - а это, значит, понять предмет."