"Проектирование современного урока"

Автор: Алёшина Ирина Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Петропавловская СОШ
Населённый пункт: с. Петропавловка
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование современного урока"
Дата публикации: 12.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проектирование современного урока
Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат. В связи с этим между традиционной системой образования и требованиями, которые предъявляет стандарт к современному образовательному процессу, существует несколько противоречий. Во-первых, классическая модель школьного образования основывается на педагогической идее сведения содержания образования к знаниям, структурируемым учебными предметами. Т.е огромное количество в общем-то необходимой информации не находит применения в реальной жизни. Во-вторых, еще сильны традиции школьного образования, тяготеющие к «единственно верной» точке зрения. Даже если ученику дается свобода высказываний, его рассуждения в конечном счете должны подтвердить общепринятую позицию, до одного или нескольких «правильных», выбранных в качестве образца, как правило, соответствующих положениям учебника. Познавательную активность ученика, интерес к живому обсуждению снижает то, что любой педагог обладает абсолютной компетентностью, владеет «правильными» и «неправильными» ответами. «Верные» ответы, которые надо усвоить (запомнить) ученику, снижают мотивацию к обучению, отбивают желание поиска нестандартных решений, противоречий в изучаемом материале. В-третьих, школьное образование с его комплексом традиционных методов (лекция, рассказ, работа с текстами учебных пособий) наилучшим образом обеспечивает транслирование готового знания, максимальное усвоение всей информации и контроль над процессом. В соответствии с новыми стандартами знания должны предъявляется в виде оригинальных текстов, подлежащих исследованию, для построения собственных версий и интерпретаций, а не как пересказ, вербальное объяснение, толкование для последующего заучивания. Итак, если раньше учитель должен был выдать программу, то сегодня – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов. Где это прописано? Это прописано в системе требований, предъявляемых ФГОС к общеобразовательному процессу. 1. Требования к достижению планируемых результатов 2. Требования к структуре. 3. Требования к условиям реализации. ФГОС выделяет три группы планируемых результатов, так называемые УУД: личностные, метапредметные и предметные. Как достичь планируемых результатов? Как обучать? Методологической основой формирования УУД является системно-деятельностный подход. 1
В ФГОС основного общего образования п. 1 прописано, что системно- деятельностный подход обеспечивает: • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Что такое «учебная деятельность»?
Учебная деятельность
– это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), - с другой – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни. Формирование любого умения проходит через все методологически обоснованные этапы формирования нового элемента системы: 1. Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток. 2. Проблематизация прежнего опыта его выполнения как недостаточного для получения требуемого результата. 3. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способностями. 4. Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный контроль и коррекция. 5. Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами. Структура учебной деятельности, исходя из основных методологических принципов, выглядит следующим образом. Для того чтобы начать изменение себя, учиться чему-либо, учащийся должен дать себе соответствующую установку –
цель
. В связи с чем это может произойти? Если он чего-то не знает или не умеет, а для него это важно. Но это «знание о незнании» может возникнуть только тогда, когда человек что-то делал. Он еще не знал, получится ли у него это или нет, но надеялся, что получится, и пробовал, потому что для него важно было это получить. Однако при этом в его действиях возникло затруднение – иначе бы он все сделал до конца и ему не надо было ставить перед собой никакую новую цель. Таким образом, мы получаем следующую последовательность шагов учебной деятельности:
Пробное действие – затруднение - цель
Но человек начинает что-то делать только тогда, когда у него возникает мотивация к этому действию, т.е. ему надо и он хочет получить некоторый результат. Следовательно, к полученной ранее цепочке шагов в действиях по самоизменению добавляется еще один шаг: 2

Мотивация - пробное действие – затруднение - цель
Итак, наш ученик поставил перед собой цель что-то узнать или научиться что-то делать. Как действовать дальше? В культуре веками складывался и сегодня общепризнан как самый короткий и продуктивный путь преодоления затруднений – метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации, описанный в общей теории деятельности. Суть этого метода заключается в том, что в ситуации затруднения для эффективного достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие действия:  Зафиксировать затруднение и подумать;  Проанализировать, как выполнялось данное действие и в каком месте возникло затруднение  Установить, по какой причине оно возникло  Поставить перед собой цель, направленную на устранение причин затруднения, а затем построить проект – составить план, определить способ и средства  Реализовать построенный проект. Если коротко сказать, то суть рефлексивного метода заключается в том, что в ситуации затруднения следует искать и устранять его причину, а не, например, искать виновных. Завершится путь учения – самоконтролем – сопоставлением результата с целью, и самооценкой – определением того, достигнута ли учебная цель и в какой степени. В основе традиционных теорий учения лежат такие понятия, как «ассоциации», «наглядность», «сочленение наглядности со словом», «упражнения». Основными понятиями теории учения в рамках деятельностной педагогики являются «действия» и «задача» Ученик в ходе учения, должен изменять себя, приобретать новые знания, умения и способности – именно это является результатом его учебной деятельности. Соответственно, умение учиться – это значит самостоятельно осваивать новые знания, умения и способности, организовывать свою деятельность, рефлексировать ее, контролировать и оценивать. Если кратко охарактеризовать сущность деятельностной теории учения, то ее можно выразить тремя положениями: 1. Конечной
целью
обучения является
формирование способа деятельности.
2.
Способ деятельности
может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется,
называют учебной деятельностью.
3.
Механизмом обучения
является не передача знаний, а
управление учебной

деятельностью
. Значит, функция учителя состоит не в том, чтобы формировать у ученика новые знания, умения и способности, - это работа самого ученика, и если ученик не будет ее выполнять сам, то и его умению «учит себя» просто неоткуда будет взяться. Поэтому все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые 3
знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одним из методов является постановка учебной проблемы. Он представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах (как тема урока или как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание), побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?». Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают
учебные ситуации
, которые специализированы для развития определённых УУД.
Учебная ситуация
– это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста», или выполнение практической работы и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности. Таким образом, мы видим, что урок требует обновления по следующим позициям: • Формулировка и решение на уроке дидактических задач, направленных на формирование УУД. • Комплексный подход к планированию результатов урока. • Обновление форм организации учебных занятий. • Смещение приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные, индивидуальные. • Выбор в качестве ведущих деятельностного, исследовательского, проблемно- поискового методов обучения. • Систематическое использование технологий. 4