"Невербальное общение в педагогической деятельности воспитателя"

Автор: Холкина Татьяна Вячеславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Пригородная ООШ"
Населённый пункт: п.Пригородный, Кемеровский муниципальный район
Наименование материала: консультация для воспитателей
Тема: "Невербальное общение в педагогической деятельности воспитателя"
Дата публикации: 18.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Уметь общаться, быть хорошим речевым партнёром – это приятно и полезно каждому. Но есть профессии (их не случайно называют разговорными), где умение общаться не роскошь и не желаемое приложение, а жизненная необходимость. Одна из таких профессий – воспитатель. От умения общаться зависит рациональное и эмоциональное взаимодействие индивидов, воспитательное воздействие педагога на воспитанника, способность передать свой опыт, свои знания, способы деятельности, умения и навыки. Всякое общение осуществляется определёнными средствами:
вербальными
и
невербальными.

Невербальное общение
- общение без помощи речи. Оно играет важ - ную роль в жизни человека. От 60 до 80% информации в обычном, повсе - дневном общении человек передает и принимает невербально. К невербаль - ному общению относятся: выражение лица, телесные движения (позы, жес - ты), перемещения в пространстве, взгляд, тактильные ощущения. Воспитатель, основным видом деятельности которого является обще - ние, должен грамотно использовать в своей работе знания о невербаль ных средствах общения.
Выражение лица (мимика).
Одним из первых исследовать выра жение лица человека начал Ч. Дарвин. Он попытался обосновать биоло гическую природу эмоций. Он и его последователи исследовали связь выражения эмоций с физиологическими процессами, происходящими в этот момент в организме человека (то есть какие именно мышцы напря гаются и расслабляются при выражении тех или иных эмоций, с какими обменными процессами это связано и т. д.). Только в последние несколь ко десятилетий изучение эмоций пошло по иному пути - эмоции стали рассматриваться как ключ к раскрытию мотивационной сферы человека. В этой связи интерес к исследованиям резко возрос. Подробно изучается процесс считывания эмоций (что означает данное выражение лица); зависимость эмоций и силы их выражения от страны, национальности, социального статуса и т. д.; процесс усвоения эмоций ребенком.
Телесные движения (позы, жесты).
Существует особая наука кинетика - наука о телесных выражениях человека. Специалисты- кинезиологи могут восстановить все движения человека по звуку его голоса. Тем не менее, доказано, что понимание невербального языка большинством людей невоз можно без связи его с вербальным языком и контекстом ситуации. Если мы хотим понять человека, то мы должны обращать внимание на его жесты, «произвольные движения, позы, внешние проявления вегетативных изме нений (покраснение, побеление, дрожь, испарина и т. д.), манеру двигаться, одеваться, причесываться и др. Данный язык часто оказывается более правдивым и может больше сообщить нам о человеке, чем речь. Невербальный язык значительно меньше поддается сознательному
контролю, а вегетатив ные изменения большинством людей и вовсе не контролируются.
Тактильное взаимодействие.
Допускает ли человек в общении тактильное взаимодействие, как оно влияет на собеседников, на их пове дение и взаимодействие, на ход общения - именно эти вопросы ставятся при анализе тактильного взаимодействия. Обычно прикосновения допус каются в общении близких родственников или друзей. Поэтому неумест ное использование прикосновений может осложнить разговор, насторо жить собеседника или вовсе привести к прекращению разговора.
Визуальное взаимодействие
. Направление взгляда зависит от со - держания общения, индивидуальных различий, характера взаимоотноше ний людей и предшествующего развития разговора. Выделяют следую щие функции взгляда в общении:  информационный поиск. Поиск обратной связи в общении, информации об эффекте сообщения. Обычно обмен взглядами происходит по сле каждой реплики в общении и в опорных моментах разговора;  оповещение об освобождении канала связи, то есть о том, что человек закончил говорить и ждет ответной реплики;  стремление скрывать или выставлять свое «я»;  установление и поддержание первоначального контакта, чему способствуют быстрые короткие повторяющиеся взгляды;  поддержание стабильного уровня психологической близости. Средством невербального общения является также и
время
. Например, пунктуальность, столь принятая в общении у европейцев и американ цев, у арабов вызывает раздражение. Отсутствие пунктуальности восприни мается не только как особенность человека, но и как неуважение, недоста точная заинтересованность в разговоре, способ подчеркнуть свою важность и независимость, то есть, как способ сообщить некоторую информацию, не прибегая к словам. Временной промежуток между стуком в дверь и вхожде - нием в нее может показать нам важность человека (чем дольше промежуток, тем важнее человек). Время влияет на вид связи между людьми - на интен - сивность общения, величину индивидуальной территории, язык тела. Вре - менной промежуток, отводимый на разговор, может облегчить его или ус - ложнить. При планировании разговора важно помнить, что всю основную информацию о взаимоотношениях между людьми мы передаем и принимаем в первые двадцать минут разговора.
