"Учебно-опытническая практика обучающихся в реализации рабочих программ по СБО".

Автор: Амзаракова Снежана Романовна
Должность: учитель сбо
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Аскизская школа-интернат"
Населённый пункт: с.Аскиз Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Учебно-опытническая практика обучающихся в реализации рабочих программ по СБО".
Дата публикации: 14.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учебно-опытническая практика обучающихся в реализации

рабочих программ по СБО.
Программа по СБО составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый класс. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствованию имеющихся у них умений и навыков, формированию новых. Основными формами и методами обучения являются
практические работы
, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.
Цель
программы – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи
предмета социально – бытовая ориентировка:  научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;  сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;  коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни. Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете. Обучающиеся ведут тетрадь для кратких записей, основных сведений и зарисовок. Домашнее задание, как правило, не задается. В отдельных случаях обучающимся можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателями или дома. Кабинет оборудован необходимым минимумом для практических работ: утюг, гладильная доска, посуда, электропечь. К сожалению, нет современной бытовой техники(автоматической стиральной машины, холодильника, микроволновой печи). Раз мы говорим о подготовке к жизни, хочу раскрыть два направления учебно-опытнической работы: практические работы в кабинете(например: приготовление пищи, уход за одеждой и обувью) и практические сезонные работы на пришкольном огороде(теплице). Практические работы – проводятся бригадами из 4-5 человек или индивидуально с каждым. Учитывая, что многие дети каждую неделю уезжают домой на общественном транспорте, работа проводится и по приобретению билета, условиям возврата. Практические работы по приготовлению пищи очень интересны детям, тем более, что часть овощей они вырастили сами в огороде(морковь, свекла, лук, чеснок, картофель, помидоры, тыква, кабачок). С 5 класса они учатся чистить картошку. Не у всех сразу получается, кто-то умеет, кто-то только учится. Но каждый старается, так как после приготовления они сами ее употребляют в пищу. На таком практическом примере учимся рассчитывать количество продуктов. Они спрашивают сами о том, сколько чистить, стараюсь объяснить сколько нужно для супа, для пюре, для картофеля «в мундире». После приготовления они сами сервируют, смотрю как раздают по тарелочкам. Мытье посуды за собой. Особый контроль нужен на этом этапе: одни дети могут просто ополоснуть тарелку, им кажется она уже
чистая, даже если на ней было что-то жирное. В такой домашней, непринужденной обстановке идет обучение, наблюдение и тут же коррекция. Второе направление- наш любимы огород. Дети всегда любят видеть результат своего труда. Нам в огороде помогает инструктор по труду, который со старшими детьми делает грядки, заготавливает колышки для томатов. С младшими мы высаживаем рассаду, которую вырастили в теплице. Ежегодно у нас там растут: томаты, перец, цветы. Часть выращенного мы реализуем, часть высаживаем в огороде. Как радостно нашим детям осенью, когда в сентябре они видят урожай в огороде, помогают нам его собрать. В сентябре у нас проходит традиционный «Праздник урожая», где морковь, свекла и лук превращаются в Петрушку, Чипполино и других героев сказок. В этом учебном году к учебно-опытническим работам привлечены и 4 класс. Т.е. каждый класс школы имеет свою клумбу, они запланировали и вырастили с февраля месяца рассаду цветов. В мае месяце уже высажены цветы и ежедневно они поливают свою клумбу. Работая на пришкольном огороде, обучающиеся приобретают трудовые умения и навыки по выращиванию растений, практически знакомятся с их биологическими особенностями.
Но учебно-опытный участок является базой творческой опытнической и практической работы

обучающихся лишь при соблюдении следующих условий:
1. На участке имеются культуры, требующиеся по программе. 2. Размеры участка обеспечивают возможность формирования у обучающихся трудовых умений и некоторых навыков по выращиванию растений. 3. Планировка участка удовлетворяет предъявляемым к ней агротехническим и педагогическим требованиям. На участке есть условия для осенней вспашки и весенней культивации почвы овощного и полевого отделов тракторным агрегатом.
Также функционирование учебно-опытного участка школы позволяет решать комплекс

образовательных задач:
- совершенствование знаний обучающихся по смежным дисциплинам, ознакомление с главными сельскохозяйственными и физиологическими процессами, основными биологическими и экологическими понятиями; - развитие интереса к профессиям, связанным с природой, сельским хозяйством, биологией и экологией; - обеспечение тесной связи основ биологических и сельскохозяйственных наук с трудом, заготовка дидактического материала для применения на уроках; - формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с проведением наблюдений и опытов, с оценкой состояния окружающей среды на территории школы, с проектированием мер по благоустройству школьной территории; - формирование ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению, прививать экологическую культуру – уважение к законам природы, умение соотносить с ними свое поведение и хозяйственную деятельность; - выработка определенных умений и навыков, необходимых для работы с землей, привитие навыков выращивания растений, овладевать методами управления развитием растений; - знакомство основными видами культурных, лекарственных, местных дикорастущих растений.
Школьный учебно-опытный участок - это кабинет под открытым небом для проведения уроков, практических занятий, опытов и наблюдений. Ресурсы этого кабинета мы стараемся использовать бережно, аккуратно и с пользой.