"Правописание родовых окончаний имен прилагательных"

Автор: Панфилова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Самсоновская СОШ"
Населённый пункт: Алтайский край, Шипуновский район, с.Самсоново.
Наименование материала: конспект
Тема: "Правописание родовых окончаний имен прилагательных"
Дата публикации: 15.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МКОУ «Самсоновская средняя общеобразовательная школа» Шипуновского района Алтайского края
Урок русского языка в 3 классе.

Тема: «Правописание родовых окончаний имен прилагательных»
Автор: Татьяна Геннадьевна Панфилова, учитель начальных классов. Самсоново

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ РОДОВЫХ ОКОНЧАНИЙ
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задачи:
Учить определять род имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных, развивать орфографическую зоркость.
Тип урока
Закрепление изученного материала.
Планируемые

результаты

(предметные)
Определять род имен прилагательных, правильно писать родовые окончания имен прилагательных
Метапредметные
Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя. Планировать дальнейшую деятельность. Осуществлять самоконтроль, самооценку.
Личностные

результаты
Проявлять интерес к русскому языку. Осознавать ответственность за свои решения.
Основное

содержание темы,

понятия и термины
Род имен прилагательных и имен существительных. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Словосочетания.
Образовательные

ресурсы
Учебник, с.76. Презентация. Ход урока Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся осуществляемые действия формируемые умения

I. Мотивирование

к учебной

деятельности

(организационны

й момент)

Слайд 1
Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся. – Проверим готовность к уроку.
Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете.

«С добрым утром!»– говорит и большим, и

детям.

Утро добрым быть должно, и хорошим тоже.

Лишь хороший человек всё на свете сможет.
– Пусть эти стихи поэтессы Т. Юриной станут девизом нашего урока. Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
II. Постановка

учебной задачи

Слайд 2

Слайд 3
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Прочитайте тему урока. Поставьте задачи к уроку. Слушают учителя Принимают учебную задачу, сформулированную учителем
III.

Актуализация

знаний

Слайд 4

Слайд 5
Фронтальная Словесный. Беседа,
Обозначает

признак предмета

Отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Связано по смыслу

с именем существительным

-В каком числе прил. изменяются по родам?

(ед.ч.)
Читают словосочетания, задают вопрос от имен существительных к именам прилагательным, указывают род имен прилагательных Умеют работать в паре. Осуществляют взаимоконтроль для установления правильности выполнения заданий

-На какой вопрос отвечают им. прил. м.р. и

какие имеют окончания?(какой? –ой,-ий,-ый.)

-На какой вопрос отвечают им. прил. ж.р. и

какие имеют окончания? (какая? –ая, -яя.)

-На какой вопрос отвечают им. прил. ср.р. и

какие имеют окончания? (какое? –ое,-ее)

IV.
Словарно- орфографическая минутка
Проверка

выполнения

задания

Слайд 6
Фронтальная, индивидуальна я. Словесный, Практический. Формулирует задания упражнения: заменить словосочетания словосочетаниями имен прилагательных с именами существительными. Запишите словосочетания в тетради. Определите род имен прилагательных, выделите окончания. Подчеркните изученные орфограммы.
в сточный ветер

в сенняя п года

ов щной м газин

ст личное м тро
Проверка по слайду с комментированием. Записывают словосочетания под диктовку; указывают род имен прилагательных, выделяют их окончания. Ставят ударения. Подчеркивают изученные орфограммы. Оценивают свою работу.
V.
Физкультминутка
Слайд 7
Коллективная. Практический.
Проводит физкультминутку.

Разминка для глаз.
Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления
VI. 1.Закрепление

знаний и способов
Коллективная, индивидуальна
-Как определить род прил.?

-Найди в тексте им. прил., определите род.
Читают текст, озаглавливают Владеют навыками смыслового чтения.

действий.

Самостоятельная

работа.

Слайд 8

Слайд 9
я. Словесный,
-
Прочитайте задание к упр.132. - Что надо выполнить? Что узнали о зарянке? -Почему птичку назвали зарянкой?
Сообщение учителем о зарянке. Показать

иллюстрацию.
его. Записывают текст, вставляя пропущенные буквы. Определяют главную мысль текста.
VII.
Физкультминутка
Слайд 10
Практический. Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе-хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге-ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! - Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления 2.Работа с текстом (упр. 132)
Слайд

11
Практический. Упражнение, работа с текстом Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. - Подчеркните имена прилагательные. Укажите род имен прилагательных. Выделите окончания. Разобрать предложение по членам. Утренн… в..т..рок пр..шумел в в..рш..нах берёз. - Вставить пропущенные буквы. Выполняют разбор предложения. Списывают текст. Выделяют окончания именем прилагательным, выделяют Разбирают предложение по частям речи. Определяют род имен прилагательных. Разбирают слово как часть речи. Высказывают свое мнение
окончания. Определяют род.
VIII.
Развитие речи.
Слайд 12

Слайд 13
Индивидуальн ая. Словесный, Практический. Упражнение. Прочитайте текст. Слова какой части речи нужно добавить, чтобы текст стал более выразительным и точным? Дополните предложения. Записывают составленные предложения.Ука зывают род имен прилагательных, выделяют их окончания. Осуществляют взаимопроверку выполненного задания. Оценивают свою работу.
9.Запись под

диктовку.

Слайд 14
Индивидуальн ая. Упражнение. Беседа С пригорка зажурчал говорливый ручей. Разбор по составу слова говорливый. Определить падеж сущ. Записывают предложение. Отвечают на вопросы.
10. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке.

Итог.

Слайд 17
Фронтальная. Словесный. Беседа Назовите тему урока.
Слайд 15
Какие задачи ставили?
Слайд 16

Подведение итогов урока.

Игра «Цветочная поляна»
- Ребята, я буду задавать вопросы и за каждый правильный ответ на полянке появится красивый яркий цветок. Один цветок – одно утверждение. Я вам помогу. 1. Имя прилагательное – это ……. (часть речи) 2. Имя прилагательное обозначает ….. (признак предмета) 3. Имя прилагательное отвечает на вопросы … (какой? какая? какое? какие?) 4. Имена прилагательные тесно связаны с какой частью речи? ( с сущ.) 5. С какой целью употребляются в речи имена Называют тему. Впечатления от урока Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке Слайд 18
прилагательные? (делают речь более полной, точной, яркой, красочной) 6.
В каком числе прил. изменяются по родам?

(ед.ч.)

-На какой вопрос отвечают им. прил. м.р. и

какие имеют окончания?(какой? –ой,-ий,-ый.)

-На какой вопрос отвечают им. прил. ж.р. и

какие имеют окончания? (какая? –ая, -яя.)
-На какой вопрос отвечают им. прил. ср.р. и какие имеют окончания? (какое? –ое,-ее)
Оцените свою работу на уроке.
Вспомните, на какую букву начинается ваше имя, и придумайте слово, которое отразило бы ваши эмоции, чувства, суть урока. Меня зовут Татьяна Геннадьевна. Поэтому я говорю: так горжусь вами!
11.

Домашнее

задание:
упр. 133.
Слайд 20-21
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
Список литературы: 1. В.П. Канакина, Русский язык Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. учреждений.- М.: Просвещение, 2015. 2. В.П. Канакина, Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками, 3 класс, М. Просвещение, 2015. 3. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. , М. Просвещение, 2015. 4. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных.учреждений/ В.П.Канакина,В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.