"Экологическое воспитание в школе"

Автор: Валиуллина Раиса Абдулловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Нурлатская СОШ ЗМР РТ"
Населённый пункт: РТ Зеленодольския муниципальный район Нурлаты
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание в школе"
Дата публикации: 16.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Экологическое образование. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Нурлатская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» - работает экологический кружок. Всего кружок посещают 15 учеников 6а и 6б классов. Данная программа экологического кружка составлена учителем биологии МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ» Валиуллиной Р.А. на основе опыта внеклассной работы по экологии. В 6 классе биология даётся только один час в неделю. Для расширения знаний учащихся по биологии в 6 классе кружок по экологии является дополнительным источником получения и закрепления знаний.. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка. Цель экологического кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди! Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других. На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить. Кружковцы изучают историю родного края, демографическую обстановку села. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего села и о своём будущем. Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Учащиеся учатся приобретать новые знания, самостоятельно находя их в дополнительной литературе. Во внеклассной работе учащиеся могут лучше проявить свои знания, а также общепринятые человеческие качества (в КВН – взаимопомощь, ответственность не только за себя, но и за команду, взаимовыручка и д. р.) Данная работа связывает биологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …). При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.
Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается. В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Кружок посещают учащиеся уже второй год, и программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца, есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем. Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Снегири», «Защаитим птиц»… Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду. Основными задачами кружка являются. • Воспитание экологически грамотного человека. • Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком – это ещё одна важная предпосылка для «заключения мира с природой». • Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности. • Научить учащихся пользоваться научной литературой. • Научить любить природу, правильно её использовать.
• Всемерно использовать интегрированный подход в экологической работе. • Учить школьников комплексному применению знаний по разным предметам. • Изучать растительный мир родного края. • Научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования. • Изготовление поделок из природного материала. • Изготовление раздаточного материала для уроков биологии. • Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных занятий и на этой основе развивать их способности. • Научить выполнению учебно-исследовательских работ. • Научить кружковцев наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить цель, находить пути решения и делать выводы. Реализация программы опирается на полученные знания по биологии, химии, физики. Режим занятий: (два часа в неделю - 70 часов). Занятия осуществляются как в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.
Учащиеся должны знать:
• что такое природа; • правила поведения в природе; • что такое охрана природы; • основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды; • глобальные экологические проблемы; • экологическую ситуацию Нурлат и его окрестностей; • демографическую обстановку Нурлат; • историю села Нурлат; • свою родословную; • разнообразие растений ; • разнообразие комнатных растений, способы их выращивания; • съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами; • особенности растительного мира, • редкие и охраняемые растения и животные родного края;

Учащиеся должны уметь:
• оценивать экологическую ситуацию; • выполнять правила поведения в природе; • ухаживать за комнатными растениями; • наблюдать за погодой, явлениями природы; • составлять температурные графики; • участвовать в природоохранных акциях; • изготовлять поделки из природных материалов; • работать с научной литературой; • выполнять учебные рефераты, презентации; • самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы. ЛИТЕРАТУРА. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990. Биологические экскурсии (Текст): кн. Для учителя/ И.В. Измайлов, В. Е.Михлин, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1983. Внеклассная работа по биологии (Текст): пособие для учителей/ А.И. Никишов, З.А. Мокеева, Е.В.Орловская, А.М. Семенова. – 2-еизд. перераб. – М.: Просвещение, 1980. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии (Текст): пособие для учителя/ И.Д. Генкова, Л.Л., Славков, Н. Б., Почему это опасно.(Текст) - М.: Просвещение, 1989. Герд, С. Мой живой уголок (Текст) – Л.: Государственное издательство Детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1965. Захлебный, А.Н., Суравегин, И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе (Текст): пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. Игонин, А.Л. Об алкоголизме в диалогах (Текст) - М.: Медицина, 1989. Колесов, Д. В., Маш, Р.Д. Основы гигиены и санитарии (Текст): учеб. Пособие для 9-10 кл. сред. шк.: Факультат. Курс. – М. Просвещение, 1989. Кочетов, А. М. Экзотические рыбы (Текст). – М.: Лесн. Пром-сть, 1888. Крикунов, Е.А. Экология(Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995. Миркин, Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г. Тульской области. – Тула: Приокское книжное издательство, 1994. Протасов, В.Ф., Молчанов, А.В. Экология, здоровье и природопользование в России (Текст).- М.: Финансы и статистика, 1995г. Труфанов, В.Г. Уроки природы родного края (Текст). – Тула: издательский дом «Пересвет», 2003. Ураков, И.Г. Алкоголь: личность и здоровье (Текст). – М.: Медицина, 1987.
Содержание программы.

