"Рабочая программа"

Автор: Черникова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4"Медвежонок"
Населённый пункт: г. Горно - Алтайск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Рабочая программа"
Дата публикации: 27.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное Бюджетное ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «Медвежонок КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА города Горно-Алтайска
«ПРИНЯТА»
На заседании педагогического совета Приказ № от « » 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ «Детский сад №4 «Медвежонок» комбинированного вида города Горно-Алтайска» _________________ В.А. Дворникова Рабочая программа средней группы (4-5 лет) на 2015-2016 учебный год Воспитатель: Черникова О.Н. г. Горно-Алтайск 2015

Содержание

1. Целевой раздел
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3 Пояснительная записка - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3 Характеристика особенностей развития детей - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 6 Планируемые результаты освоения Программы- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8
2. Содержательный раздел
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 10 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях - - - - 10 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 15 Способы и направления поддержки детской инициативы - - - - - - - - - - - - - - 16 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 17 Иные характеристики содержания программы--------------------------------------- 18
3.Организационный раздел
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 22 Материально-техническое обеспечение Программы- - - - - - - - - - - - - - - - - -- 22 Организация режима пребывания, обучения и воспитания детей - - - - - - - - - 22 Непосредственно образовательная деятельность------------------------------------- 23 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий - - - - - - - - - 23 Организация развивающей предметно-пространственной среды - - - - - - - - - 24 Список литературы ------------------------------------------------------------------------ 27

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка
Рабочая программа средней группы МБДОУ «Детский сад № 4 «Медвежонок» комбинированного вида города Горно-Алтайска» является составным компонентом Образовательной программы ДОУ, характеризует систему организации образовательной деятельности педагогов, определяет ценностно-целевые ориентиры, образовательную модель и содержание образования для подготовительной к школе группы. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 и с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, по которой работает учреждение. Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:  Федеральный закон 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;  Конституция РФ, ст. 43, 72;  Конвенция о правах ребенка (1989 г.);  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федера - ции от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Сани- тарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);  Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам до- школьного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);  Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Медвежонок» комбинированного вида» от 20.12.2012 г. № 2044-р. В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками об - разовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть
Программы составлена с учётом Примерной основной обще - образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. (далее – Программа «От рождения до школы»).
Цели обязательной части Программы:
(ФГОС ДО п. 2.1., 2.4.) определение со - держания и организации образовательной деятельности в средней группе МБДОУ «Дет - ский сад № 4 «Медвежонок комбинированного вида » и создание: 1) условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной соци - ализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности; 2) развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивиду - ализации детей.

Задачи обязательной части Программы: (
ФГОС ДО п. 1.6.) 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений
учитывает потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на: - выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогов; - сложившиеся традиции дошкольного учреждения и группы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает современные тенденции развития общества: Необходимость введения в курс дошкольного образования национально- регионального компонента, который отражает национальное и региональное своеобразие культуры народов проживающие на территории Горного - Алтая. Особое внимание ДОУ уделяет воспитанию у детей умения видеть красоту окружающего мира. В качестве содержательного ориентира, используется программа « Мой Алтай» Е. Н. Тобоевой. Она продиктована тем, что именно в дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно прививать в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в образовательной процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные игры, слушание музыки, знакомство с народно-прикладном искусством.
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Реализуемая Программа учитывает
основные принципы
дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
(
ФГОС ДО п. 1.4.) 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 5) сотрудничество детского сада с семьёй; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Структура Программы:

I.
Целевой раздел
II.
Содержательный раздел
III.
Организационный раздел
Целевой раздел
включает в себя: - Пояснительную записку (цели и задачи реализации Программы, принципы и подходы к формированию Программы, значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в т.ч. характеристики особенностей развития детей 4-5 лет); - Планируемые результаты освоения программы с учётом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальная траектория развития) детей.
Содержательный раздел
представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает в себя: - Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях; - Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; В содержательном разделе представлены: - Описание особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик (парциальные программы); - Описание способов и направлений поддержки детской инициативы; - Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; - Иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные для реализации программы в подготовительной к школе группе.
Организационный раздел
содержит: - Описание материально-технического обеспечение Программы;
- Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания; - Режим дня; - Описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий; - Описание организации развивающей предметно-пространственной среды. Структура и содержание Программы определены сроком на 1 год и корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями, дополняется комплексно- тематическим, перспективным и календарным планированием работы.
Характеристика особенностей развития

