"Спортивные игры: баскетбол"

Автор: Тетикова Ольга Федоровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: город Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: авторизованная программа по физической культуре
Тема: "Спортивные игры: баскетбол"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Согласовано: Утверждено:

Руководитель МО учителей решением педагогического

физической культуры г.Ейск

совета МОУ СШ №3,г.Ейска

_______________Магаляс В. протокол№1

«25»августа 2010 г. от «30»августа 2010г.



Директор ________Мозговая Е.Х.



АВТОРИЗОВАННАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

(раздел «Спортивные игры» Баскетбол)

1-11 классы
Составитель: Тетикова Ольга Федоровна Учитель физической культуры МОУ СШ№3 г. Ейск
Пояснительная записка Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях гармонического развития современного человека, одно из ведущих мест зани- мают спортивные игры. Баскетбол - относится к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира. В школьной програм- ме по физическому воспитанию используются различные виды спорта - одним из них является баскетбол. Игра отличается большой эмоциональностью, требует про- явления разносторонних физических качеств и двигательных действий, интеллекту- альных способностей, моральных и волевых качеств. Эти особенности делают ее од- ним из наиболее действенных оздоровительных и воспитательных средств, оказыва- ющих комплексное воздействие на организм занимающихся. Зная об этом, каждый учитель общеобразовательной школы целенаправленно вводит элементы спортив- ных игр на уроках, начиная с I класса. Данная программа позволяет сформировать навыки игры в баскетбол на более высоком уровне, привить интерес учащимся к данному виду спорта, закрепить навыки здорового образа жизни.
1-2 класс

