"Формирование универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности"

Автор: Поспелова Надежда Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Темп" г.Амурска Амурского муниципального района
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности"
Дата публикации: 10.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование универсальных учебных действий у обучающихся

младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Поспелова Надежда Петровна, педагог дополнительного образования МБУ Темп«, г. Амурск Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным образовательным стандартом второго поколения как одна из важнейших задач образования. Ребёнок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что- то новое. Нужно только грамотно помочь ему в этом. Дополнительное образование в российской образовательной системе обеспечивает непрерывность образования, но не является уровнем образования и, соответственно, не имеет федеральных государственных образовательных стандартов. После введения новых ФГОС и общего, и дошкольного образования система дополнительного образования детей стала частью единого процесса непрерывного образования. И поэтому нельзя не учитывать эти требования ФГОС, надо вписываться в тот стандарт, который по возрасту соответствует нашим детям. Формирование универсальных учебных действий на занятиях по декоративно- прикладному творчеству является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через внеурочную деятельность и направлен на формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей, воображения, логики, фантазии учащихся. Основной целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бумажные фантазии» центра творчества «Темп», которая реализуется на базе школы № 2, является с оздание условий для развития творческих, эстетических способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества. Особенностью программы является то, что обучающиеся учатся основным техникам сразу нескольких видов декоративно-прикладного творчества : оригами, квиллинг, мозаика, коллаж, художественное вырезание. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. В программе «Бумажные фантазии» определены задачи по реализации основной цели: образовательные, развивающие и воспитательные, а так же предполагаемые результаты: - личностные (у обучающихся будут сформированы мотивационная основа творческой деятельности, ориентация на понимание причин успеха в декоративно- прикладном творчестве, интерес к способам решения новой задачи на занятии); - метапредметные (обучающийся научится принимать и решать поставленную задачу, планировать свое действие и корректировать его, научится договариваться и приходить к единому решению, научится координировать работу в сотрудничестве,
научится осуществлять поиск необходимой информации по декоративно-прикладному творчеству); - предметные (научится осуществлять самостоятельную деятельность по различным видам декоративно-прикладного творчества, определять последовательность выполнения работы, освоит технологические операции). С первых занятий я организую работу так, чтобы каждый обучающийся получил возможность самостоятельно осуществлять свою познавательную и учебную деятельность. С целью постановки учебной задачи, предлагаю им: - определить, каким видом деятельности будем заниматься; - новые это знания или повторение изученного. И, конечно, обучаю детей искать способы достижения цели, оценивать процесс и результаты деятельности. В своей деятельности выбираю различные пути для формирования учебных универсальных действий. Это может быть индивидуальное или коллективное создание работы, когда обучающиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. На занятиях всегда поддерживаю стремление детей проявлять свою самостоятельность, применяя сформированные универсальные действия. Одним из принципов обучения младших школьников является «делай, как я», но это не основополагающий принцип, обучающиеся все равно стараются не копировать, а вносить свои изменения, проявлять индивидуальность исполнения. Организация способов действия, внесение изменений в результат своей деятельности способствует развитию общеучебных универсальных действий. Я всегда одобряю деятельность детей при выборе материала, разработке декора, составлении композиции для оформления изделия. Мне остается только помочь им воплотить их необычные замыслы. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает, и это активно поддерживается на каждом занятии. Формируя личностные УУД обучающихся, стремлюсь сделать обучение осмысленным. В процессе обучения я создаю такую обстановку, чтобы каждый из детей почувствовал себя первооткрывателем, смог реализоваться как личность, создав свой, оригинальный и непохожий на другие творческий продукт. Чтобы помочь детям сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении людей, предлагаю сделать сюрприз своим близким, подарить к празднику изготовленную своими руками вещь. При этом обращаю особое внимание на трудоемкость того или иного изделия, на творческий подход к реализации задуманного, аккуратность исполнения работы. При работе над будущим изделием каждому обучающемуся предоставляется возможность выбрать оптимальный для него способ достижения цели. Решая любую проблему, дети могут идти двумя путями:
- применять типовые решения, общепринятые схемы (базовый уровень); - изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (повышенный уровень). И, конечно, радует, когда второй путь выбирает большее количество детей. От выбора содержания учебного материала зависит успех всего занятия, поэтому подбираю интересные и понятные для детей темы для творчества: «Шедевры декоративного искусства», «Город мастеров», «Мотив и композиция в изделии» и др. Это позволяет сформировать у младших школьников положительную учебную мотивацию. Каждое занятие начинается с эмоционального настроя, и это позволяет увидеть настроенность обучающихся, сориентировать их самих на доброжелательное отношение к окружающим, сформулировать тем самым эмоционально-положительную основу занятия. Чтобы наши занятия стали были уроками творчества, стараюсь создавать такие условия, как атмосфера раскованности, отсутствие боязни быть непонятым или осмеянным. Тем обучающимся, которые испытывают затруднения в первоначальном композиционном решении, я предлагаю готовые образцы, в которые дети могут вносить изменения. Конечно, не у всех детей получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться. Пусть каждый ребёнок чувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребёнок вновь захочет выполнять другую работу, похожую или непохожую. Внеурочные занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию учебных умений и навыков. У младших школьников возникает стремление учиться, формируются учебные универсальные действия. В результате обучающиеся учатся ориентироваться в нравственном содержании и смысле выполненных работ; принимать и сохранять учебную задачу; строить взаимоотношения с другими детьми; составлять план и определять последовательность действий; вносить коррективы в свою работу; они адекватно воспринимают предложения и оценку педагога и друзей; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий; И, конечно, для обучающихся важен итог работы: - одобрение со стороны педагога, детей; - проведение тематических и персональных выставок; - успешное участие в районной выставке детского творчества «Творческая радуга»; - участие в международном конкурсе детей и юношества «Звезды нового века». Внеурочная деятельность – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов. Ребёнок уже рождается со способностью к развитию и учению, он может самостоятельно приобретать опыт и трансформировать его во что-то новое. Основными силами развития ребенка остаются самовоспитание и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию, что является основой формирования учебных универсальных действий.