"Воспитание патриотизма у обучающихся на занятиях изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования детей".

Автор: Гусарова Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска"
Населённый пункт: Курск, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание патриотизма у обучающихся на занятиях изобразительным искусством в учреждениях дополнительного образования детей".
Дата публикации: 24.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Воспитание патриотизма у обучающихся на занятиях изобразительным

искусством в учреждениях дополнительного образования детей.
Педагог дополнительного образования Гусарова О.Н. "Достижение единства федерального культурного и общеобразовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных традиций и особенностей в условиях многонационального государства" - является одной из целей обучения (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). В Стандартах Нового Поколения воспитательные результаты отражены с упором на формирование у учащихся чувства патриотизма и воспитание личности Российского гражданина. Имея многолетнюю практику обучения изобразительной деятельностью во Дворце пионеров и школьников города Курска, в студиях "Дошкольник", "Радуга", д. о. "Изостудия", я отвожу большое место воспитанию патриотизма, которое может реализоваться по следующим направлениям: - Воспитание любви к свое семье, к малой Родине. - Изучение исторического культурного наследия родного края Религия, Дворянская культура, традиции, обычаи, народного Промыслы ). - Экологическое воспитание - изучение окружающего пространства (родной природы, животных (домашних, диких)). Для педагога дополнительного образования, ведущего занятия по изобразительному искусству, Формирование личности патриота, является важным звеном, связывающим развитие, обучение, воспитани. В результате такой работы, у обучающихся, через отражение в своих работах темы любви к Родине, ее национальных ценностей, формируются и совершенствуются духовно-нравственные качества личности. Но, для того, чтобы проводить такие занятия, педагог должен иметь гражданскую позицию, и не только стремиться научить детей основам изобразительной деятельности, а также помочь обучающимся сформировать свои убеждения, воспитать в них любовь к Родине, своему народу, семье. Изучение истории начинается с всем известных гражданских праздников; "Новый год", "День Защитника Отечества", "День Матери", "День Пожилого Человека, "Международный Женский День". Дети рассказывают о своих родителях в беседах "Расскажи о своем папе". "Расскажи о своей маме", а также вспоминают бабушек и дедушек. Затем готовят сувениры и поздравительные открытки из различных материалов декоративного творчества; соленое тесто, бумаги, природного материала. Семейный праздник "Новый год" любой ребенок всегда ждет с нетерпением и хочет порадовать своих близких; или забавной игрушкой на елку, красивой открыткой, сувениром, которые выполняет; из соленого теста, бумаги. Часто используются технологии коллективной деятельности для создания композиций; на картоне "Новогодняя елка", из соленого теста"Новогодняя сказка "... На новогодних утреннике проводятся игры; "Украсим зимнее окно", или "Украсим Елку на Новый Год"(Ст. "Радуга"). Из бесед обучающиеся узнают кто такие Дед Мороз и Снегурочка и почему украшают дерево Ель на Новый Год. Тема Великой Отечественной войны наиболее близка каждому гражданину нашей страны, оставив глубокий след в памяти поколений. Обучающиеся студий дошкольного возраста узнают много нового для себя, делятся своими знаниями на тематических беседах с педагогом; о родах войск, военной технике, о подвигах в Великой Отечественной войне. К праздникам "День Защитника Отечества"и "День Победы" они готовят открытки, составляют тематические композиции. Дети постарше могут создавать индивидуальные интересные проекты, для этого изучают вместе с педагогом различные наградные регалии
времен войны, военную технику, военную форму тех лет, предметы быта, которые узнают из посещения музеев; в учреждении Дворца пионеров "Музей Истории Дворца пионеров и Пионерского Движения", в Областном Музее Краеведения, а также самостоятельно изучая материал в Интернете. В результате создают композиции по темам; "Памяти павших" (натюрморт из раритетных предметов Великой Отечественной ), "Возвращение" ( жанровая композиция с фигурами людей), "Бессмертный Полк" (жанровая композиция с фигурами людей). Работы детей были высоко оценены жюри конкурсов: Областного - "Гренадеры - вперед!", Городского - "Волшебная палитра", Всероссийского дистанционного - "Моя Родина" (Юркин Станислав, Завалишина Ксения, Качура Екатерина и многие другие обучающиеся). Участие в различных проектах, посвященных Великой Отечественной, способствует живому участию детей в этом общем деле. Им интересно поздравить Ветерана с Днем Победы не только в нашей Стране, а особенно важно нарисовать открытку, подписать