детей средней группы (4-5 лет)
(из примерной программы) Среднюю группу посещают 26 человек в возрасте от 4 до 5 лет. В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении с педагогами (Арбаев Руслан, Беспоместных Варя). В группе 15 девочек и 11 мальчиков. В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. Появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. К целевым ориентирам для детей средней группы следует отнести социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: - ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; - у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; - ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Целевые ориентиры используются педагогами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: - формирования Программы; - анализа профессиональной деятельности; - взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей 4-5 лет; г) информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. В ходе мониторинга педагог заполняет диагностический материал. Планируемые результаты освоения Программы детьми, указанные в ФГОС ДО конкретизируются планируемыми результатами примерной и парциальных программ.
Программы Планируемые результаты Программа «От рождения до школы» см. раздел программы «От рождения до школы»: «Итоговые результаты освоения Программы» Е.Н.Тобоева «Мой Алтай» программа и методические рекомендации по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучению алтайскому языку. - Сформированы представления о традиционной культуре, о том, что все люди разные, и необходимо ко всем относиться терпимо и доброжелательно. - Ребёнок осознанно относится к своим поступкам и к общепринятым нормам поведения, принятым в этниче - ском обществе, элементам декоративно-прикладного исскуства. способен охарактеризовать человека с пози - ции норм морали;

1.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития

ребёнка, представленными в пяти образовательных областях
Содержание Программы определяется в соответствии с направлениями развития ребёнка соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей. Основу организации образовательного процесса составляет комплексно-тематический принцип, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

(из примерной программы)

Цели и задачи:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в образовательном учреждении; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Работа по реализации задач социально-коммуникативного развития планируется календарно в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на
методическое

обеспечение:
К.Ю. Белая «Формирование Основ безопасности у детей» М: Мозаика-Синтез 2014 Н.В.Микляева «Социально – нравственное воспитание дошкольников» М: ТЦ Сфера 2013 Е.Н.Тобоева «Росточек» 2006 Н.С.Голицына . Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. Издательство «Скрипторий 2003», 2011. Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию не проводится. Задачи социально-коммуникативного развития реализуются интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.
Направления
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: - игровая деятельность - культурно-нравственное и этическое воспитание; - гендерное, семейное, гражданское воспитание; - трудовое воспитание; - основы безопасной жизнедеятельности.
Содержание
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане. К социально-коммуникативному направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация» (подраздел «Развитие свободного общения со взрослыми и детьми»)

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

(из примерной программы)

Цели и задачи:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Направления
образовательной области «Познавательное развитие»: - сенсорное развитие; - познавательно-исследовательская деятельность; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора (предметное окружение, социальное окружение, ознакомление с природой).
Содержание
образовательной области «Познавательное развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане. К познавательному направлению следует относить представленную в Программе «От рождения до школы» образовательную область «Познание» (за исключением конструктивной деятельности).
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное

развитие»
- Т.С. Комарова Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. - М.: Мозаика- Синтез, 2011. -И.А. Помораева. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. -О.В. Дыбина. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. Задачи познавательного развития реализуются также интегрировано с другими образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно по методическому пособию: - Н.С.Голицына. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

(из примерной программы)

Цели и задачи:
- владение речью как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления
образовательной области «Речевое развитие»: - формирование словаря; - звуковая культура речи; - грамматический строй речи; - связная речь; - подготовка к обучению грамоте; - знакомство с детской литературой.
Содержание
образовательной области «Речевое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане.
Методическое обеспечение образовательной области « Речевое развитие»
- В.В. Гербова . Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: Мозаика- Синтез, 2014 В.В.Гербова Хрестоматия «Книга для чтения в детском саду и дома» 4-5 лет . Задачи речевого развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работа в данном направлении планируется календарно.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

(из примерной программы)

Цели и задачи:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.)
Направления
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: - продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка, конструирование); - приобщение к искусству; - музыкально-художественная деятельность (слушание, пение, песенное творчество, музыкально- ритмические движения, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).

Содержание
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане. К художественно-эстетическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Художественное творчество» и «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание» (подраздел «Конструктивная деятельность»), «Труд» (подраздел «Ручной труд»).
Методическое обеспечение образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»
- Т.С.Комарова Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. – М.: Мозаика- Синтез, 2014. -Т.С. Комарова. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации М: Карапуз – Дидактика 2009 Е.Н.Тобоева Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Росточек» Непосредственно образовательную деятельность по музыке планирует и осуществляет музыкальный руководитель в музыкальном зале ДОУ. Воспитатели присутствуют на занятии, оказывают помощь музыкальному руководителю в проведении музыкально-дидактических игр, разучивании танцевальных движений и песенного репертуара, инсценировках. Задачи художественно-эстетического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, культурно-досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно. Совместная со взрослыми и самостоятельная музыкальная деятельность планируется воспитателями календарно с опорой на методическое пособие « Комплексное перспективное планирование. Средняя группа» / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

(из примерной программы)


