"Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий при подготовке к занятиям в декоративно-прикладном отделе"

Автор: Хаведжи-Пона Эльвира Асановна
Должность: педагог дополнительного образования, руководитель кружка "мир игрушки"
Учебное заведение: МОУ лицей "МОК № 2"
Населённый пункт: г. Джанкой Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Использование возможностей информационно-коммуникационных технологий при подготовке к занятиям в декоративно-прикладном отделе"
Дата публикации: 19.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование возможностей информационно-коммуникационных

технологий при подготовке к занятиям в декоративно-прикладном отделе

(нетрадиционные техники)
Хаведжи-Пона Э.А. Руководитель кружка «Мир игрушки» МОУ лицей «МОК № 2» г. Джанкоя РК Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога (В.М.Монахов). Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В настоящий момент в образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в обучении  Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета  Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.  Мониторинг интеллектуального развития. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Использование ИТ при обучении декоративно-прикладному искусству открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию детей, активизации их познавательного интереса, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению. У педагога появляется возможность внедрять новые, 1
нетрадиционные формы организации учебного процесса, широко использовать методы активного, деятельностного обучения при организации творческой работы учащихся. Чаще всего используются различные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Эта программа дает педагогу неограниченные возможности для творчества и для более эффективного средства повышения уровня познавательной активности. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Варианты использования презентаций в работе с учащимися: 1. Проведение презентаций на занятиях при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет демонстрационный материал при объяснении нового материала, способствуя фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т. п. 2. Наглядная демонстрация процесса (построение схем, таблиц, пошаговая Инструкция, мастер-классы), который невозможно или достаточно сложно провести с помощью плакатов или школьной доски. 3. Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно или в группе) презентации для сопровождения собственного доклада; создание фотоальбомов как отчетов о проведенных группой учеников исследованиях в рамках деятельности по проекту. 4. Совместное изучение источников и материалов по программе (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.) Особое место на занятиях декоративно-прикладного отдела занимали фрагменты из учебных, документальных фильмов и телепередач. Включение в презентацию видеофайлов наиболее целесообразно, когда невозможно непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (изменение в природе, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д). 2
5. Для закрепления материала. Сначала ребята знакомятся с легендой. Затем выполняют работы, какой им видится легенда. И на последнем этапе рассказывают легенду, используя свои работы. 6. На этапе контроля и самоконтроля. Детям предлагается возможность самим проверить свои знания. Причем, если ответ не верный, можно вернуться и исправить ошибку. По требованиям СанПин 2.4.2.1178-02 в течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся первой ступени 3-4 урока, обучающихся второй и третьей ступени - 4-5 уроков. После занятий с видеодисплейным терминалом необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте. С учетом психологических особенностей детей на первоначальном этапе обучения целесообразно применять метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр, способствующих выполнению различных учебных заданий. Игры для детей младшего возраста «четвертый лишний». По теме изделия из бисера, ребят в игровой форме знакомят с насекомыми, затем плетут насекомое из бисера. Корректировка и тестирование знаний: Систематическая проверка знаний большого числа проверяемых приводит к необходимости автоматизации контроля, использованию компьютерной техники и соответствующих программ проверки знаний. Компьютерное тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в образовании все большее применение. Одним из его достоинств является минимум временных затрат на получение надежных итогов контроля, и получение результатов практически сразу по завершении контролирующего теста. Результаты автоматизированного тестирования лучше поддаются анализу, чем субъективно выставляемые оценки. Программы для создания тестов - MiniTes; ExeTest-SL. 3
Имея в арсенале работы учебные тренажеры по декоративно-прикладному творчеству (созданные самой или позаимствованные у коллег-педагогов в Интернет-сообществе), мы можем подготовить занятие, учитывая индивидуальные особенности процесса усвоения материала каждым учащимся (дифференцированный и индивидуальный подход). А они у наших детей действительно разные. Ребенку дается возможность работать в приемлемом для него темпе, соответственно уровня его актуального развития, но при этом чувствовать себя таким же успешным, как и остальные сверстники. Одним из способов внедрения новых информационных технологий на занятиях по декоративно-прикладному искусству является использование компьютерных программ как средств создания узоров для бисероплетения, вышивания и вязания. В настоящее время существуют графические редакторы, позволяющие создавать собственные узоры и преобразовывать понравившиеся изображения (фотографии, рисунки) в схемы для бисероплетения, вышивания и вязания. Примерами таких программ являются Beads Wicker, Biserhelp, Win-Stitch, Pattern Maker, PCStitch, Bead Work. Современные методы обучения с использованием информационных технологий должны быть направлены на развитие и формирование творческого самовыражения детей, на возрождение духовных ценностей, на изучение наследия народных традиций нашей культуры. Совершенствование процесса обучения в дополнительном образовании поможет сохранить культурное наследие наших предков и одновременно введёт детей в мир современной науки и техники, активизируя связь между прошлым, настоящим и будущим. В конечном итоге, дети могут превратить свой компьютер в творческую мастерскую, создавая свои авторские, творческие изделия и проекты, основанные на знаниях народных традиций. 4