"Организация развивающей среды в разновозрастной группе с учетом требований ФГОС"

Автор: Капустенко Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17
Населённый пункт: город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: "Организация развивающей среды в разновозрастной группе с учетом требований ФГОС"
Дата публикации: 12.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


. Организация развивающей среды в разновозрастной группе

с учетом требований ФГОС
Организация воспитания и развития детей в ДОУ строится на гуманной концепции развития [2], в основе которой лежит личностно – ориентированный подход. Согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО) [3] образовательный процесс строится в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями. При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников разновозрастной группы. При планировании и организации педагогического процесса учитываем, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно- тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей, как в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. В малокомплектном ДОУ целесообразно объединять в группы детей смежных возрастов (для
полной наполняемости групп). Это дает возможность воспитателю более четко организовать жизнедеятельность дошкольников в течение дня, так как режимные моменты в смежных разновозрастных группах имеют меньшее расхождения во времени. Для полноценного и всестороннего развития детей очень важно создать благоприятные условия: рационально разместить мебель, оборудование, игры и игрушки, зоны предметно-развивающей среды. Мебель должна быть простой и удобной, столы и стульчики – не менее 3-4х размеров (в зависимости от возрастной группы детей). Каждому ребенку по его росту нужно подобрать стол и стул, которые обязательно маркируются согласно СанПиН. Учитывая принцип позиции при взаимодействии, первоочередным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Одно из условий среды – это разновысокая мебель, чтобы не только воспитатель без затруднений мог спуститься, приблизиться к позиции ребенка, но и ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдут высокие столы, в виде подковы, соответствующие стулья, которые позволят взрослому, свободно передвигаясь среди детей – видеть их глаза и избавляют его от необходимости все время нагибаться. В настоящее время большое внимание уделяется самостоятельной деятельности детей. В связи с этим желательно в группе меть физинвентарь, атрибуты, игрушки для подвижных игр для каждого возраста и размещаться на такой высоте, чтобы дети могли свободно их брать и использовать в самостоятельной деятельности. Игрушки и пособия удобно хранить в секционных шкафах, на полках, ленточных столах, навесных полках. Игрушки для детей младшего возраста лучше располагать на открытых нижних полках, чтобы их удобно было брать. Таким образом, создание оптимальных условий предметно- развивающей среды, учет особенностей детей каждого возраста, их индивидуальных интересов помогает правильно организовать жизнь дошкольников в детском саду, обеспечивает постепенный переход от одного режимного момента к другому, обеспечивает непосредственно образовательную деятельность и самостоятельную деятельность в каждой подгруппе в соответствии с требованиями программы.
В разновозрастной группе оборудование для области «Труд» удобно сосредоточить в одном месте. Это может специально сделанный шкаф (в умывальной комнате), в котором на верхней полке хранятся чистые ветоши, щетки, губки, тазики. В одном из отделений на крючках помещают фартучки для каждой возрастной подгруппы, в другом - щетки для пола, веник. Это поможет детям легко и быстро использовать оборудование по мере необходимости. Гигиенические комнаты можно использовать не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в настоящей «взрослой жизни» (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой). Воспитательная работа в разновозрастной группе во многом зависит от личностных качеств педагога [4], его методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью детей разного возраста. В литературе есть и некоторые методические рекомендации к организации занятий в разновозрастных группах детского сада. Например, предлагаются два варианта организации коллективных занятий: начало занятия одновременно во всех трех (четырех) подгруппах, а окончание последовательное (через 15 минут - у младших, через 20 - у средних и т.д.); последовательное начало занятия (занятие начинается с одной подгруппой, потом через 5- 7 минут подключается вторая, потом третья). Несмотря на определенные успехи в решении вопросов, касающихся организации учебного процесса в малокомплектных детских садах (разновозрастные группы), есть еще ряд нерешенных проблем [5]. Поэтому воспитатели разновозрастных групп должны глубоко осознавать специфику этой работы. В разновозрастной группе, как и в группе с детьми одного возраста, прежде всего необходимо обеспечивать усвоение программного содержания каждого занятия каждым ребенком. При разработке перспективного плана воспитатель исходит из необходимости строго придерживаться связи между сообщением нового материала, его повторением, закреплением и самостоятельным использованием детьми в разных видах деятельности. Воспитатель тщательно продумывает содержание каждого занятия, используя такие его формы и методы организации, которые могли бы обеспечивать достаточную нагрузку на детей в каждой возрастной подгруппе. Следует также отметить, что, планируя работу со всеми подгруппами одновременно по одной теме, воспитатель обязательно конкретизирует программные задания для каждой возрастной группы. Например, со
