"Некоторые проблемы интонирования на уроках сольфеджио"

Автор: Ильина Светлана Робертовна
Должность: учитель
Учебное заведение: Школа "Музыка" РФ № 8
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Некоторые проблемы интонирования на уроках сольфеджио"
Дата публикации: 25.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Ильина Светлана Робертовна. Преподаватель сольфеджио и Теории музыки. Г. Санкт-Петербург, школа «Музыка» РФ НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТОНИРОВАНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО. Основная задача предмета сольфеджио – это развитие музыкального слуха и музыкальной памяти учащихся, а так же использование их на практике. Одной из сложных проблем, возникающих в начале обучения на уроках сольфеджио, является проблема интонации и интонирования, причём интонации и в узком и широком понимании этого слова. С. Майкапар в своей работе « Музыкальный слух», говоря о хорошей интонации, имел в виду «чистоту интервала» между различными звуками и «удовлетворение чувства тональности». Таким образом, главной технической задачей в «певческом» разделе работы на уроках сольфеджио является задача добиться осмысленного музыкального интонирования. Без точности интонации, без чисто-ты строя, все остальные вопросы слухового воспитания теряют смысл. Чистота интонирования с одной стороны является целью и результатом музыкального воспитания с другой стороны, оно является одним из условий успешного развития музыкального слуха. Поэтому главной заботой и учителя и ученика должна быть точная настройка инструмента как в классе сольфеджио, так и дома. Это- непременное условие для занятий сольфеджио, на которое обращал внимание ещё Н.А. Римский –Корсаков ( «Музыкальныестатьи и заметки»). В музыкальной педагогике утвердился метод ладового воспитания слуха. Начинать усвоение лада и ,одновременно работу над интонацией в ладу нужно с небольшого диапазона, маленького материала –в пределах квинты или даже тетрахорда. Это даёт возможность раньше включить в работу различные тональности, исходя из их вокально- тиссетурных удобств. Небольшой диапазон мелодий позволяет также вырабатывать навык тонального транспонирования, которое является предпочтительным, т.к. требует осмысленного разбора структуры мелодии. Ещё один важный вопрос, встающий на начальном этапе обучения- вопрос динамики. На уроках сольфеджио не рекомендуется петь громко. Чем громче учащийся поёт, тем хуже он себя слышит. Динамика при пении должна быть умеренной, удобной, как сказал М.И. Глинка, надо «петь не громко и не тихо, но вольно». У некоторых учащихся интонация бывает занижена из-за неактивности дыхания. Таким ученикам приходится рекомендовать петь громче, чтобы звук не «сползал». Так же можно предложить ребятам воспользоваться советами А. Варламова из его «Полной школы пения». 1.Дыхание следует сменить полностью после окончания фразы, во время паузы, перед долгими выдержанными звуками. 2. Короткий вдох допускается перед синкопами и после отрывистых звуков, после продолжительной ноты, В местах цезуры в середине фразы. 3. Смены дыхания следует избегать в середине фразы, на середине слова, между диссонансом и его разрешением. В мелодической природе интонации главную роль играет музыкальная память, т.к. это и есть музыкальный слух. Особое значение в процессе интонирования имеет запоминание высоты тона. Умение удерживать в памяти один и тот же тон- очень важный навык. Он обеспечивает удержание тональной высоты при пении мелодии, точное возвращение к устойчивым звукам лада и мелодическим оборотам. Начинать следует с воспитания навыка сохранения в памяти тонического звука. Если учащийся в процессе сольфеджирования упражнения сбился с верной интонации, нужно предложить ему помолчать и вспомнить
Тонику, так как она звучала. В большинстве случаев ребятам удаётся восстановить в памяти высоту тонического звука. Успешный результат работы памяти убедит учащегося в его способности сохранять «слуховой горизонт» и психологически настроит на запоминание Тоники в качестве главного ориентира. Если же учащемуся не удаётся вспомнить высоту Тоники. Следует предложить ему упражнение на «допевание» мелодических отрывков до Т, чтобы у него выработалось ощущение Т как самого устойчиво-го опорного тона, к которому устремлено всё развитие мелодии, а так же рекомендовать более внимательно вслушиваться в звуки настройки. Навыки прививаются в учебной практике и образуются в результате многократных повторений. Одним из упражнений, помогающим воспитать навык запоминания высоты тона, является интонирование выдержанного тона, в частности можно интонировать выдержанный звук с помощью различных динамических оттенков. При интонировании долгих или повторяющихся на одной высоте звуков чаще всего возникает опасность «сползания» с верной интонации. Это объясняется -неумением правильно распределять дыхание, -утомляемостью слуха, -инерцией слуха, - ложным представлением что выдержанные звуки самые простые в интонировании. Чтобы избежать занижения, нужно интонировать подобные звуки с психологической предпосылкой завышения звука. Установка на то, что подобное мелодическое движение является «опасным местом» заставляет учащихся сконцентрировать своё внимание и усилить слуховой контроль. Сюда же следует добавить пение выдержанных звуков с различной гармонизацией. В первых упражнениях такого рода, нужно так гармонизовать звук, чтобы он интонировался устойчиво, т.