Цели и задачи:
- способствовать приобретению детьми опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильному, не наносящему ущерба организму, выполнению основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); - формировать начальные представления о некоторых видах спорта; - способствовать овладению подвижными играми с правилами; - способствовать становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Направления
образовательной области «Физическое развитие»: - двигательная активность ( основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, спортивные игры, подвижные игры); - воспитание культурно-гигиенических навыков (питание, одевание-раздевание, умывание, содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати); - формирование основ культуры здоровья. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планирует и организует инструктор по физической культуре во взаимосвязи с воспитателями, которые оказывают помощь, осуществляют страховку, следят за самочувствием детей, проводят индивидуальную работу. Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»
-Л.И. Пензулаева . Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности. Работа в данном направлении планируется календарно. Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» и с опорой на методическое пособие: - Н.С.Голицына. Перспективное планирование в детском саду. Средняя группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
Содержание
образовательной области «Физическое развитие» отражено в Программе «От рождения до школы» в разделе «Содержание психолого-педагогической работы», а также в комплексно-тематическом плане (по плану физкультурного инструктора). К физическому направлению следует относить представленные в Программе «От рождения до школы» образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье». Для реализации задач физического развития детей воспитатели средней группы используют в воспитательно-образовательном процессе современные здоровьесберегающие технологии (см. П. 2.10.1 к Содержательному разделу основной программы).

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

(из примерной программы)

физическое развитие:
комплексы закаливающих процедур (оздоро вительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым при емом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам до и после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня; 
социально-коммуникативное развитие:
ситуативные беседы при проведе нии режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудо вых навыков через поручения, дежурства, навыки самооб служивания; посильная помощь взрослым; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов; 
познавательное развитие:
наблюдение, ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, обсуждения близких детям тем (пользы закалива ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур), элементарная опытно-исследовательская деятельность; 
речевое развитие:
создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультимедиа просмотров; поощрение речевой активности детей; 
художественно эстетическое развитие:
использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, на прогулке, в изобразительной деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов, игрушек.
Самостоятельная деятельность детей

(из примерной программы)

физическое развитие:
самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, спортивные игры и занятия (катание на санках, лыжах, велосипеде, самокате и пр.); 
социально-коммуникативное развитие:
индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; 
познавательное развитие:
наблюдение, рассматривание книг и картинок; само стоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, автодидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки); 
речевое развитие:
самостоятельное чтение детьми ко ротких стихотворений, самостоятельные игры по мотивам художест венных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры; 
художественно эстетическое развитие:
создание условий для самостоятельной продуктивной и художественной деятельности детей: рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, музицирование (пение, танцы, игра на дет ских музыкальных инструментах), слушание музыки. Работа проводится по календарно-перспективному плану. (ФГОС ДО п. 2.7.) Реализация целей и задач образовательных областей осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности (формах активности детей), таких как: 1. игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; 2. коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); 3. познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и эксперимен - тирования с ними); 4. восприятие художественной литературы и фольклора;
5. самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); 6. конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; 7. изобразительная (рисование, лепка, аппликация); 8. музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музы - кально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); 9. двигательная (овладение основными движениями).
Способы и направления поддержки детской инициативы
 Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.  Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления ра - боты: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.  Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.  Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уваже - ние и признание взрослых и сверстников  Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным до - стижениям, которые есть у каждого.  Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.  Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.  При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.  Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реали - зовать их пожелания и предложения.  Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной де - ятельности детей по интересам.
Организация и содержание дополнительного образования
В рамках рабочей программы и в соответствии с уставными целями и задачами, отбирая содержание работы дополнительного образования (кружки, секции, студии), воспитатели средней группы ориентировались на требования педагогической целесообразности организации детей, в зависимости от запроса родителей и инициативы воспитанников. Прежде всего, это обеспечение права и возможности каждой личности на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Цель: поддержка детской инициативы и всестороннее развитие ребенка-дошкольника, раскрытие его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность. Образовательная область Название услуги Цель кружка Методическое обеспечение Речевое развитие, Художественно- эстетическое развитие «Юный художник» Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами, развитие речевой деятельности. В. В. Гербова, Т. И. Гризик «Программа воспитания, образования и развития детей в условиях детского сада
»
. Методические рекомендации. Пособия для воспитателей. 2005 Издательство «Просвещен ие»

Особенности взаимодействия педагогического коллектива

с семьями воспитанников
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены поддержка родителей в воспитании детей и укреплении их здоровья, вовлечение семей в образовательную деятельность. При планировании работы с семьями воспитанников группы учитывается социальный статус родителей, уровень материального состояния, образование, социальное положение.
Основные направления работы с семьёй

