"Мини – музей как средство развития познавательной активности обучающихся"

Автор: Репина Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Темп" г.Амурска Амурского муниципального района
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Мини – музей как средство развития познавательной активности обучающихся"
Дата публикации: 10.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мини – музей как средство развития познавательной активности обучающихся
Репина Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования МБУ Темп«, г. Амурск «В воскресный день с сестрой моей Мы вышли со двора. - Я поведу тебя в музей! - Сказала мне сестра». (С.Михалков) Сколько различных музеев создано во всем мире! Краеведческие, Музеи профессии, Художественные и многие другие . Все мы знаем, что собой представляют музеи, для чего они созданы. А есть ли Музеи пуговиц? На одном из занятий, пришивая пуговицы – глазки игрушке, обучающиеся обратили внимание на разнообразие пуговиц, лежащих в коробочке. Они задали мне вопрос: «Откуда взялась пуговица?» - Ребята, давайте вместе найдем ответ на ваш вопрос. Так родилась идея коллективного творческого проекта. Проектная деятельность разнообразна, способствует развитию познавательной активности обучающихся. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте – цель педагогического проекта «Мини-музей «Пуговица - чудесница». В процессе реализации проекта обучающиеся занимались различными видами деятельности: - конструирование (изготовление различных поделок с использованием пуговиц); - экспериментально-поисковая деятельность ( знакомство с историей появления пуговицы, с материалами, из которых изготовлены пуговицы; поиск материала о памятниках пуговице в различных городах мира, о приметах, связанных с пуговицами; чтение рассказов, сбор фольклорного материала: загадки, пословицы и поговорки); - игровая деятельность (изготовление и проигрывание дидактических игр, викторина «Что вы знаете о пуговице?»); - коллекционирование ( к работе по созданию коллекции пуговиц обучающиеся привлекли родителей, друзей); - оформительская деятельность (оформление стендов, композиций). Обучающиеся узнали интересные факты из истории пуговиц: почему пуговицы сначала стали популярны у мужчин; почему имя французского короля Франциска I неразрывно связано с историей пуговиц; для чего в Англии по обычаю девочки с малолетства начинали собирать самые красивые пуговицы на струну или суровую нитку; для чего Пётр 1 издал указ о том, что бы солдатам на рукава их мундиров пришивали пуговицы. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом для творчества. Обучающиеся проявили фантазию и творчество в создании интересных работ, некоторые из них стали призерами Международных конкурсов «Звезды нового века»,
«Артконкурс»: Максименко Артем («На воздушном шаре»), Макшанов Артем («Кораблик»). А вот ответ на вопрос «Есть ли музеи пуговицы?» На самом деле такой музей не единственный. Самые крупные находятся в Европе: - Город Римини (Италия). В музее представлены пуговицы, выпускаемые на протяжении нескольких столетий; - Биберы-на-Рисе (Германия). Здесь представлены пуговицы со всего мира; - Город Шмёльн (Германия). Данный город знаменит своим пуговичным производством. Подобных музеев очень много. Есть мини-музей пуговиц и в нашем центре творчества «Темп». Работа над творческим проектом длилась в течение двух месяцев. Продуктом проекта стал мини-музей «Пуговица - чудесница» в объединении мягкой игрушки «Золушка». Знакомство с историей возникновения предмета, расширение представлений о других предметах с использованием пуговиц, подбор загадок и пословиц о пуговицах, материала о народных приметах, связанных с пуговицей – все это помогло обучающимся получить знания из разных областей. «Первооткрывателями» нашего музея стали Сидоров Сергей, Максименко Артем, Макшанов Артем, Потапова Анна, Баранник Оксана. В мини-музее «Пуговица - чудесница» уже побывали обучающиеся объединений нашего центра, ребята из детских оздоровительных лагерей с дневным пребыванием. Все экспонаты нашего мини-музея доступны, их можно взять в руки и рассмотреть. Наш музей - это игровое образовательное пространство, в котором ребенок может сделать что-то самостоятельно, по своему выбору. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Мини – музей это особая, интересная форма работы с обучающимися, которая расширяет кругозор, развивает познавательную активность, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Впереди у обучающихся объединения «Золушка» – интересная работа, дополнение экспозиций. Ведь мини-музей – это не застывшая форма работы, он будет развиваться, вовлекая в свою работу детей и взрослых.