"Сохраним елочку - красавицу наших лесов"

Автор: Гладышева Ольга Олеговна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 имени П.А. Рубанова"
Населённый пункт: г. Черногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"
Дата публикации: 25.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Сценарий классного часа "Сохраним елочку - красавицу наших лесов"

для учащихся 6 б класс МБОУ СОШ №7 г. Черногорск
Задачи: 1. Привлечь внимание учащихся к проблеме вырубки ёлок к Новому году; 2. Углубить знания о пользе знаний хвойных растений; 3. Воспитание активной жизненной позиции; 4. Приобретение опыта природоохранной деятельности; 5. Познакомить и научить учащихся изготавливать альтернативные елочки.
Ведущий:
Лесом частым, полем вьюжным зимний праздник к вам идет. Так давайте скажем дружно: «Здравствуй, здравствуй Новый год!» - А всегда ли Новый год праздновался зимой? (В Древней Руси новый год начинался в марте. Его встречали как праздник весны, солнца, тепла, ожидание нового урожая). - Какой царь издал указ о праздновании Нового года 1января? (Петр Первый в 1700 году).
Учащиеся:
Слетят листки календаря, останется листок. В последний вечер декабря придет волшебный срок. Пробьют часы 12 раз и Дед Мороз придет И поведет с собою нас в счастливый Новый год. - Какое дерево является главным на новогоднем празднике?
Ребята читают загадки о ели:
Гостья к нам пришла с опушки – зелена, хоть не лягушка. (Ель) Она не Мишка косолапый, хоть ее мохнаты лапы. (Ель) Не швея, она, не ежик, хоть на ежика похожа. (Ель) Она пушиста, не цыпленок, знает ее любой ребенок. (Ель)
Ведущий:
- Догадаться очень просто, кто пришел к нам нынче в гости? - Где, в каких лесах можно встретить лесную красавицу? Что вы узнали о лесной красавице?
Ребята сообщают теоретические знания о ели (сообщения приготовлены заранее):
- В России ель обыкновенная занимает пятую часть всей площади, покрытой хвойными лесами. Это высокое, может достигать 50 метров, стройное дерево с красивой вечнозеленой конусообразной кроной. Продолжительность жизни ели доходит до 300 лет. - Нередко ель образует смешанные насаждения с сосной и березой, а в южной части – с липой. Хакасская тайга – это ельники, кедровники - они занимают огромные пространства в нашем крае, немалая доля приходится и на сосновые боры. - На прямом стволе боковые ветви располагаются лучеобразно. Самые длинные у основания, они постепенно уменьшаются к вершине, что придает дереву форму конуса. - Короткая темно-зеленая хвоя ели расположена в два ряда и обильно покрывает все боковые ветви до самого основания. Это делает ель очень теневыносливой. Хвоя меняется через семь, а то и десять лет. - Весной, в начале мая, появляются у ели шишечки с золотистыми пыльцевыми мешочками, переполненными пыльцой, и красные семена шишечки. Семена созревают уже в октябре, но шишки раскрываются лишь в феврале-марте, в сухую и ветреную погоду. На каждой чешуйке шишки с обратной стороны находится по два семечка, снабженные крылышками. Вылетая из раскрывшейся шишки, они вращаются в воздухе и поэтому относятся далеко ветром. - Особой красотой пушистой хвои серебристой или голубой окраски отличаются ель серебристая и ель голубая, которые украшают Черногорский парк в городе Абакан. Деревья этих пород достигают до 40 метров.
- В парках для озеленения используют также карликовую ель, которая обладает красивой конической формой кроной и голубовато-зеленой хвоей на тонких ветвях.
Ведущий объявляет конкурс чтецов «Елочка зеленая».
Заранее объявляется конкурс. Поощряются грамотами.
Учащиеся:
Как хороша новогодняя елка! Как нарядилась она, погляди! Платье на елке зеленого шелка, снежный шарфик у ней на груди! Своей кроною густой веселит народ лесной!
Ведущий
– Какую пользу приносит ель для лесных жителей – зверей и птиц?
Учащиеся:
– Семена ели – питательный корм для белок и птиц. - В летнее время в еловом лесу прохладно, животные и птицы могут укрыться от жары. - Под кронами елей влажно, влага необходима для жизни и другим растениям, которые растут под кронами елей. - Ель – украшение леса, тайги. Проводится игра «Пролети, собери» Участники – это птицы. Каждому участнику дается начало слова – названия птицы. На полу (на доске) разложены карточки с буквами и слогами – окончаниями слов. Каждый участник должен набрать нужные карточки, чтобы получились названия птиц. (
КЛ-Е-СТ, СИ-Н-ИЦА, ДЯ-Т-ЕЛ, ТЕТ-ЕР-ЕВ, РЯ-БЧ-ИК)

