"Проектная деятельность как средство воспитания у обучающихся потребности в музыкальном самообразовании"

Автор: Игловикова Лариса Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Темп" г.Амурска Амурского муниципального района
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность как средство воспитания у обучающихся потребности в музыкальном самообразовании"
Дата публикации: 10.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проектная деятельность как средство воспитания у обучающихся потребности

в музыкальном самообразовании
Игловикова Лариса Александровна, педагог дополнительного образования МБУ «Темп», г. Амурск Все мы по-разному наслаждаемся музыкой. Современной и классической, вокальной и инструментальной. Но как этим заинтересовать современного ребёнка, чтобы он знал имена композиторов, названия музыкальных инструментов и значение музыкальных терминов? Как человек творческий, я на протяжении своей педагогической деятельности стараюсь избегать традиционных форм обучения. Мне всегда интересно конструировать художественно-творческий процесс занятия, воспитывать у обучающихся потребность в музыкальном самообразовании. Как же этого добиться? Прежде всего необходимо ориентироваться на современные педагогические технологии, которые соответствуют принципам педагогики развивающего обучения. И, конечно, одним из таких методов является проектная деятельность. Проектная деятельность на занятиях по вокалу требует значительных дополнительных информационных источников, ресурсных затрат времени как у педагога, так и у обучающихся. Что такое проект, уже никому не надо объяснять. Идея творческого проекта «Что ты знаешь о музыке?» возникла после того, когда по результатам анкетирования у обучающихся были выявлены значительные пробелы в теоретических знаниях, знании значений музыкальных терминов, имен популярных композиторов разных лет. Цель данного проекта - воспитание у обучающихся потребности в музыкальном самообразовании. Вместе с детьми мы определили задачи нашего проекта: - учиться самостоятельно искать информацию о жанрах, композиторах, исполнителях современной музыки; - учиться систематизировать собранный материал; - самостоятельно организовать презентацию творческого продукта.
Первый этап
.
Подготовка к проекту
. Обучающиеся сами выбрали темы для работы и сформировали творческие группы. Это способствовало развитию коммуникативных навыков общения, формированию интереса к поисковой и исследовательской деятельности.
Организация участников проекта
. После того, как была сформулирована проблема и сформированы группы, обучающиеся выбрали наиболее интересные и актуальные темы для кроссвордов: «Это кто у нас поёт? «Музыкальные термины»
,
«Музыкальные инструменты», «Угадай композитора». А группа младшего школьного возраста самостоятельно составляла музыкальные загадки и ребусы. Все группы получили домашнее задание:
- найти дополнительный материал по своей теме (можно использовать Интернет- ресурсы, работать со специальной литературой, можно привлечь к участию в проектной деятельности родных и друзей); - самостоятельно придумать загадки о музыкальных инструментах; - выписать названия музыкальных произведений, затронув и инструментальные, и вокальные жанры, ярчайших исполнителей этой музыки; - подготовить краткий рассказ о выбранном композиторе или исполнителе.
Выполнение проекта
также проходило в компьютерном классе. Насыщенность и интенсивность познавательной деятельности была обеспечена мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания, использовались онлйан - сервисы «Фабрика кроссвордов» и «Генератор ребусов». Это в значительной мере способствовало визуализации музыкальной информации, повышению мотивации обучения. Работа состояла из трёх этапов: - подбор определений, из которых будет состоять кроссворд или ребус; - формулирование заданий - вопросов, по которым данное слово будет угадываться; - составление самого кроссворда или ребуса.
Заключительный этап.
Все материалы были систематизированы. Оформительская группа провела работу над созданием брошюры в формате документа Microsoft Word. Подведение итогов работы заключалось в том, что представители каждой группы рассказали о своей работе, выступления сопровождались звучащими музыкальными произведениями, ребята охотно отвечали на вопросы. Наблюдая за обучающимися в процессе реализации творческого проекта, я еще раз убедилась, насколько важной для детей оказалась эта работа. Они были вдохновлены общей идеей, получили новые знания, поняли значимость самостоятельной работы, расширили свой лексикон и стали дружнее. Работа над творческим проектом помогла мне лучше понять личные склонности каждого обучающегося, активизировать их самостоятельную позицию в обучении. Использование современных педагогических технологий на занятиях по вокалу и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяют обновлять и совершенствовать содержание образовательной деятельности, повышают информационную емкость каждого занятия.