ее и отослать на Украину по Электронной почте (Акция "Поздравительная открытка Ветерану на Украину", приуроченная 75 - летию Победы в Вел. Отеч. .2015 год.), эти открытки украшали стенды на Всероссийской Конференции посвященной патриотическому воспитанию. Гордость за наших предков, за героическое прошлое Страны проявляется не только в восхищении военными подвигами, но также мирным трудом и подвигами в освоении космического пространства. Тема освоения космического пространства разрабатывалась обучающимися Дворца пионеров и школьников, участвующими в международных конкурсах детского рисунка "Космос глазами детей", в номинации «История основания космоса», а также "Юрий Гагарин - первый в мире космонавт" (к 55 летнему Юбилею первого полета в космос. В нашем учреждении проводился конкурс плакатов и слоганов "Нам открывать миры далекие". В ходе подготовки к конкурсу детьми изучался материал о жизни и деятельности космонавтов: В. Терешковой, Л. Леонова, Ю. Гагарина; изучалась история освоения космоса, где раскрывались на доступном уровне научные данные о космическом пространстве, о конструкции космических аппаратов. Эти сведения обучающиеся смогли получить не только на занятиях и в Интернете, но и в нашем учреждении в Музее Космонавтики и Авиации им. Слепцова. Дети знакомились с фотографиями и репродукциями картин Космонавта - Художника А. Леонова. Проекты по космической тематике, которые создавались детьми в стиле портрета или коллажа: "Алексей Леонов - Космонавт-Художник", "Они были первыми", "Первый полет,""Портрет Валентины Терешковой", "Первые космонавты". Изучение культурного наследия Родины является неотъемлемой частью воспитания патриота, бережное и серьезное отношение к этой теме не может ограничиваться модным в наше время шоу, когда старина воспринимается как экзотика и способ разнообразить жизнь. Отношение древнего человека к природе, ее богатствам, к членам своего сообщества не было потребительским, а творческим. Он считал себя органической частью этого окружающего мира и своих собратьев, когда все делалось сообща. Из бесед с педагогом, дети узнают, что раньше люди жили большой семьей, а между членами семьи был лад и что старшие из них почитались. Человечество выжило благодаря хорошим коммуникативным навыкам. Кроме устного рассказа и бесед, которые могут быть не только на занятии, но и на экскурсии в Областной Музей Краеведения или в Музей Археологии. широко применяются проектные, игровые технологии. Интегрированное и метапредметное занятие «Встреча Куликов», в котором в доступной, увлекательной, игровой форме до ребёнка доносятся духовно-нравственные устои прошедшего времени, с целью освоения опыта старшего поколения. На занятии дети разучивали песенки, стишки и показывали своё мастерство, а затем лепили «Куликов» по обряду русской народной традиции, из настоящего дрожжевого теста (В ДОУ № 17). Музыкально-изобразительные занятия помогают более полно и ярко раскрыть тему занятия, настроить и мысленно погрузить в
былые времена. (Занятие "Портрет Русской девушки"). Проанализировав известные портреты В. Тропинина, дети могут узнать; что такое прялка, веретено, светёлка, нарисовать психологический словесный портрет девушки прошлых веков - девушки больше времени проводили в светёлке, безделье порицалось, а в те времена не знали косметики, лучшими качествами считались целомудрие и скромность. Крепостной художник В.. Тропинин, как и многие представители его сословия внесли огромный вклад в мировую культуру. В Крепостной России зародилось уникальное искусство - сплав национального и западноевропейского, которое привнесли в нашу национальную Культуру представители высшего сословия. Всем известны имена: графа Б. Шереметьева, наших земляков - Князей Барятинских, которые создавали уникальные театры, художественные мастерские, а затем в "Серебряном Веке"(начало XX в.) их последователи "Мира Искусства" воплотили эти идеи в усадебном комплексе в Абрамцеве. В детских объединениях изучается мастерство художников: А. Венецианова, В. Серова И. Левитана, путем копирования шедевров после посещения Картинной Галерей им. А. Дейнеки, а также в студии с репродукций картин. Историческая память воспитывается при усвоении народных обычаев и традиций, которые неразрывно связаны с Православной культурой, так, как они построены на заповедях Христианства. В беседах на темы; "О рождестве Христовом", "Сороки", " Что такое Пасха?" обучающиеся узнают не только обрядовую сторону праздников, историю Церкви, а также об устройстве Храма, его служителях, затем рисуют храмовую архитектуру сознательно с пониманием назначения каждой его детали. Дети также становятся участниками в этих торжествах, когда сами готовят сувениры на Рождество из соленого теста, к Пасхе расписывают традиционные "Писанки" по деревянным заготовкам. Дети школьного возраста создают тематические композиции: "Как праздновали Рождество на Руси", "Пасхальный