Ведущий:
- Но и в жизни людей ель играет большую роль. Какую?
Учащиеся:
– Ель исключительно декоративна. Она прекрасно переносит стрижку, так что кроне ее можно придавать различную форму. Это имеет большое значение в создании живых изгородей, защитных заграждений. Например, сажают ели вдоль железнодорожного полотна для защиты его от снежных заносов. Сажают ели в городах для декоративного украшения улиц, парков, площадей. - Древесина ели это хорошее сырье для изготовления бумаги, картона. - Если в жаркий летний день вы войдете в еловый лес – сразу окажитесь в глубокой тени, почувствуете прохладу, влажность. А воздух в еловом лесу окажет укрепляющее действие на организм. - Ствол и ветви ели покрыты серой корой, которая содержит смолу и дубильные вещества. Смолу и хвою используют для изготовления шампуней, мыла, лекарств.
Ведущий:
Елка в блестках ледяных, в теплых слезках смоляных. Свежая, зеленая, солнцем озаренная! Дети исполняют первый куплет песню «В лесу родилась елочка» Ведущий: - Как выдумаете, что может сказать нам елочка?
Давайте узнаем о чем могут говорить две подружки, если встретятся: ель, стоящая

под снегом в лесу и украшенная елка дома, которая была срублена.
1. В лесу я родилась В лесу всегда расту, Зимой и летом стройная Зеленая стою. Метель поет мне песенки – Спи, елочка, бай-бай, Снег засыпает веточки – Смотри, не замерзай. Трусишка-зайка серенький Под елочкой сидит.
Порою волк, сердитый волк За зайчиком следит. И белочка пушистая В дупле моем сидит, И лакомиться шишками С бельчатами здесь спит. И весело с подружками В лесу мне здесь стоять. 2. Я тоже росла на опушке, Рядом с тобою, подружка. И очень мечтала, Ах, как я мечтала К ребятам попасть в Новый год! И вот однажды, проезжавший мимо на санях, Приметил меня, и взял он с собой, На праздник меня поставили в зале Украсили бусами и мишурой. Ах, как там было прелестно! Ах, как там было чудесно! Но кончилось все после шумного бала, В овраге лежу, никому не нужна я. Я вся пожелтела, опала И вот погибаю, беда! Зачем же губить понапрасну Зеленую эту красу. Я была так прекрасна В зимнем белом лесу. - Почему елочке грустно? Ведущий подводит детей к выводу, что Новогодний праздник по продолжительности очень короткий, и для того, чтобы принести радость нескольких дней, люди ставят елочку, которая росла, может быть, десятки лет. После праздника ель обратно в лес не вернешь, она погибла сразу, как ее срубили. Не слишком ли велика цена: жизнь 10-20 летнего дерева и короткий праздник в несколько дней?
Учащиеся:
(Творческая работа.- рассматривается вопрос как можно изготовить новогоднюю елку и украсить дом) Елочка зеленая, снегом запушенная, Смолою вся пахучая, иголками колючая. Стоит в лесу красавица, своим нарядом славится! Вот подходит Новый год, человек пилу берет. Пять минут и от пилы нет уж этой красоты. Что росло десятки лет, на поляне больше нет! Но есть и другие елки, ничуть не хуже иголки, И так же блестят и сверкают, и кроной своей восхищают. И сделаны они на славу из экологически чистого материала! Задумайтесь ребята, когда в магазин идут ваши родители: КАКУЮ ЖЕ ВЫБРАТЬ ЕЛЬ?
(Дети высказывают альтернативные предложения: - Ель можно купить искусственную в магазине. - Вырастить во дворе ель и наряжать ее на улице и мн. др.) В заключение классного часа проходит практическая работа. Дети раскрашивают и оформляют агитационные листовки с призывом сохранять ели от вырубки: «Береги лесную красавицу!», «Сохрани жизнь лесной красавице!», «Оставь елочку встречать новый год в лесу!» Количество человек, принявших участие - 29 учеников. Изготовлено 29 листовок «Береги живую ель!», которые были размещены на стенде школы и в распространены в микроучастке школы.