"Почему ребенок долго не говорит"

Автор: Антонова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ Дом ребенка специализированный города Уфы
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: Консультация
Тема: "Почему ребенок долго не говорит"
Дата публикации: 26.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ЗАГОВОРИТЬ? СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без серьёзных отклонений от нормы. Если ваш ребенок долго не может заговорить, нужно помочь ему справиться с непосильной задачей. Вот несколько советов:  Используйте в общении с ребенком не только полные слова, но и более легкие для произношения звукоподражательные (гуси — га-га, машина — би- би, сандалики — топ-топ, упал — бах и т.п.), междометия (Ах! Ох! Ой!), звуки (о-о-о, у–у-у).  Общайтесь с ребенком настолько эмоционально, чтобы у ребенка возникло желание подражать вам. Например, когда играете с ребенком, озвучивайте действия: «Паровозик поехал – ТУ-ТУ!» «Мишка спрятался – КУ-КУ!» «Ух ты, какой рисунок!». На эмоциональном фоне ребенок начинает повторять за вами сначала междометия: ой, ай, ух, ох (может произноситься ребенком как «о», «а», «у» — не поправляйте его, а только радуйтесь вместе с ним), а потом и слова.  Никогда не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Для начала нужно самим понять, что у всех детей разные стартовые возможности – если одного малыша поставить на ножки, то он и потопает сразу и без поддержки, а другой будет долго «осторожничать», ходить по стенке.  Больше говорите с ребенком, комментируйте все свои действия («Мы одеваем носочки на ножки, шапочку – на голову», «Мы кушаем вкусную кашу – ням-ням» и т.п.) Повторяйте много раз уже усвоенное, проговаривайте слова несколько замедленно, четко.  Давайте ребенку задания, используя простые инструкции: «Дай мне кубик. Дай ручку. Где носик? Где ножка? Возьми куклу». Просите ребенка производить разные действия с игрушками, предметами: «Вытри полотенцем лицо кукле», «Положи на полку карандаши», «Поставь машину в гараж». Такие задания не требуют от ребенка речевой активности, но в то же время
способствуют развитию памяти, внимания, понимания речи. Понимание речи – залог будущего активного словаря ребенка.  Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит, начинайте учить ребенка различать предметы по форме, цвету, размеру, то есть мыслить самостоятельно. С этой целью учите ребенка рассматривать предмет: «Посмотри внимательно. Посмотри глазками». Не стоит на данном этапе требовать от ребенка запоминания названия цвета или формы (слова «зеленый», «синий», «квадратный» и т.п. будут усваиваться ребенком после овладения им фразовой речью). Главное сосредоточить внимание ребенка на схожести предметов: «Дай мне такой же кубик», «Найди и покажи мне такой же, похожий шарик (матрешку, пуговицу, ложку, мячик и т.д.).  Не читайте ребенку сложных длинных сказок. Лучше пересказать текст сказки своими словами, доступными для понимания ребенка и обязательно очень эмоционально. Не перегружайте ребенка информацией из телевизора.  Делайте массаж ладошек и пальчиков, пассивный и активный (некоторые пальчиковые упражнения размещены на нашем сайте). Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому проведение пальчикового массажа, гимнастики оказывает положительное влияние на развитие речи. Поиграйте с малышом в игру «Делай как я». Ребенок учится вслед за взрослым выполнять движения кистями рук: пальцы сжаты в кулаки, пальцы выпрямлены, ладони прижаты к столу, ладони вверх и т.д. Далее более сложное задание — повторить за вами сразу 2 положения ваших рук: ладони вниз — ладони вверх, ладони на ребро — ладони вниз и т.д.  Читая знакомые стишки, потешки, перед последним словом делайте паузу, чтобы вместе с ребенком закончить фразу.  На любые звукоречевые проявления ребенка реагируйте радостно, эмоционально, с одобрением. Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития и оказать ребенку помощь. Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.