"Орфография как система правил правописания"

Автор: Пименова Марина Владимировна
Должность: учитель русского языка илитературы высшей категории
Учебное заведение: МКОУ СШ №3
Населённый пункт: г. Дубовка, Волгоградской обл.
Наименование материала: Спецкурс для 10 класса по русскому языку.
Тема: "Орфография как система правил правописания"
Дата публикации: 20.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Спецкурс для 10 класса по русскому языку.

Автор программы Пименова М. В.

Подготовка к ЕГЭ

«Орфография как система правил правописания»

Пояснительная записка
Цель данного курса состоит в повышении правописной грамотности учащихся, в развитии культуры письма. Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения. Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие их лингвистической интуиции: во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления, с тем чтобы безошибочно применить то или иное правило, не искажая смысла высказывания; во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который основывается на языковом чутье и удовлетворяет потребность человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. И важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами. Программа дает представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у учащихся укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания.
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме. Использование наиболее эффективных приемов (работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии, схематический анализ высказывания, работа с разнообразными лингвистическими словарями, орфографический анализ структурно-схематических схем слова) помогает достичь основных целей курса. Курс рассчитан на 17 часов.


Тема

Кол-во

часов
1
Орфография как система правил правописания (роль

орфографии в письменном общении людей, её

возможности для более точной передачи смысла речи;

разделы русской орфографии и обобщающие правила

для каждого из них).

Правописание морфем (морфема как минимальная

значимая часть слова; система орфограмм данного

раздела орфографии; принцип единообразного

написания морфем).

Правописание корней (система правил,

регулирующих написание гласных и согласных

корня; правописание гласных корня, группы корней с

чередованием гласных).
2 3 Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые, е и э в заимствованных словах. 2ч 4 Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы или и в корне после приставок), и понятие о 1ч
фонетическом принципе написания. 5 6 Группы корней с чередованием гласных 2ч 7 8
Правописание согласных корня (звонких и глухих,

непроизносимых, удвоенных; чередование согласных

в корне и связанные с этим орфографические

трудности; правописание иноязычных

словообразовательных элементов).

Правописание приставок (деление приставок на

группы, соотносимые с разными принципами

написания).
9 Приставки на з- и с- 1ч 10 Приставки пре- и при- 1ч
Правописание суффиксов (система орфограмм,

отражающая написание суффиксов разных частей

речи; типичные суффиксы имен существительных,

имен прилагательных, глаголов и их написание,

суффиксы причастий; буквы н и нн в полных и

кратких формах причастий, а также в

прилагательных, образованных от существительных

или от глаголов).
11 Типичные суффиксы имён существительных и их написание: -арь, -тель, -ник, -изн(а), -ость, -ени(е) и др. 1ч 12 Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват(ый), -евит(ый), -лив(ый), -чив(ый), -чат(ый), -оньк(ий) и др. 1ч 13 Типичные суффиксы глаголов и их написание: -и(ть), 1ч
-е(ть), -ирова(ть), -ану(ть) 14 Суффиксы причастий: образование причастий с помощью суффиксов. 1ч 15 16 Буквы н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или от глаголов. 2ч 17
Правописание окончаний (система правил,

регулирующих написание окончаний разных частей

речи, различение окончаний).


Литература
1. Букчина Б.З. «Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис?» – М., 2014 2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: 10 – 11 классы.» – М., 2013 3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы.» – М., 2014 4. Иванова В.Ф. «Трудные вопросы орфографии.» – М., 2012 Кайдалова А.И., Калинина И.К. «Современная русская орфография.» – М., 2014 5. Львова С.И. «Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.» – М., 2012 6. Разумовская М.М. «Методика обучения орфографии.» – М., 2013 Розенталь Д.Э. «Вопросы русского произношения и правописания.» – М., 2014 7. Скобликова Е.С. «Обобщающая работа по орфографии.» – М., 2013