е. был основным или квинтовым тоном. (При этом важно ,чтобы заданный звук не был верхним голосом гармонии). Далее можно гармонизовать данный звук как терцовый. Интонироваться он должен со стремлением вверх. Все эти упражнения должны выполняться в медленном темпе, и постепенно вырабатывать у учащихся навыки слышания аккордовых тонов. Кроме этого, отрезок звукоряда I-V при движении вверх, содержит в себе 1/2 тона, т.е. позволяет начинать работать над развитием чувства вводного звука, это станет в дальнейшем основой для интонирования хроматических звуков. Иногда можно ограничиться тетрахордом, т.к. интонирование его даёт возможность показать переменность функций, при пении III ст. лада как вводного тона к S. Можно помочь гармонизацией, только звуки тетрахорда не должны находиться в верхнем голосе гармонии. В нисходящем движении происходит частичное преодоление вводнотонности, при этом инерция слуха и движение вниз тоже могут привести к «сползанию», к потере ощущения высоты. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо нисходящие полутоны интонировать высоко и узко. В темперированном строе есть интервалы, которые уравнены между собой . Например м2=ув1, или ум5= ув4. При этом мы не можем наделить их определённым тяготением в ту или другую сторону. Это особенно проявляется в одноголосной мелодии, лишая её исполнение интонационной выразительности. Преодолеваются эти недостатки темперированного строя природой нашего звуковысотного слуха, а так же, с помощью гармонического сопровождения. Энгармонически равные звуки имеют одинаковую высоту, но при интонировании, в зависимости от мелодического контекста или гармонического сопровождения одна и та же нота получает различное ладотональное освещение, т.е. слышится по разному. В практике пения выработались определённые правила интонирования различных ступеней в ма- жоре и миноре, а также выявлены трудноисполнимые ступени для чистоты строя. Так в мажоре, при движении вверх I ступень интонируется устойчиво, II – устойчиво, широким ходом на б2, III- высоко, т.к. является основным признаком мажорного лада, а кроме того, может стать вводным тоном к S. IV- в восходящем движении интонируется очень близко к высокой III, тогда понижение практически невозможно. При этом нужно слышать ч4 от Т. V- широко, с мысленным слышанием верхней Т, но достаточно устойчиво. VI- широким ходом на б2.
VII- очень высоко, остро, подчёркивая её вводнотоновость к верхней Тонике. При движении вниз VII- менее остро, но достаточно высоко к Т, VI- более глубоко после высокой VII, V- очень устойчиво IV - её уже надо мыслить вниз, III - так же, как и в восходящем движении поётся высоко и устойчиво. II – глубоко, с тяготением к Т, I – устойчиво и высоко. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что главные ступени лада T,S,D – должны интонироваться твёрдо и устойчиво, сохраняя высоту. Остальные ступени интонируются более свободно. Поэтому нужно приучать учащихся проверять свою интонацию с помощью инструмента только на I-IV-V ступенях. Работать над интонацией надо с минимальной поддержкой инструмента. Так же как и интервалы, которые обладают устойчивыми качествами, ступени и в мажоре и в миноре обладают устойчивыми характеристиками. Поэтому при интонировании и определении ступеней на слух, нужно научить учащихся слышать каждую ступень как таковую, имеющую свою характеристику. При интонировании хроматических ступеней нужно пением подчёркивать остроту вводного тона. При интонировании хроматической гаммы, диатонические ступени нужно интонировать как прочную ладовую опору, а хроматические звуки – как вводные к ним. Иначе очень скоро потеряется ощущение тональности и чистота строя нарушается. При интонировании интервалов, нужно мыслить как при пении одноголосной мелодии. Большие и увеличенные интервалы - петь с тенденцией к расширению, малые и уменьшённые – с тенденцией к сужению. Как можно раньше нужно включать в работу на уроках сольфеджио пение двухголосия. Это Способствует быстрейшему развитию музыкального слуха и чистоты строя. Начинать можно с отрезков гаммы в пределах ч5, включая второй голос на выдержанном звуке. При этом заостряя внимание учащихся на звучании образующихся интервалов. Ещё один раздел работы на уроках сольфеджио связанный с проблемой интонирования - это пение по нотам, беглость чтения и чистота строя. Главное – постараться добиться осмысленного и контролируемого (с учётом пройденного материала) пения., анализируя при этом связи между звуками. Первейшая задача при пении по нотам - научить оставаться в данной тональности. Не терять Т и звучание устойчивых ступеней. Этому поможет хорошая настройка, в тональности, захватывающая ходы по неустойчивым ступеням, включая мелодические обороты из заданной мелодии. Прежде чем начинать пение с листа, необходимо разобрать характер и строение мелодии, наметить места для взятия дыхания, определить типы мелодического движения. Определить скачки и интервалы, движения по звукам аккордов, места, где можно опереться на Т, разобрать метро-ритм. При этом, материал должен быть доступен уровню развития учащихся. Таким образом, исходя из вышесказанного, постепенное овладение навыками правильного интонирования, поможет учащимся на уроках сольфеджио. Список использованной литературы: 1. С. Майкапар «Музыкальный слух». 2. А.Л. Островский. « Методика теории музыки и сольфеджио» 3. Н. Переверзев. « Проблемы музыкального интонирования».