Технологическая карта урока музыки "Что такое музыкальная речь?"

Автор: Петухова Марина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ""НОШ №98
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Конспект
Тема: Технологическая карта урока музыки "Что такое музыкальная речь?"
Дата публикации: 12.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока музыки.
Дата: Класс:2 «б» Форма: урок музыки Тема: Что такое музыкальная речь?
Цель:
знакомство детей с понятиями изобразительность и выразительность музыки.
Задачи:
воспитательные: повысить любовь и интерес к музыке. развивающие
:
Расширять слуховой опыт учащихся; развитие психических процессов, творческого мышления, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков. познавательные: Сформировать понятия у детей о таких средствах музыки как изобразительность и выразительность; познакомить с музыкальными произведениями: Ж.Бизе «Марш мальчишек» из оперы «Кармен», Д. Кабалевский «Карусель», П. Чайковский «Кот в сапогах и белая кошечка» из балета «Спящая красавица».
Универсальные учебные действия:

Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально- эстетического сознания; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся;
Метапредметные:

- познавательные:
удовлетворение потребности в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства; сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- регулятивные:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия; прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру; предвосхищать композиторские решения по созданию
музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- коммуникативные:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи; слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
Предметные:
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, соотносить выразительные и изобразительные интонации, наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов, исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (импровизация марша); ·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, ·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, узнавать характерные черты музыкальной речи; владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов, исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение).
Оборудование:
компьютер, проектор, экран, колонки.
Авторский медиапродукт:
электронная презентация к уроку.
Словарь:
марш, песня, танец, изобразительность, выразительность, музыкальная речь.
Ход занятия


Содержание

Деятельнос

ть ученика

Формируемые УУД

1 этап. Вступительная часть
-Здравствуйте, ребята! Встаньте из-за парт, выровняйтесь, покажите мне свою готовность к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, садитесь. -Посмотрите на слайд, какое слово на нем написано? (речь) -Кто обладает речью? (человек) - Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужна речь? (общаться с другими людьми, передавать информацию, делиться своими мыслями и чувствами и др.). - Как вы думаете, а у музыки есть речь? В чем её особенность? И музыка тоже имеет свою речь: музыкальную речь. При помощи музыкальной речи композиторы «разговаривают с нами», слушателями, доверяя нам свои замыслы и вызывая у нас различные чувства и переживания. Музыкальная речь имеет свои знаки препинания, своеобразные музыкальные слоги, слова и предложения, при помощи которых выстраивается музыкальное произведение. И тема нашего сегодняшнего занятия «Музыкальная речь».
Цель: вместе выясним, что может

