"Дошкольник и книга"

Автор: Галушко Олеся Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 14 СПДС № 18 "Радуга"
Населённый пункт: город Жигулевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Дошкольник и книга"
Дата публикации: 21.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Есть талант писателя, есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. С. Маршак. Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать).Ч тение и обсуждение книг вместе с детьми, в которых описываются ситуации, сходные с теми, что имеют место в реальной жизни детей, является элементом коррекционной работы – «библиотерапии» («лечение» книгой). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение - серьезное занятие, сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т.д.), у него может сформироваться агрессивная модель поведения. Поэтому произведения и события жизни должны переплетаться. Книга должна помогать человеку анализировать происходящее.
Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы. Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно- эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни. Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызыватьт у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому
безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером вся семья собиралась за столом, кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. Сегодня родителей порой интересуют исключительно те педагогические средства, которые стимулируют ребенка к овладению точными науками, а многовековая традиция общения с дошкольником в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр не дооценивается и заменяется просмотром телепередач и прослушивание аудиозаписей. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение. Совсем иные отклики вызовет книжка, если её преподносит ребенку родитель, увлеченный детской литературой, который следит за появлением каждой новой книги, умеет оценивать ее как произведение искусства, знает детскую литературу и хочет знать её еще лучше. Отсюда вытекает особая важность выразительной, эмоциональной подачи литературного произведения. Что же надо знать родителям о детской книге? Прежде всего ему надо помнить об её огромном воспитательном значении. Художественная книга – мощное орудие формирования личности ребенка, умения отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом. Родителям следует знать, что воздействие книги на ребенка не происходит молниеносно, что дело это медленное и кропотливое и ждать мгновенных результатов не приходится. Но если ребятам в детском саду и дома систематически читают хорошие книги, это неминуемо даст свои результаты.
Изучив проблему и актуальность семейного чтения, родилась идея организации семейного читательского клуба «Читаюшка».
Целью
нашей работы стала не только оказать родителям помощь при ознакомлении детей дошкольного возраста с художественной литературой, привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге, но и помочь взрослым овладеть основными навыками художественного чтения и рассказывания, а так же умению анализировать произведение.
Задачи
нашего клуба: 1. Способствовать сближению родителей и детей через семейное чтение. 2. Подвести к пониманию того, что книга – источник знаний. 3. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе. 4. Развивать у детей и взрослых поэтический слух (способствовать улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ. 5. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя – школьника. Организация встреч читательского семейного клуба сначала проходят в группе как «Вечер семейного чтения», на которых родители и дети сначала слушают выразительное чтение воспитатей. На следующем заседании клуба сами мамы и папы пробуют читать используя различные средства выразительности. Потом встречи происходят в виде круглого стола «Детская вселенная на книжной полке» (дети + родители + воспитатели), где происходит анализирование и обсуждение художественных произведений. Анализ произведений по схемам, записывают родители (со слов детей и обязательно высказывают свое мнение) в читательском дневнике. Родители и дети обязательно рисуют иллюстрации к произведениям и в группе организуется выставка работ. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители.
План работы
семейного читательского клуба «Читаюшка»:
«Вечера семейного чтения»

1. Консультация «О традициях семейного чтения»(особая значимость семейного чтения). Буклеты «Советы родителям как читать книги детям». Анкетирование родителей «Я и мой ребенок». 2. Консультация для родителей «Роль художественного слова в воспитании детей». 3. Тема встречи: «Искусство художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила голоса, мимика, жест, дыхание, дикция». 4. Тема встречи: «Обучение рассказыванию народной сказки и чтению рассказов». 5. Тема встречи: «Обучение чтению поэзии и чтению стихотворений». Произведения подбираются по возрасту детей и просьбам родителей: стихотворения детских и великих русских поэтов, сказки разных народов мира и маленькие рассказы.
Круглый стол «Детская вселенная на книжной полке»
1. Консультация «Слушание детьми книг как подготовка к самостоятельному чтению в школе» (роль книги в умственном и речевом развитии ребенка). Анкетирование родителей «Ребенок и книга». 2. Консультация для родителей «Методика знакомства детей с произведениями детской литературы». 3. Работа с литературными произведениями: анализ и помощь ребенку видеть образы, картины, действия и правильно их оценивать. Ведение читательского дневника. 4. Буклеты с рекомендациями по отбору текстов для первоначального самостоятельного чтения ребенка; определение порядка знакомство ребенка с текстами для самостоятельного чтения в соответствии со степенью их сложности и его уровнем владения навыками чтения. Подбор произведений имеет и психокоррекционное воздействие, что позволяет более глубоко анализировать его и нравственно воспитывать ребенка.
Читательский дневник ведется ребенком совместно с родителями, где записываются не только слова ребенка о произведении, но и сами родители высказывают своё отношение к произведению. Задания даются воспитателем.