Введение. (4 часа)
Зачем нужно изучать природу. Что такое экология. Методы экологических исследований. Правила техники безопасности при выполнении исследовательских работ
в лаборатории и на природе. ПДД при движении группой. План работы кружка на год. Выбор старосты. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Экологическая культура человека. Техника безопасности.
Эколого-туристическая подготовка. (4 часа)
Эколого-туристическая подготовка. Правила техники безопасности в походе, при выполнении исследовательских работ на природе. ПДД. Туристическое снаряжение. Рюкзак. Палатка. Костровое оборудование. ТБ при разведении костра. Карта и компас. Ориентирование. Описание экосистемы. Мониторинговые наблюдения за состоянием экосистемы. Поход выходного дня «Исследование берёзовой рощи около д.Татарское Исламово».
Растения и осень. Осенние явления (8 часов)
Признаки осени. Отличия осенней погоды от летней. Подготовка растений к осени. Работа с природным материалом. Подведение итогов опытов на пришкольном участке. Плоды, их классификация. Природный материал. Правила сбора. Правила сушки. Практическая работа «Плоды, их классификация».
Биоиндикация (10 часов)
Биоиндикация. Растения биоиндикаторы. Загрязнение воздуха. Бактерии. Роль бактерий в жизни человека. Молочнокислые бактерии. Грибы: съедобные и ядовитые в нашей местности. Дрожжи. Лишайники нашей местности, их классификация. Лабораторная работа "Приготовление микропрепаратов бактерий" Лабораторная работа «Определение лишайников. Определение площади покрытия лишайниками деревьев, растущих около школы». Лабораторная работа «Строение дрожжей».
Лес (14часов).
Что такое лес. Лесная экосистема. Хвойные леса. Лиственные леса. Смешанные леса. Роща. Бор. Тайга. Леса Волжско-Камского заповедника. Коренные леса. Восстановленные леса. Лесопосадки. Растительный мир лесов Зеленодольского района. Тенелюбивые и светолюбивые растения. Правила вырубки лесов. Экскурсия «Богатства Кугеевского леса». Экологические проблемы наших лесов. Ель – основная хвойная порода. Берёза – символ России. Берёзовый сок – правила заготовки. Волчье лыко, Венерин башмачок, Купальница европейская, Ландыш майский. Причины их исчезновения.
Разнообразие лесных ягод. Правила сбора. Лесные ягоды в поговорках, пословицах и поверьях. Лекарственные растения леса. Правила сбора, сушки и хранения лекарственного сырья. Витаминные растения леса. Растения – красители. Лес – место труда и отдыха человека. Охрана лесов. Правила поведения в лесу. Паспорт дерева. Приспособление растений к условиям совместного существования в лесу
Водные биоценозы (4 часа).
Особенности водных экосистем. Разнообразие водных экосистем. «Святой ключ Исламово». Река. Речка. Озеро. Пруд. Водные ресурсы Зеденодольского района. Растительный мир пресных водоёмов. Загрязнение человеком речки, озера Нурлат. Экскурсия. «Исчезающее озеро Петька».
Экология моего села (4 часа)
Разнообразие сельской природы. Зона отдыха. Парк. Аллея. Овраг. Пруд. Речка. Свалка. Растительный мир села. Цветники в садах села. Лекарственные растения в садах и огородах. Экскурсия «Ивняк Тази Гиззата».
Распространение плодов и семян (4 часа).
Животные – распространители плодов и семян. Насекомые опылители. Насекомые вредители растений леса. Классификация растений
Размножение и уход за растениями (10 часов)
Условия прорастания семян. Способы вегетативного размножения. Пикировка – для чего она нужна. Фиточай. Преимущества семенного размножения. Определение всхожести семян. Комнатные растения в легендах и мифах. Уход за комнатными растениями, их вредители, меры борьбы с вредителями. Лабораторная работа «Условия прорастания семян». Лабораторная работа «Способы вегетативного размножения».
Природные сообщества (6 часов)
Основные экологические факторы. Характеристика групп растений. Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе. Экскурсия "Влияние деятельности человека на природные сообщества"

Массовые экологические мероприятия
Количество экологических конференций: Региональных/ количество детей принимавших участие – 3/5 Муниципальных и межшкольных – Школьных/ количество детей – 5/28 Конкурсы: Конкурсы Количество участников федерального уровня «Подрост» 2 «Моя малая родина» 5 «Юные исследователи окружающей среды» 3 «Учебно-опытные участки» - «Ученические производственные бригады» - «Школьные лесничества» - Месячники по охране окружающей среды и экологии: Приняло участие – 312 учащихся В рамках этого месячника проходили следующие мероприятия: Прочитано лекций и проведено бесед – 9 Организовано конкурсов – 6 Посажено деревьев и кустарников – 168 Очищено родников – 1 Международные акции/ приняло участие детей: «Очистим планету от мусора» - 312 «День биологического разнообразия» - 21 «Каждой пичужке – наша кормушка» - 32 «День Воды» - 12 «День птиц» - 43 «День Земли» - 62 «День охраны окружающей среды» - 54