Упражнения в ходьбе и беге
1. Чередование ходьбы и бега 2. Бег с ускорением 1. Бег по линиям баскетбольной площадки/боковой, лицевой, средней, зоны штрафной площадки/ 4. Бег прыжками через полосу / 1-1,5 м./ с поочередным толчком. 5. Ходьба спиной вперед, приставными шагами вправо, влево. 6. Чередование ходьбы спиной вперед с ходьбой приставными шагами вправо и влево. 7. Приставные шаги вправо и влево бегом. 8. Чередование приставных шагов с бегом по сигналу. 9. Чередование бега по длинной стороне площадки с рывком - вдоль короткой линии площадки» 10. Чередование прыжков на одной ноге. 11. Прыжки на двух ногах / два обычных, третий повыше/ 12. Чередование бега с прыжками, толчком одной ноги, толчком двух ног. 13. Прыжки через гимнастическую скамейку толчком двух ног. 14. Прыжки вверх, с одновременным подниманием одной или двух рук. 15. Прыжки с высоты 30-50 см. 16. Прыжки по разметкам. 17. Метание малого мяча с места из-за головы, стоя лицом к ориентиру, с дальнейшим увеличением расстояния. 18. Метание малого мяча на дальность из-за головы. 19. Метание малого мяча в цель. 20. Подбрасывание мяча двумя руками, правой, левой рукой, ловля двумя
руками /постепенно с увеличением высоты/ 21. Метание мяча через волейбольную сетку. 22. Удары мяча об пол и ловля двумя руками. 23. Перебрасывание мяча в парах. 24. Подбрасывание мяча и ловля с дополнительными движениями руками /хлопки, ногами /повороты, приседания, прыжки/ 25. Упражнения с в/б и б/б мячами. Передача из рук в руки в шеренгах и колоннах, через голову, в сторону, под ногами вперед и назад. 26. Броски мяча в стенку и ловля двумя руками после отскока. 27. Это же упражнение, но ловля после поворота кругом. 28. Ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля двумя руками. 29. Ходьба с ударами мяча в пол одной рукой и ловлей двумя руками. 30. Передача мяча во встречных колонах с уходом после передачи в конец своей колонны. 31. Ведение мяча правой и левой рукой на мосте. 32. Ведение мяча с продвижением вперед шагом.
3 КЛАСС.
1. Ходьба с изменением частоты шага 2. Ходьба выпадами 3. Бег по "кочкам" 4. Бег на скорость / 30 м. / 5. Чередование ходьбы и бега / 400 м./ 6. Бег спиной вперед. 7. Бег, остановка, поворот на 180° и бег в обратном направлении / по звук новому сигналу; по зрительному сигналу / 8. Прыжки с высоты / 70-80 см./ 9. Прыжки с поворотом на I80 -360° градусов. 10. Прыжки в высоту с разбега толчком одной ноги с доставанием подве- шенного предмета с приземлением на обе ноги, после ходьбы, после бега. 10. Передача мяча во встречных колоннах с уходом в конец противоположной колонны. 12. Ведение мяча правой и левой рукой, сидя на гимнастической скамейке, 13. Ведение мяча на месте, с передачей партнеру стоящему напротив. 14. Ведение мяча шагом поочередно правой и левой рукой. Наряду с изучением новых приемов надо повторять ранее изученные упражне- ния, чтобы заинтересовать детей - закрепление проводить в подвижных играх, эста- фетах, давать домашние задания. Акцентировать внимание на рациональное исполь- зование элементов ранее изученных. В школьной программе по физическому воспи- танию рекомендуются четыре спортивные игры: баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол. Учитель выбирает игры, с помощью которых он будет решать задачи физи- ческого развития школьников.
Программа по баскетболу предусматривает техническую и тактическую подго- товку. Технические приемы необходимо изучать в первую очередь, т.к. они являются необ- ходимой базой для успешного решения тактических задач. Изучение приемов игры проводят в основной части урока. Учащимся сразу сообщают, какой технический прием необходимо усвоить. Нельзя забывать- перед разучиванием технического при- ема объяснить его тактическое применение. При обучении технике игры применяют метод разучивания приемов по частям так и в целом, соблюдая методическую после- довательность, общие педагогические принципы. Методика обучения техническим приемам складывается из нескольких взаимо- связанных этапов: 1. Ознакомление с изучаемым техническим приемом, /практическим объясне- нием техники, хорошим образцовым показом самим учителем или учащимся, де- монстрацией кинограмм, плакатов, кинокальцовок, схем и т.д. 2, Выполнение технического приема в упрощенных условиях. 3. Выполнение технического приема в условиях, приближенных к игровой обстановке. 4. Закрепление и совершенствование в игре.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯМ
. Прежде чем приступить к обучению передвижениям, необходимо научить основ- ной стойке баскетболиста и умению владеть своим телом. Это самая трудная задача учителя, но ее нужно решить. Упражнения. 1. Прямолинейный бег баскетболиста 2. Бег по дуге З Бег по разметкам площадки 4 Бег с изменением направления 5. Бег спиной вперед 6. Бег с ускорением 7. "Рваный бег" 8. "Челночный бег" 9. Передвижение приставными шагами вправо, влево, вперед, назад шагом. 10. То же бегом. 11. Остановка шагом. 12. Остановка прыжком. 13. Остановка в два шага, сначала с места толчком одной ноги /как левой, так и правой/. 14. Остановка в два шага в движении шагом, бегом /остановка сначала на ори- ентирах/. 15. Повороты на месте /передний, задний / 16. Повороты в движении на 30° и 360° 17. Сочетание: бег – остановка- поворот- бег в обратном направлении.
18. То же, бег- остановка- задний поворот- передний поворот- бег в этом же направлении,, 19. То же - рывок - остановка - рывок. 20. Прыжок поочередно толчком левой и правой ноги с доставанием предмета» 21. Прыжок толчком одной с приземлением на обе ноги./Стараясь достать пред- мет/. 22. Прыжок толчком двух ног 23. Челночный бег 24. Многоскоки Все передвижения должны быть на согнутых ногах, туловище удерживать прямо. Ходьба и бег - с пятки на носок. Ускорение, рывок - с носка. Во время передвижений руки согнуты в локтевых суставах. Обучение передвижениям лучше отводить место в подготовительной части урока. Вначале учащиеся выполняют простые передвиже- ния из положения высокого старта или обычной баскетбольной стойки лицом в направлении бега, стойки лицом в направлении бега, затем полубоком, боком, спи- ной. Выполняются по сигналу звуковому и зрительному. Совершенствуются в соревновательных моментах, в пассивном и активном со- противлениях, закрепляются в учебных играх. Далее изучаются остановки и поворо- ты.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Эта задача решается одновременно, следует акцентировать внимание на ловле мяча, во избежание травмы пальцев.
5 КЛАСС
Научить плавильному держанию мяча. Лежащий мяч взять широко расставляя пальцы, сохранить положение пальцев го передачи его из pук в руки партнера. - научить исходному положению при ловле мяча - имитация ловли мяча по сигналу учителя - имитация передачи мяча двумя руками от груди по сигналу учителя - подбросить мяч и поймать его, сгибая руки в локтевых суставах. - ловля и передача мяча двумя руками от груди в кругу с водящим. - ловля и передача мяча двумя руками от груди во встречных колоннах/после передачи встать в конец своей колонны/ - ловля и передача мяча двумя руками от груди после ведения мяча на месте
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРИ ЛОВЛЕ МЯЧА
1. Мяч ловить кончиками пальцев, а не ладонью. 2. Кисть рук расслаблять 3. Делать смягчающие движения - сгибая руки в локтевом суставе, туловище
слегка подавать назад. 4. Сохранять равновесие 5. Не отрывать взгляда от мяча.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ
1. Ведение мяча правой и левой рукой - научить правильному положению кончиков пальцев на мяч - ведение мяча на месте правой рукой а/ высокая стойка б/ средняя стойка - ведение мяча сидя на гимнастической скамейке - ведение мяча на прямой, правой левой рукой
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА
1. Бросок двумя руками от груди с места - перевод мяча в и.п. перед броском -подводящие упражнения для обучения финального усилия кисти - имитация движения на бросок в целом - бросок мяча двумя руками от плеча в ориентир с небольшого расстояния -бросок справа от щита, слева от щита, стоя против щита /расстояние 2-Зм / а/ с отражением в щит б/ с попаданием в корзину /точно/ 2. Бросок одной рукой от плеча. -перевод мяча в и.п. перед броском - подводящие упражнения для обучения финального усилия кисти - имитационное движение на бросок в целом - бросок мяча одной рукой от плеча в ориентир с небольшого расстояния/ правой, левой'/ - бросок правой рукой с места, стоя слева от щита - бросок мяча одной рукой от плеча стоя прямо против щита / 2- 3 м./ а/ с отражением от щита б/ точно в корзину
6 КЛАСС