стол" (натюрморт с натуры), "Троице - Сергиевая Лавра"(к 700-летию Юбилея Сергия Радонежского ) и конечно на тематику Курского Крестного Хода. Эти работы направлялись на Всероссийские конкурсы; "Рождественский Ангел", "Кижи - сокровище Карелии", "Моя Родина"(дистанционный конкурс). Изучение истории Родины неразрывно связано с литературой, поэтому широко применяются метапредметные литературно - художественные занятия. Например посвященные творчеству поэта Русской Земли Сергея Есенина к 120-летию его Юбилея. Обучающиеся создавали проекты -художественные композиции по прочтении его произведений "Отговорила роща золотая..", "Не жалею не зову, не плачу..." и т. д., которые анализировались ими как литературоведами. Они научились понимать что такое Аллегория, Метафора, Олицетворение, оценивать выразительность, образность и художественность поэтического слова. Затем эти рисунки презентовались на выставке в учреждении. Но не только внутри учреждения могут осуществляться проекты, так в 12015 году в К И РО проходил межрегиональный конкурс детского рисунка "Рисуем произведения курских детских поэтов и писателей"для проекта "Хрестоматия "Соловушка. " Обучающиеся предоставили свои работы на конкурс и большинство из них вошло в хрестоматию. Народные промыслы и декоративное творчество, которое возрождается в последние годы, особенно интересно для детей, они вызывают восхищение у людей всех возрастов. В моих программах обязательно присутствуют разработки таких занятий; "Дымковская игрушка", "Кожлянская игрушка", "Городецкая роспись", "Жостовский поднос"и другие промыслы, которые реализуются в студиях "Дошкольник", "Радуга" посредством использования материалов для лепки, аппликации, рисования. Без любви к природе, ее обитателем не может быть патриотизма, поэтому огромное внимание на занятиях изобразительного искусства уделяется рисованию пейзажей родного края, натюрмортов с цветами, плодами произрастающими в нашей средней полосе, такие занятия органично входят в систему экологического воспитания.
Восхищение природой начинается с первых занятий, когда дети после прогулки со взрослыми собирают природный материал; интересные корешки, красивые осенние листики, камушки, семена, которые затем собираются в причудливые композиции (Икебана) и картины из листьев (Флористика.) Умение увидеть что - то новое и замечательное в обыкновенном и заурядном в природе приводит ребенка к эстетическому и бережному к ней отношению. Но особенно мощным импульсом к пробуждению любви к природе является рисование на природе "Пленер". В инструктаже перед таким занятием педагог должен объяснить почему нельзя бросать мусор на землю, срывать цветы с клумбы, какие экологически неблагоприятные последствия после этого бывают. В процессе творческой работы педагог ставит задачи; развить в обучающихся умение получать эстетическое наслаждение от созерцания красоты и обучить умению ее отражать в своем творчестве. Любовь к природе не возможна без любви к животным. Многие дети с малого возраста очень любят Анималистические сюжеты. Педагог содействует совершенству развития наблюдательности, навыков изображения животных. Однако, кроме композиций на анималистическую тематику, обучающиеся с еще большим энтузиазмом могут поучаствовать в акции и проекте. Так в 2015 году мая месяца была проведена Международная Акция "Строительство Стены Защиты пчел". Дети создавали свой коллективный проект - рисунки на соответствующую тематику прямо во время проведения мероприятия, пока дети объединений Музыкального Отдела показывали концерт. Все участники Акции были отмечены устроителями сертификатами и подарками. Этот праздник остался в их памяти как яркое и незабываемое событие. Природа, окружающий мир, история Родины - это ценности, которые являются непреложными для ее гражданина. Патриотическое воспитание и его значение в формировании личности ребенка невозможно переоценить. Задача педагога и его ответственность состоит в пробуждении серьезного и вдумчивого, бережного отношения к истории, с целью саморазвития личности и ее умению учиться на ней, чтобы выражение "История никого и ничему не учит" перестало быть актуальным.
Использованная литература.
1. Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Стандарты нового поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. М.: Просвещение, 2011. 2. Горяев В. Методические рекомендации. Применение музыки для программы изоискусства. М., 1995. 3. Гришина А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании \\ «Дошкольное воспитание», №4, 2012. 4. . Закон об образовании. Государственные документы. Официальные источники. 5. Зубков Ю.И. Многофакторная история. Курск, 2012 6. Потеева Л.П. Путешествие в мир народной игрушки (программа познавательная) \\ «Внешкольник», №3 (144), 2011. 7. Федеральный закон «Об образовании» \\ Сборник «Законодательства Российской Федерации об образовании». М.: ИФ «Образование в документах», 2001.