"Дополнительное образование – доступная среда для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Козострига Татьяна Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Темп" г.Амурска Амурского муниципального района
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Дополнительное образование – доступная среда для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 10.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дополнительное образование – доступная среда для социальной адаптации

детей с ограниченными возможностями здоровья
Козострига Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ «Темп», г. Амурск Кто-нибудь из вас представлял мир глазами ребенка – инвалида? Эти дети живут рядом, но многих из них по разным причинам не видят ни сверстники, ни взрослые. У них свой мир, недоступный для других. Они удивительно талантливые и душевно богатые. Эти дети проживают свою уникальную и единственную жизнь. В последние годы в средствах массовой информации, аналитических материалах, специальной литературе все чаще говорится о том, что становится все больше детей, имеющих те или иные проблемы со здоровьем. Наше государство проявляет заботу о них, и, тем не менее, дети – инвалиды остаются один на один со своими проблемами, они не могут общаться со своими сверстниками, посещать общественные места, переживать события вместе с другими. Эти д ети требуют к себе повышенного внимания, заботы и понимания. О проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и развитии свидетельствует ряд нормативных документов министерства образовании Российской Федерации, в которых определены важность и значимость системы дополнительного образования, способствующей творческому развитию детей с ОВЗ, их адаптации в жизни общества: - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273; - Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008). В нашем учреждении создаются необходимые условия для развития личности каждого ребенка. Педагогическая деятельность направлена на творческое развитие детей в процессе обучения по различным направлениям: художественному, техническому, социально-педагогическому, физкультурно-оздоровительному. Образовательная деятельность по обучению и воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной образовательной программой. В центре творчества «Темп» я руковожу объединением «Домашний дизайн». В прошедшем учебном году мне посчастливилось соприкоснуться с уникальным миром девочки, которую зовут Евгения Ермолаева. Она находится на домашнем обучении, и поэтому занятия по декоративно-прикладному творчеству проводились индивидуально. Мною была разработана индивидуальная адаптированная программа «Солнышко на ладошке». Цель данной программы - развитие положительного эмоционального и
социально-адаптивного поведения детей-инвалидов, формирование позитивных качеств личности путем вовлечения в творческую деятельность. Вспоминаю первый день нашего знакомства. Меня встретила улыбчивая, разговорчивая девочка с большими голубыми глазами. Уже во время первой встречи с Женей я узнала, чем она увлекается, что умеет делать самостоятельно. Наши первые совместные занятия мы начали с поделок из бумаги и картона, а затем перешли на работу с соленым тестом. Но ей очень хотелось научиться шить, а резать ткань ножницами было очень трудно. И тогда мы приняли решение: я выкраивала детали, а Женя – сшивала их, наполняла синтепоном, оформляла. Вы бы видели, каким восторгом горели ее глаза, когда была сшита первая мягкая игрушка! Общаясь с девочкой каждый день, я узнавала, как она воспринимает окружающий мир: ее удивительный мир полон ярких красок, разнообразен по увлечениям. Мы беседовали с ней о дружбе и верности, умении доводить начатое дело до конца, о том, что хороших людей на земле очень много. Для того чтобы побудить Женю к выполнению заданий, я использовала поощрение. Мы знаем, что все дети любят сюрпризы и подарки. Во время работы перед девочкой всегда лежала картинка, закрытая квадратиками. По мере выполнения заданий квадратики убирались, и постепенно появлялось изображение предмета, которое я потом вручала ей за хорошую работу. Наша учебная деятельность протекала на фоне перепадов настроения, с которыми так же приходилось считаться. Я общалась с девочкой только спокойным, убедительным тоном и хвалила за любое достижение. Регулярно создавая ситуацию успеха, я добилась того, Женя освоила различные техники декоративно-прикладного творчества: конструирование из бумаги , работа с нетрадиционными материалами, изготовление поделок из соленого теста. Она освоила основные приемы шитья, научилась аккуратно шить, вносить свои дизайнерские решения в оформление изделия. Творческие работы моей ученицы были представлены на постоянной выставке в учреждении, на районной выставке декоративно-прикладного творчества «Творческая радуга». Большим достижением для девочки стало успешное участие в Международном творческом конкурсе «Артконкурс». Ее работа «Пальчиковый театр» заняла 1 место! Победа Жени на конкурсе была отмечена в семье как большой праздник. Увлечения моей ученицы разнообразны: она хорошо рисует, любит создавать из бумаги различные композиции к полюбившимся мультфильмам. А еще ей нравится
снимать небольшие видеосюжеты, героями которых становятся игрушки, выполненные на занятиях. В заключение хочу отметить следующее: все люди разные, как звезды. К аждый ребенок неповторим и не похож на других. Дети - инвалиды также хотят вести активный образ жизни, общаться с другими детьми, играть, ходить в школу и открывать для себя что-то новое. Мы все интересны друг для друга. Просто нужно слышать и чувствовать друг друга.