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛOBЛE И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
- ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и сменой мест - повторить ловлю и передачу мяча в парах на месте, чуть увеличив дистанции - ловля мяча с шагом назад впереди стоящей ногой- передает с шагом вперед- сзади стоящей ногой /сначала имитация этого упражнения всем классом; а затем вы- полнение в парах с мячом - ловля и передача мяча двумя руками от груди во встречной колонне с шагом вперед и с шагом назад с уходом в конец своей колонны.
- то же с уходом в конец противоположной колонны. - то же, но передача по кругу с уходом за мячом. - то же, но в пятерках образуя "звезду" Ловля и передача мяча двумя руками от груди в движении, - ловля мяча в движении шагом от игрока стоящего на месте, после чего выпол- нить передачу двумя руками от груди в движении. - это же упражнение в движении бегом. - ловля и передача мяча стоя боком друг к другу /интервал 3-4 м/ - ловля и передача мяча двумя, руками от груди в движении шагом при парал- лельном перемещении. - то же в движении бегом / ритм двух шагов / - передача мяча после ведения / ритм двух шагов /
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
- Ведение мяча шагом и бегом. - ведение мяча шагом по прямой правой рукой левой рукой - то же с переводом мяча с правой руки в левую и наоборот. - ведение мяча по полной в медленном беге правой рукой - то же левой рукой - то же с переводом с левой на правую и наоборот - ведение мяча по прямой с увеличением скорости - ведение мяча в сочетании с изученными техническими приемами. - можно вводить элементы соревнования
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА
Бросок мяча в движении после ведения» - ведение мяча и бросок по корзине после остановки а/ с правой стороны щита б/ с левой стороны щита в/ по центру - бросок с правой стороны щита с близкого расстояния - толчком левой ноги, махом правой ноги, согнутой в коленном суставе вытолк- нуться вверх и выполнить бросок с отлаженном от щита. - научить ритму 2-х шагов с имитацией броска /фронтальное выполнение/ напомнить учащимся, что при ведении правой рукой толкаемся левой ногой - выполняем 1-й шаг широкий со стопорящим движение правой ногой- 2 шаг ле- вой ногой - короткий с хорошим стопорящим движением /при ведении левой рукой все наоборот/ - бросок в движении после одного удара мяча о пол.
- ведение мяча на месте, протолкнуть бросок. - ведение шагом- ловля - 2 шага и бросок - ведение бегом, попасть левой ногой на ориентир - ловля - бросок в два шага / при ведении правой рукой, а при ведении левой наоборот / - по мере усвоения ориен- тир убирается.
7 КЛАСС