всеми подгруппами планируется работа для закрепления знаний о геометрических фигурах, но дети пятого года жизни должны только найти и назвать эти фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник); дети шестого года жизни - отыскать и назвать еще и ромб, уметь выделять стороны и углы, а седьмого года - сравнивать эти фигуры, находить сходство и различия, описывать геометрическую фигуру и др. В.Н. Аванесова предложила три типа организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду. Опыт работы показал правомерность этого предположения на занятиях в разновозрастной группе: I - все дети заняты одним видом деятельности; II - комбинированные занятия; III - занятия с одной (подготовительной) подгруппой по общепринятой методике. Эти занятия обеспечивают правильное выполнение режима дня в разновозрастной группе, глубокое усвоение знаний, влияют на успешное решение образовательных задач]. Е.И. Щербакова [6] предлагает иной вариант проведения занятий в разновозрастной группе. По их мнению, педагогический опыт дает возможность разнообразить варианты каждого типа организации занятий. Учет этих вариантов при планировании и организации обучения в разновозрастной группе способствует эффективному решению программных заданий для каждой возрастной подгруппы. I тип - все дети заняты одним видом деятельности. Этот тип предусматривает разнообразие вариантов. Вариант первый: начало занятий одновременное, все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших детей, потом детям средней и старшей подгрупп дается самостоятельное задание, а дети младшей подгруппы работают с воспитателем (вторая половина занятия). На этом занятие с детьми младшей подгруппы заканчивается. Воспитатель переходит к детям средней подгруппы, работает с ними над третьим программным заданием. Окончив с ними занятие, воспитатель еще 5-8 минут продолжает работать с детьми старшей подгруппы. Вариант второй: начало занятия также одновременное, в первой части занятия все три подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей, потом предлагается самостоятельная работа детям средней и младшей подгрупп, а дети
старшей подгруппы продолжают работать с воспитателем. Предложив самостоятельную работу детям старшей подгруппы, воспитатель 1,5-2 минуты отводит для проверки выполнения самостоятельного задания детьми младшей подгруппы (старшие в это время продолжают работать самостоятельно) и отпускает их играть. После этого воспитатель переходит к детям средней подгруппы, проверяет выполнение самостоятельного задания, работает с ними над решением третьего программного задания, после чего отпускает их играть, а сам продолжает работу с детьми старшей подгруппы. Вариант третий: в первой части занятия организация детей такая же, как в первом и втором вариантах; во второй части занятия воспитатель работает с детьми младшей подгруппы, а самостоятельной работой заняты дети средней и старшей подгрупп. В третьей части занятия дети младшей подгруппы работают самостоятельно, а воспитатель сначала проверяет самостоятельную работу детей младшей подгруппы и отпускает их играть, потом проверяет самостоятельную работу детей старшей подгруппы и работает с ними над решением третьего программного задания. После этого дети старшей группы получают задания для самостоятельного применения знаний по третьей программной задаче, и они работают самостоятельно, а воспитатель 1,5-2 минуты отводит для проверки самостоятельной работы средних детей и отпускает их играть. Заканчиваются занятия проверкой самостоятельной работы детей старшей группы. Вариант четвертый используется в основном во время контрольных, итоговых занятий. В первой части занятия дети всех трех подгрупп работают совместно по одной теме с усложнением для старших детей, во второй части всем им предлагаются самостоятельные задания. Проверка самостоятельной работы начинается с младшей подгруппы, после чего дети идут играть. Потом проверяется выполнение самостоятельного задания детьми старших подгрупп. В третьей части занятия дети младшей подгруппы работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнениями для детей старшей подгруппы. Вариант пятый: занятие начинается с детьми старшей подгруппы, через 7-10 минут приглашаются дети средней, а еще через 5-7 минут - младшей подгруппы. Во второй части занятия детям старшей подгруппы дается большая по объему самостоятельная работа на 12-14 минут. Это могут быть задания с использованием продуктивной деятельности детей: рисования, аппликации, конструирования и др. За это время воспитатель может успеть поработать с детьми средней подгруппы и подготовить их к самостоятельной работе, пригласить детей старшей подгруппы и провести с ними первую часть занятия. В