Перемещения в пространстве.
То, как мы перемещаемся по от - ношению друг к другу в процессе разговора, на каком расстоянии нахо димся, как реагируем на изменение расстояния, также может многое ска зать внимательному собеседнику. При анализе перемещений в простран стве важно помнить о культурных различиях - то, что воспринимается как должное европейцем или американцем, представителем Востока бу дет истолковано совершенно по-иному. Способность человека общаться на разных расстояниях, в том числе и на очень близких, и сохранять при этом
спокойствие - показатель его уверенности в себе, раскрепощенно сти, понимания себя и других. Очень многие психологические техники повышения уверенности в себе, понимания основаны именно на приемах работы с телом, в том числе и на анализе перемещений в пространстве. Каждый человек имеет определенную пространственную зону вокруг тела, которую он рассматривает как свою личную территорию (личную про - странственную зону). Размер этой зоны социально и национально обусловлен, например, он определяется плотностью населения в том месте, где живет че ловек (чем выше плотность, тем меньше зона). Все данные, которые приводят ся ниже, рассчитаны для жителей больших городов западных стран. Личную пространственную территорию человека можно разделить на четыре зоны:
а)
интимная зона (от 15 до 50 сантиметров). Это самая главная из всех зон, поскольку именно ее человек охраняет наиболее сильно. Прони кать в эту зону разрешается только тем, с кем у данного человека устано вился тесный эмоциональный контакт (дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники). Если вторжение собеседника в интимную зону нежелательно, то человек оповещает об этом целой серией сигналов. На первой стадии человек отводит взгляд, постукивает пальцами или ступнями, покачивается на ногах или (если сидит) покачивает ногами, пере - минается, ерзает на месте. На второй стадии он закрывает глаза, издает вздо - хи, сутулит плечи, подбородок отвисает. На третьей стадии происходит уход. При насильственном вторжении в интимную зону человек чувствует беспо - мощность, беззащитность и слабость. Следствием этого, в качестве защитно - го механизма, бывает повышенная агрессивность.
б)
личная зона (от 50 до 120 сантиметров). Это расстояние обычно разделяет людей в дружеском общении, на вечеринках, при проведении свободного времени;
в)
социальная зона (от 120 до 360 сантиметров). На таком расстоя нии обычно держатся от посторонних людей и людей, которых мы не очень хорошо знаем;
г)
общественная зона (более 360 сантиметров). Это расстояние наиболее удобно, когда мы адресуем свои слова большой аудитории. Что делать воспитателю со всеми этими средствами? Во-первых, можно более экономно использовать время общения за счет использования невербальных средств для регуля ции деятельности воспитанников и ее оценки. Во-вторых, можно активизировать речемыслительную деятельность детей. В-третьих, можно стимулировать их говорение за счет созда ния доверительного климата общения. В-четвертых, можно способствовать запоминанию речевого материала. В-пятых, можно способствовать сохранению личностного контакта. В-шестых, можно . . . Многое еще можно, если этими средствами овладеть.
В. А. Сухомлинский говорил: « что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель». Глубокий мудрый смысл этих слов раскрывается и в повседневной деятельности воспитателя. Стоит только педагогу отбросить менторский тон, проявить подлинный инте рес к воспитанникам и их словам, забыть, что он находится, так ска зать, «наверху», встать рядом, как тотчас же дети отклик нутся, уловят искреннее расположение, искреннюю заинтересо - ванность в общении, т. Е. станут речевыми партнерами. Пере фразируя известную поговорку, можно с полным правом утвер ждать: хочешь иметь речевого партнера, будь им! Или точнее — учись, чтобы стать им. Педагог-психолог высшей категории МБОУ «Пригородная ООШ» Холкина Т.В.