музыкальная речь.
Приветству ют учителя, показывают свою готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя. Узнают тему и цель урока
Л:
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания;
Р:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
П:
удовлетворение потребности в культурно- досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.
К
: совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
Пр:
узнавать характерные черты музыкальной речи.
2 этап. Основная часть
-Ребята, скажите, о чем может нам музыка рассказать? А что-нибудь выражать? (да) -А что она может выражать? (мысли, переживания, чувства человека). -Музыку создает человек и создает ее для людей, поэтому в музыке, прежде всего, выражаются мысли и чувства человека. И не только одного, а часто и многих людей, иногда даже целого народа и даже всего человечества (всех людей, живущих на Земле). -Сейчас я прочитаю вам Отвечают на вопросы учителя. Слушают стихотворен ие (некоторые
Л:
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально- эстетического сознания; формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Р:
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
П:
понимание различия отражения жизни в научных и
стихотворение, послушайте его внимательно. О чём пойдёт речь в этом стихотворении? Вся музыка – волшебная страна Она красива, ласкова, нежна Три королевства разных в ряд В стране волшебной той стоят. Вот марш, он величав и строен, Из громких звуков он построен А если кто к искусству глух- Наверняка захватит дух. И королевство танца есть, Людей весёлых там не счесть. Весь день резвятся и кружатся И лишь под утро спать ложатся. А в королевстве третьем – песня. И грусть, и радость жили вместе Когда они в одно слились, По миру песни разнеслись Поют их взрослые и дети, Все люди, что живут на свете. Вся музыка – волшебная страна А – без неё и жизнь скучна. -Молодцы, вы хорошие слушатели! - О чём идёт речь в этом стихотворении? (о трёх китах или о трёх музыкальных жанрах) - Назовите их. (марш, танец, песня) - Ребята, раз мы уже знакомы с «Тремя китами» может, отправимся к ним в гости? В королевство «Трёх музыкальных жанров», Именно они нам помогут понять, в чем особенность музыкальной речи. Согласны? -Тогда в путь. -Послушайте внимательно произведение, а затем ответьте на вопрос: для чего нужна такая музыка? (чтобы маршировать) Звучит аудиозапись «Марш мальчишек» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» дети рассказываю т) Подготовить детей (заранее раздать стихотворен ия) Отвечают на вопросы учителя. Слушают произведени е. Отвечают на вопросы учителя. художественных текстах;
К:
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
Пр:
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве.
Л:
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Р:
прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру; предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
К:
слушать собеседника и
-Для чего может быть написан марш? -А для кого или чего написано данный марш? -Какие бывают марши? (торжественный, траурный, военный и т.д.). - А этот марш, как вы думаете, для кого написан? - Почему так решили? (этот марш веселый, задорный) -Ребята, это произведение называется «Марш мальчишек». -Давайте еще раз послушаем это произведение, а слушать его мы будем необычно. Мы все дружно встанем, выйдем из-за парт и попробуем промаршировать под этот марш. Звучит аудиозапись «Марш мальчишек» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» -Садитесь, скажите, этот марш какой? -Ну и почему же он веселый и задорный? - Какое настроение? -Музыкальная речь может нам передать настроение человека, музыканты говорят: выражает чувства людей. Выразительность всегда присуща музыке. С помощью музыки композитор передает свои чувства, даже те которые не может передать словами.
-м.о.
-Это веселый, задорный, легкий марш мальчишек. Здесь композитор передал нам легкость маршировки, показал, каким еще может быть марш. -Музыка может не только выражать чувства и мысли людей, у неё есть ещё одна особенность. Предлагаю послушать еще одно произведение. Слушайте его внимательно. И после прослушивания постарайтесь ответить Маршируют Под музыку Отвечают на вопросы учителя Слушают произведени е. Отвечают на вопросы. Слушают произведени е, представляю т Отвечают на вопросы. вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно- художественной задачи;
П:
сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей;
Пр:
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, соотносить выразительные и изобразительные интонации, наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов, исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (импровизация марша); ·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, ·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, узнавать характерные черты музыкальной речи.
Л:
формирование мотивации к музыкальному творчеству,
на мой вопрос: что вам напоминает звучание музыки, как движется мелодия. Звучит (без слов) песня «Карусель». Дмитрий Кабалевский. - Что вам напоминает данное произведение, какие представления у вас возникают. (все кружится, вертится) -Значит, какое движение как бы выполняет музыка? (движение по кругу). -А где в жизни мы встречаем движение по кругу? (колесо, руль…, карусель) Какие представления у вас возникают. -Ребята, а сейчас мы прослушаем это же произведение. После прослушивания ответьте на вопрос: что изменилось в звучании? Звучит (со словами) песня «Карусель». Дмитрий Кабалевский. -Что изменилось в звучании? (добавили слова) -К какому жанру можно отнести данное произведение? (песня) -Так, о что же нам говорит эта песня? (о карусели) -Эта песня так и называется «Карусель». -Сколько раз повторяются слова? (2) -Что это напоминает? (вращение) -Композитор этой песни изобразил с помощью музыки движение по кругу, повторение слов – это некое вращение, которое повторяется несколько раз. -
м.о.
Значит, какой ещё особенностью обладает музыкальная речь? (изобразительность). Что именно изобразил композитор? Движение по кругу, карусель.
Физминутка.
-Теперь давайте немного отдохнем, Встают из-за парт. Выполняют физминутку совместно с учителем. Слушают произведени е. Отвечают на вопросы учителя. целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Р:
прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
К:
участвовать в коллективном обсуждении, опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно- художественной задачи;
П:
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей;
Пр:
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, соотносить выразительные и изобразительные интонации, ·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, узнавать характерные черты музыкальной речи.
Л:
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой
встаньте, выйдите из-за парт. Повторяйте за мной
Вот так
-Как живёшь? Вот так! -Как берёшь? Вот так! -Как даёшь? Вот так! -Как грозишь? Вот так! -Как шалишь? Вот так! (хлопнуть по надутым щекам) -Ночью спишь? Вот так! -Как молчишь? Вот так! -Садитесь, отдохнули. Теперь мы можем отправиться дальше. -Музыка, как мы выяснили, выражает настроения человека. Изображает движение по кругу, а ещё она может создавать различные образы. Слушаем внимательно еще одно произведение, после прослушивания постарайтесь ответить на вопрос: сколько героев нам рисует музыка? Звучит произведение «Кот в сапогах и белая кошечка» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица». - Сколько героев вы можете представить? -Как они ведут себя? -К какому жанру можно отнести данное произведение? (танец) -Почему? (идет взаимодействие двух интонаций, они ведут себя так, как будто танцуют). -Этот номер называется «Кот в сапогах и белая кошечка». П.И. Чайковский, автор этого произведения, изобразил своей музыкой два ярких характера: игривой кошечки и важного кота в сапогах. Это номер из балета «Спящая красавица». -Ребята, а вы знаете, что такое балет? -Балет – это вид сценического искусства, содержание которого Слушают учителя Смотрят видеофрагме нт из балета Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы учителя Подпевают вполголоса деятельности учащихся.
Р:
прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;
К:
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий,
П:
сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; осуществление синтеза музыкального произведения как составление целого из частей;
Пр:
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, соотносить выразительные и изобразительные интонации, наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов, ·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, ·определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, узнавать характерные черты музыкальной речи.
раскрывается в танцевально- музыкальных образах. Этот балет рассказывает о сказочной истории любви принцессы Авроры и принца Дезире. Принц, влюбившись в заколдованную принцессу Аврору, которую заколдовала злая Фея Карабос, отправляется в заколдованный замок и спасает свою возлюбленную. Принц и принцесса вскоре играют свадьбу, на которую пришли герои волшебных сказок: принцесса Флорина, и Голубая Птица, Красная шапочка и Волк, Золушка и принц Фортюне. Среди этих гостей также появляются Кот в сапогах и Белая кошечка. -Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Это отрывок из балета «Спящая красавица», номер «Кот в сапогах и белая кошечка». Воспр. видеофрагмент «Кот в сапогах и белая кошечка» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица». -Как ведет себя Кошечка в номере балета? -Как ведет себя Кот в сапогах?
М.о.
-П.И.Чайковский выразил с помощью этого номера то, как могут вести себя персонажи в танце. Он показал совершеннейшую игру интонаций, которые переплетаются между собой!
-
Сегодня мы с вами и маршировали, и размышляли, и смотрели видеофрагмент, а теперь пора и немного попеть.
Разучивание песни «Что такое