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Передача мяча одной рукой от плеча - имитация передачи /левой, правой рукой / - передача мяча одной рукой от плеча, стоя на месте /правой, левой/ - поочередная передача мяча правой и левой рукой на. месте. - передача мяча после ведения - передача мяча после ловли в движении а/ при параллельном перемещении б/ при встречном перемещении После изучения поворотов и остановки в движении, можно дать связку из изу- ченных технических приемов: - ведение-остановка в 2 шага - задний поворот-передний поворот-передача од- ной от плеча.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
Ведение мяча с изменением направления и скорости. а/ ведение с изменением направления - ведение мяча шагом с обводом набивных мячей, стоек - то же бегом - ведение мяча с обводкой пассивных защитников - ведение мяча с обводкой активного защитника. б/ ведение мяча с изменением скорости и ритма движения - ведение мяча на месте правой / левой/ рукой е изменением высоты отскока. - ведение мяча с изменением направления скорости, высоты отскока /ведение мяча с укрыванием его телом/ - эстафеты с элементами соревнований - подвижная игра " Свой - защищай - у товарища выбивай!"
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКА
Бросок в движении после ловли - Бросок мяча в движении, как с левой так и с правой стороны щита, беря мяч с руки учителя или учащегося. Сначала это упражнение выполняется учащимся с места, затем перемещение-
шаг и только потом бегом. - Бросок в движении после ловли /мяч набрасывается учителем или учащимся/ - Бросок мяча в движении после ловли /партнер выполняет передачу из-под щита/ -
8 КЛАСС

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Передача мяча при встречном движении - передача мяча со сближением и удалением учащегося Первоначальное расстояние между учениками -1м., сначала они выполняют передачу двумя руками от груди. Постепенно увеличивают расстояние до 4-5 м. На близком расстоянии передачу мяча надо выполнять усилием пальцев, а с увеличени- ем дистанции включать в работу кисти, предплечья, плечо, туловище. Встречные передачи хорошо развивают "хватку мяча" - Передача мяча в колоннах с выходом на мяч с переходом в конец противопо- ложной колонны. Передача мяча с отскоком от пола /сначала двумя руками от пола, затем одной от плеча / - передача мяча с отскоком от пола после ведения мяча - то же во встречных колоннах - то же при параллельном перемещении
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
- ведение мяча с изменением направления - ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока - ведение мяча с изменением направления, скорости и высоты отскока - ведение мяча с поворотом в движении, переводя мяч на другую руку - эстафеты с выполнением изученных упражнений - подвижные игры " Пятнашки с мячом", "Свой защищай – у товарища выби- вай»
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ

ШТРАФНОЙ БРОСОК
Необходимо объяснить учащимся за что дается штрафной бросок и правила его выполнения - встать так за линию штрафного броска, чтобы на нее не наступить при броске.
- расслабить плечевой пояс и кисти рук, для чего сделать несколько ведений мя- чом на месте. - посмотреть в точку прицеливания - сделать глубокий вдох и выдох - выполнить бросок, приемом которым лучше владеет учащийся - штрафной бросок 2-3 раза подряд Следить за правилами выполнения броска и устранять ошибки в технике броска
9 КЛАСС