последней части все три подгруппы работают по одной теме с усложнением для старших подгрупп. Вариант шестой отличается от пятого тем, что в последней части занятия детям старшей подгруппы воспитатель может дать самостоятельное задание, а с детьми средней и младшей подгруппы работает по одной теме, после чего они идут играть, а воспитатель проверяет работу детей старшей подгруппы и заканчивает с ними занятие. В первые дни, организуя занятия в смешанной группе, воспитатель может приобщать для помощи помощника воспитателя или методиста. Со временем, и дети привыкают к спокойной тихой игре, и воспитателю помощь не требуется. Следует также отметить, что детям в это время очень хорошо предложить настольно-печатные игры, строительный материал и др. Большое значение имеет правильное размещение мебели в комнате. Место для игр рекомендуется отделять специальной ширмой с комнатными растениями. Таким образом, игровой уголок будет в стороне, и дети, которые играют, не отвлекают внимания тех, которые занимаются. Опыт показывает, что этот тип организации детей на занятиях можно периодически использовать на протяжении всего учебного года. При этом обеспечивается активность детей на занятии, дети приучаются самостоятельно выполнять отдельные задания. Как показали контрольные проверки в конце квартала и в конце учебного года, такая организация занятий обеспечивает качественные знания, умения детей. II тип - комбинированное занятие: две подгруппы заняты одним видом деятельности, третья - другим. Вариант первый: занятие начинается с организации одного вида деятельности с детьми средней подгруппы. Воспитатель объясняет детям задание, напоминает о технических приемах его выполнения. Убедившись, что дети приступили к работе над другим видом деятельности, воспитатель начинает занятие с детьми старших подгрупп. В это время воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям младшей группы, наблюдая за работой всех остальных. После анализа работ детей младшей подгруппы воспитатель продолжает работу с двумя подгруппами. У детей младшей подгруппы занятия заканчиваются на 4-5 минут раньше, чем в старшей. Вариант второй отличается от первого тем, что варьируются объединения детей. Вариант третий - одна из подгрупп занимается одним видом деятельности деятельностью, а в других подгруппах другое занятие начинается последовательно.
Следует также отметить, что желательно по-разному объединять подгруппы при организации их деятельности. III тип организации детей связан с неодинаковым количеством занятий для разных возрастных групп в неделю. Определилось два варианта организации детей на занятии. Вариант первый: занятия с двумя подгруппами - старшей и младшей. Вариант второй: занятия воспитатель проводит только с детьми старшей подгруппы по общепринятой методике. В это время, если в детском саду есть отдельная комната или утепленная веранда, музыкальный руководитель проводит музыкальное занятие или занятие по физической культуре с детьми младшей группы. Такое количество вариантов организации детей на занятиях в разновозрастной группе не исключает возможности и других вариантов. Все зависит от конкретных программных задач каждого занятия, от знаний детей, их опыта и, конечно, от творчества воспитателя. Однако опыт показывает, что наибольший эффект для развития дает применение не какого-нибудь одного варианта разработанных занятий, а их сочетания. Большое значение имеет подбор дидактического материала для занятий. Воспитатель тщательно продумывает и подбирает дидактический материал для каждой возрастной подгруппы, особенно для самостоятельной работы детей. Самостоятельная работа детей должна быть интересной и достаточно сложной, чтобы она заставляла их думать, находить свои собственные пути решения. Простые задания не вызывают у ребенка напряжения мысли, не способствуют развитию познавательно-волевой активности. Однако нельзя допускать и непосильных заданий. Планируя занятие, даже опытный воспитатель должен хотя бы кратко записывать его ход. Воспитатель должен четко знать, когда, в какой части занятия он работает с той или иной группой детей. От четкости объяснения задания также зависит результативность деятельности детей. Специфика работы в разновозрастной группе требует дифференцированного учета знаний детей, что дает возможность более четко планировать дальнейшую индивидуальную работу с детьми. Выполнение индивидуальных контрольных заданий детьми в конце каждого квартала и в конце учебного года показывает, что дети всех возрастных групп при правильной организации обучения в основном овладевают программным материалом. Применение разнообразных вариантов организации детей на занятиях, включение в педагогический процесс разных дидактических игр и упражнений с отдельными детьми
вне занятий, во время самостоятельной деятельности детей дают возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности и разный возраст.