песня»

-
Сейчас мы вами разучим песню. Сядьте ровно, уберите лишнее из рук Повторяют за учителем Поют первый куплет
Л:
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Р:
прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру; предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
К:
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно- художественной задачи;
П:
адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
Пр:
соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в
и изо рта. Послушайте песню и скажите о чем она? -Каково ее настроение? Звучит песня «Что такое песня» (несколько куплетов) - о чем эта песня? -Каково ее настроение? -Как бы назвали эту песню? -Ребята, она называется «Что такое песня». -Итак, сейчас мы с вами разучим первый куплет, а для этого мы еще раз его послушаем, вы глазами следите за текстом и вполголоса подпеваете (тексты заранее лежат на парте) Звучит первый куплет. -А теперь попробуем выучить текст и ритмический рисунок мелодии. Для этого я исполню для вас первые две фразы Вы внимательно их слушаете, а затем повторяете за мной. (разучивание текста в ритме, приеме «эхо», обратить внимание на распев «в сердцааах») -А теперь попробуем исполнить под музыку.
Исполняем первый куплет
Затем можно исполнить по рядам, мальчики-девочки.
М.о.
-Песня, это еще один из музыкальных жанров, с помощью которого автор с помощью музыки и слов может изобразить и выразить свое восприятие мира, как он понимает то или иное. исполнительской деятельности на основе полученных знаний; общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов, владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов, исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение).
3 этап. Заключительная часть
-Ребята, с какими новым понятием мы познакомились сегодня на уроке (музыкальная речь) -О чем нам может рассказать музыка? -С какими произведениями вы познакомились? Отвечают на вопросы учителя.
Р:
осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
П:
сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных
-С помощью музыки, можно выразить свои чувства, мысли, переживания. Иногда даже словами нельзя предать то, что удается передать композитору с помощью музыки. -
Так что может музыкальная речь?
-У меня на слайде есть волшебные вопросы, которые помогут нам оценить нашу работу на уроке. Дополните ответы. (Ученики высказывают свои мнения.) Самым важным мне показалось… Мне понравилось делать… Мне не понравилось… Непонятным кажется… Интересным показалось… -Мне тоже очень понравилось с вами работать.
Оценивание!
Спасибо за урок! Делают вывод об уроке с помощью вопросов связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств;
К:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи.