"Эстетическое воспитание слепых младших школьников".

Автор: Хуртина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель-тифлопедагог
Учебное заведение: ГБОУ № 172
Населённый пункт: город казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Эстетическое воспитание слепых младших школьников".
Дата публикации: 20.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Учитель-тифлопедагог ГБОУ № 172 г. Казани
Хуртина Татьяна Юрьевна

Эстетическое воспитание слепых младших школьников.
Эстетическое воспитание слепых младших школьников предполагает развитие и формирование вос приятия детьми красоты окружающего мира и произведений искусства, а также развитие их творческих способностей. При глубоких нарушениях зрения восприятие красоты окружающего мира затруднено. Исполь зуя все сохранные анализаторы и сохранивши еся функции пораженного органа зрения, педагоги все же могут создать у ребенка эстетические образы.[8] Одним из важнейших средств эстети ческого воспитания слепого школьника явля ется музыка. Музыкальные занятия в системе эстетическо го воспитания слепых занимают большое место. Музыка и пение помогают слепым детям понять красоту родной природы, красоту человеческих дел, создают бодрое и радостное настроение. Основные задачи музыкального воспитания сле пых те же, что и задачи воспитания нормально видящих: детей готовят к восприятию музыкаль ных произведений, учат их понимать и исполнять детские песенки, двигаться под музыку.[2] У детей вызывают интерес и любовь к музыке и пению, развивают их музыкальные способности — слух, чувство ритма, музыкальную память. Однако есть и специальные задачи музыкального воспитания слепых: развитие координации движений, и ори ентировки в пространстве, выработка правиль ной осанки, устранение навязчивых движений, обучение мимике и жестам. Одна из важных за дач музыкального воспитания — знакомство де -
тей с природой и миром человеческих чувств. При анализе и оценке окружающей обстанов ки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух — основная опора слепого и в предметно-пространственной ориентировке. Развивая слух, обучая ребенка использовать звуковые сиг налы, полученные извне для ориентировки, мы способствуем его общему развитию, приобрете нию ребенком новых знаний. На музыкальных занятиях у слепых дошкольников развивается музыкальный слух, совершенствуются навыки слухового восприятия, увеличивается запас слу ховых представлений. Дети приучаются слушать инструментальную музыку, пение. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на ха рактер музыки, учит понимать эмоциональную ок раску музыкального произведения — бодрую, ра достную или грустную.[9] Выбирая для слушания музыкальные произ ведения, жизнерадостные по содержанию и то нальности, активизируют слепых детей, повыша ют их жизненный тонус, обогащают положитель ными эмоциями. Восприятие музыки становится более полным, понимание ее углубляется по мере того, как дети учатся самостоятельно воспроизводить музы кальные произведения. Ребенок с раннего возраста старается, под ражая взрослым, воспроизвести несложные ме лодии. Слепые дети подражают пению, не видя перед собой поющего. [3] Не умея контролировать движения своего лица, слепые дети школьно го младшего возраста плохо владеют мимикой, выразитель ностью пения, у многих из них неправильная ар тикуляция при пении, поза и т. д. Это затрудняет овладение вокальными навыками. Трудности эти преодолеваются в индивидуальной работе с детьми, а также по мере того, как дети учатся петь хором. Хоровое коллективное пение создает благо -
приятные условия для возникновения коллектив ных переживаний и чувства коллективизма. Во время музыкальных занятий необходимо совершенствовать основные движения — ходь бу, бег, прыжки под музыку в связи с характером музыкального произведения, что развивает у слепых детей грацию, ловкость, смелость. Одна из важных задач эстетического воспита ния слепого — пробуждение его творческой ак тивности под воздействием художественных про изведений: сказок, стихов, рассказов. В этом огромную роль играют произведения искусства, создающие эмоциональные, живые образы лю дей, действующих в условиях, хорошо знакомых и понятных детям. Прочувствовав и поняв про - изведения, прочитанные воспитателем, дети пе реносят на себя черты героев, особенно им за помнившихся и понравившихся. Детские книги, издающиеся для зрячих де тей, богато иллюстрированы. Картинки и ил люстрации помогают детям яснее представить основных действующих лиц. В иллюстрациях от - ражаются центральные эпизоды, подчеркивают ся положительные или отрицательные черты действующих героев. В настоящее время ИПТК «Логос» ВОС выпускает прекрасно выполнен ные книги для слепых детей, в том числе и аль бомы предметных изображений для слепых дошкольников и младших школьников, альбо мы с изображением героев сказок и т. д. Эти книги используются педагогами при знаком стве слепых детей с художественной литерату рой, сосредотачивая внимание и на самом тексте, ударении, интонации, под черкивая характеристики героев, отношение к ним автора. Задача эстетического воспитания слепых детей при прослушивании художественных про изведений состоит в том, чтобы дети научились воспринимать словесные образы, чтобы эти
об разы вызывали у них живые и яркие представле ния и переживания. Поэтому словесные образы необходимо подкреплять наглядностью, попол нять запас конкретных представлений о предметах, изображаемых в произведениях. Огромное значение придается также организации занятий изобразительной деятельностью (лепка, аппликация, рисование), которые не только помогают детям познать окружающий мир, но и дают возможность познакомиться с красотой предметов, изображаемых при лепке, рисовании или апп ликации. Незрячие школьники испытывают потребность к изобразительной деятельности также как зрячие. Умение изобразить что-либо на листе бумаги, раскрывает внутренний мир ребенка, его представления, подчас искаженные. Нельзя не оценить то воздействие изобразительной деятельности на ребенка, той радости от полученного творческого результата, которая помогает почувствовать себя преодолевшим свой недуг. Обучение рисунку слепых детей существенно отличается от обучения зрячих сверстников. До поступления в школу слепые дети не имеют никакого представления о рисунке, в то время как зрячие дети начинают заниматься рисованием с дошкольного возраста. Чтение рельефных изображений помогает незрячим иметь представление о тех предметах, которые нельзя потрогать руками (высокие дома, деревья, форма облаков, снежинки и т.д.) имеет большое познавательное значение и открывает широкие возможности использования рельефных иллюстраций при обучении слепых детей общеобразовательным предметам (рассматривание различных таблиц по биологии, карт по географии и т.д.). Изобразительная деятельность незрячих школьников менее разнообразна, но все-таки она возможна при помощи специальных тифлосредств: прибора для рисования «Школьник», грифеля, трафаретов, шаблонов. Возможно также использование шариковых ручек, гуашевых и акварельных красок, пластилина, цветной и бархатной бумаги. На уроках изобразительной
деятельности учащиеся знакомятся с цветом, соотносят окружающие предметы с цветом (лимон желтый, трава зеленая), учатся составлять цветовую гамму по представлению, по памяти. Слепой ребенок испытывает чувство огромной радости, знакомясь с произведениями искусст ва, и учится сам принимать живое участие в твор честве, овладевая изобразительной деятельностью. Эстетические переживания, связанные с вос - приятием произведений искусств, оказывают огромное влияние на нравственный облик детей, облаго раживая их. Одним из следующих средств эстетического воспитания слепых учащихся является окружающая среда , в которую входят не только красивые вещи, но и поведе ние людей, с которыми общается ребенок. Сама жизнь и окружающие ребенка предметы также служат серьезным средством эстетического воспитания.[6] Все, кто работает со слепыми, знают, что дети чувствуют уют, порядок. Обстановка всегда дей ствует на детей, красивые вещи они берегут. Понятие «красиво» учителя всегда ста раются связывать с чистотой и аккуратностью. Красивая сервировка стола, чистота скатерти, подбор посуды, удобно и красиво разложенные салфетки помогают прививать детям художе ственный вкус. Привлекая внимание детей к красивым вещам, учитель учит видеть и понимать красоту, чув ствовать тонкость и филигранность работы мас теров, создавших эти вещи. Например, рассмат ривая с детьми посуду, их внимание обращают на разнообразие ее формы. [4] Эстетическое воспитание вклю чает формирование чувства прекрасного не толь ко средствами искусства и литературы, но и всей нашей жизнью; труд и быт, поступки и взаимоот ношения людей являются средствами эстетичес кого воспитания.