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Передача мяча в движении. - ведение мяча - ловля- 2 шага- передача в стенку -ловля -поворот –ведение мяча попеременно правой и левой рукой - ловля - два шага – передача партнеру, встать в конец своей колонны - ловля и передача мяча при параллельном перемещении, ведение-ловля-передача влево /вправо
/
ловля и передача мяча в движении тремя иг- роками "Треугольник" - ловля и передача в движении тремя игроками, но со сменой местами "вось- мерка". Начинать упражнение с вершины "треугольника"
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
- ведение мяча попеременно правой и левой рукой - ведение мяча без зрительного контроля - ведение мяча с изменением скорости попеременно правой и левой рукой - ведение мяча попеременно правой и левой рукой в сопротивлении
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ
Бросок мяча двумя и одной рукой сверху в прыжке. Повторить технику броска двумя руками от головы и одной рукой с места. а/ правой рукой б/ левой рукой - бросок в прыжке с места /имитация/ - бросок в прыжке с места /с гимнастической скамейки/ - бросок в прыжке с места в кольцо с небольшого расстояния / 2-3 м. с отраже- нием от щита/ это же упражнение без помощи щита - бросок в прыжке после ведения мяча с небольшого расстояния / 2-3 м./
- бросок в прыжке после передачи от партнера с небольшого расстояния.
10 КЛАСС

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЕ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Передача мяча от головы - передача мяча от головы стоя на месте - то же с шагом вперед - то же с пассивным сопротивлением - то же с активным сопротивлением Ловля высоколетящих мячей в прыжке двумя руками. - ловля высоколетящих мячей в прыжке двумя руками после собственного набрасывания /прыжок толчком 2-х ног/ - после передачи мяча двумя руками от головы от партнера /на месте, после перемещения/ Ловля мяча в прыжке двумя руками после отскока от щита - ловля в прыжке толчком 2-х ног после собственного набрасывания мяча в щит - учащиеся выстраиваются в 2 колонны на каждом щите от кольца справа или слева, расстояние 1,5-2 м. Первые номера бросают мяч в щит и сразу же отходят в сторону и становятся в конец своей колонны. Вторые номера ловят мяч в прыжке толчком двух ног, приземляются и выполняют бросок в щит. Затем третьи номера выполняют ловлю и.т.д. - по мере усвоения это упражнение можно усложнить. Все то же только после ловли мяча, без приземления, произвести бросок в щит.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА
. ДЕВУШКИ, Ведение мяча. - ведение мяча по границам площадки - ведение мяча без зрительного контроля правой, левой рукой - ведение мяча с изменением направления - ведение мяча в сопротивлении ЮНОШИ Ведение мяча с изменением высоты отскока и скорости - ведение мяча по границам площадки - ведение мяча без зрительного контроля - ведение мяча с изменением скорости - ведение мяча с изменением высоты отскока по сигналу учителя - ведение мяча с изменением скорости и высоты отскока
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ
Броски по кольцу - повторить технику броска в места
- повторить бросок в прыжке с места с 3м - повторить 6рoсок в прыжке после передачи от партнера - научить броскам со средней дистанции / 4-5 м./
11 КЛАСС

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛОВЛЕ И ПЕРЕДАЧЕ МЯЧА
Ловля мяча после отскока от пола - ловля мяча после отскока от пола после собственного набрасывания мяча вверх вверх на I м., затем на 2-3 м, на месте - эти же упражнения, но подбросить мяч в сторону, вперед, вправо, влево, на небольшое расстояние, чтобы успеть сделать перемещение и выполнить ловлю мяча после отскока - эти же упражнения, но набрасывает мяч партнер.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА

Повторение программы 10 класса
- ведение мяча без зрительного контроля с активным сопротивлением
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БРОСКУ
Броски мяча в движении - бросок. одной рукой от плеча в движении после ведения мяча а/ правой рукой б/ левой рукой - бросок одной рукой от плеча в движении после ловли мяча а/ правой рукой б/ левой рукой - повторить броски в прыжке по программе 10 класса - научить ребят броскам из-за шестиметровой дуги с места - броски в сопротивлении При обучении броскам постоянно следить за техникой