Предметы и явления, к которым воспитатель привлекает внимание детей, должны быть дос тупны их пониманию и чувствам. В дни праздни ков красиво оформленные музыкальный зал и другие помещения, костюмы, торжественный марш всегда вызывают положительные эмоции детей. Окружающая природа дает богатейший материал не только для разви тия осязания, обоняния и слуха, но и для форми рования эстетических чувств. Огромные возмож ности эстетического восприятия природы откры ваются летом, когда дети живут на даче или ходят в парк, расположенный недалеко от школы, детского сада. Ажурные рябины, раскидистые дубы, стройные ели, кудрявые березки, орешник — все используется педагогом для того, чтобы дош кольники почувствовали красоту зеленого леса. Обследовать руками ветки дуба, березы, елки, акации, обхватить ствол, уметь различать форму листьев и узнавать плоды деревьев — этому учат педагоги своих питомцев. Как только зацветает черемуха, учитель, показывая ветки черемухи, просит их осторожно пощупать, понюхать, читает детям стихотворение и рассказывает о нежно-белых цветах черемухи, обращает внимание детей на то, как можно кра сиво о ней рассказать: Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые Что кудри завила. Вслед за черемухой распускается сирень. Дети сравнивают сирень с черемухой, учатся различать их по форме, величине листьев и цве тов, по запаху. Дети знакомятся также с цвету щей липой. На
аромат липы дети уже сами обра щают внимание. Выразительно и уместно прочитанное стихот ворение возбуждает интерес к природе и помо гает детям самостоятельно сделать вывод о том, что пчелы собирают мед. Воспитатель дает де тям понюхать цветы липы и мед, дети определя ют, что мед пахнет так же. Учитель учит прислушиваться к звукам леса (журча нию ручья, пению птиц, шелесту листвы), рас сказывать о них и наслаждаться этими звуками. Обращает внимание на шелковистую, мягкую травку, на множество полевых цветов, их прият ный запах. Это воспитывает у детей чувство пре красного.[5] Дополнительное эстетическое образование и воспитание пред ставлено различными кружками (домохозяйству, бисероплетению, бытовой ориентировке, вокалу и т.д.). [1] Занятия кружков проводятся не только со слабовидящими, но и со слепыми учащимися. Вся кружковая работа как форма дополнительного образования и воспитания направлена на выявление имеющихся музыкальных, общехудожественных способностей и умений и их дальнейшее развитие. Каждый педагог, бесспорно, обя зан достичь главной цели в своей работе - пробудить интерес к эстетической деятельности у учащихся. [7] Успешные выступления детей на концертах, слетах, праздниках, смотрах после повсе - дневных коррекционно-музыкальных занятий, в процессе кото рых у детей задействованы многие рецепторы центральной нерв ной системы, позволяют констатировать: музыкально- коррекционные занятия, изобразительная деятельность, чтение художественных произведений, экскурсии, кружковая работа благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушением зрения, моторики и эмоционально-волевой сфе ры, оказывают сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие, что очень важно для общего развития слепых детей, для успешной реализации основного принципа коррекционной педагогики - успешной социальной адаптации выпускников коррекционных классов общеобразовательных школ.

ЛИТЕРАТУРА
1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Анализ результатов изучения слепых детей со сложными нарушениями развития за тридцать лет.
- научно методический журнал «Дефектолог» №2. 2006. 2. Власенко О.П.. Музыкально-эстетическое воспитание школьников. -Издательство «Учитель», Волгоград. 2006. 3.Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения.- Верхняя Пышма,1997г. 4.Ермаков В.П., Г.А. Якунин. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения - Москва.2000г. 5.Особеннбенности проведения занятий со слепыми детьми и часы коррекции Учебно-методическое пособие. Москва. ВОС, 1990г. 6. Плаксина Л.И.. Теоретические основы коррекционной работы для детей с нарушением зрения М. ГороД, 1998г. 7. Солнцева Д.И. и Денискина В.З. Психология воспитания детей е нарушением зрения, /под редакцией - Н алоговый вестник, Москва ,2004 8. Солнцева Л.И, Подколзина Е. Н.. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под редакцией изд.2-е, «Логос» ВОС. М.: 2005г. 9. Тупопогов Б.К. Основы коррекционной педагогики, «Логос» ВОМ Москва.2004.