(из примерной программы)
Важнейшим условием необходимым для создания социальной ситуации развития детей является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Цель взаимодействия детского сада с семьёй:
создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Принципы работы с родителями:
Целенаправленность, систематичность, плановость; Сотрудничество с родителями в воспитании детей; Возрастной характер работы с родителями; Создание активной развивающей среды, обеспечивающее единые подходы к развитию Личности в семье и детском коллективе Доброжелательность.
Задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
 Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;  Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития интегративных качеств ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
 Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;  Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты;  Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в ДОУ;
Формы и методы общения педагогов с родителями
. Консультации: 1. «Влияние родительских установок на развитие детей» 2. «Здоровье – всему голова» 3. «Учим ребёнка общаться» 4. «Поговори со мною, мама» Родительские собрания: 1. «Будем знакомы» 2. «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» 3. «Какие игрушки нужны детям» 4. «Итоговое собрание, анкетирование. В дошкольном учреждении созданы условия: 1) для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности; 2) для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; 3) для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы. Работа проводится по календарному плану (см. П. 2.9 к Содержательному разделу основной программы).
Иные характеристики содержания Программы

(Система мониторинга развития детей)
Система мониторинга развития детей позволяет осуществлять оценку динамики достижений и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. Оценка индивидуального развития детей производится воспитателями в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Целевые ориентиры используются педагогами для: а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации; б) решения задач: - формирования Программы; - анализа профессиональной деятельности; - взаимодействия с семьями; в) изучения характеристик образования детей;
г) информирования родителей и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально- ориентированных методик, скрининг-тестов, анализа продуктов детских видов деятельности. В проведении мониторинга участвуют воспитатели, медицинский работник, педагог- психолог и другие специалисты ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностические карты (специальную карту развития ребенка) в рамках образовательной программы. Содержание мониторинга тесно связано с реализуемыми примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и выбранными парциальными программами. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит педагог-психолог. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Рабочая программа предусматривает комплексное диагностическое обследование детей по всем образовательным областям в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (май).
Программа диагностических исследований
№ п/п Направление мониторинга в соответствии с образовательными программами Ответственные за проведение диагностики График проведения диагностики Методы мониторинга
I

Оценка уровня развития детей (по образовательным областям)
1. Физическое развитие Воспитатель, инструктор по физической культуре, врач ДОУ С 7 по 22 сентября 15 по 30 мая учебного года. Наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре; контрольные упражнения и двигательные задания, беседы, опрос, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, наблюдение 2. Социально- коммуникативное развитие Воспитатель С 7 по 22 сентября; 15 по 30 мая учебного года. Создание ситуаций, беседа, опрос, рассматривание иллюстраций, экскурсии на территорию детского сада. Наблюдение за предметно- игровой деятельностью детей; экспериментальные ситуации; сюжетные картинки с полярными характеристиками нравственных норм; анализ детских рисунков, игровые задания; создание проблемных ситуаций; изготовление игрушки из бумаги; наблюдение за процессом труда
3. Познавательное развитие Воспитатель С 15 по 22сентября; 15 по 30 мая учебного года. Беседа, опрос, задания проблемные ситуации, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности 4. Речевое развитие Воспитатель, учитель-логопед С 7по 22 сентября 15 по 30 мая учебного года. Индивидуальные беседа; опрос, беседа по картинкам; беседа с практическим заданием, дидактические, словесные игры, настольно-печатная игра «Литературная сказка»; анкетирование родителей 5.Художественно- эстетическое развитие Воспитатель, Музыкальный руководитель С 7 по 22 сентября; 15 по 30 мая учебного года. Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, диагностические задания, игровые диагностические задания
II
Уровень освоения региональной программы «Росточек» Воспитатель С 7по 22 сентября; 15 по 30 мая учебного года. Беседа; создание проблемной ситуации; наблюдение за свободной деятельностью детей
III
Уровень освоения парциальной программы, реализуемой в вариативной части «Радуга» Воспитатель С 7 по 22сентября; 15 по 30 мая учебного года. Индивидуальные беседы; наблюдение за процессом художественного творчества, свободной деятельностью детей; диагностические ситуации, диагностические задания, игровые диагностические задания

2.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение Программы
(ФГОС ДО п.3.5.) Материально-технические условия реализации Программы соответствует: - санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13; - правилам пожарной безопасности; - требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; - требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде; - требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).
Материально-техническое оснащение
средней группы перечислено в паспорте группы (см. П. 3.1 к Организационному разделу основной программы). Кроме групповых помещений для успешной реализации Программы используются: методический кабинет, кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, музыкального руководителя; спортивный и музыкальный залы. На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, летняя площадка для бесед и творчества детей, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (клумбы,). ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы.
Учебно-методический комплект:

Основная программа:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Методическое обеспечение и оснащение педагогического процесса
соответствует Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., 2014 г.
Региональная программа:
Тобоева Е.Н. «Мой Алтай» 2013.
Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении

(из примерной программы и СанПиН)
Ведущим фактором укрепления здоровья является выполнение режима дня. Физиологически правильно построенный режим имеет важнейшее значение для предупреждения утомления и охраны нервной системы детей; создаёт предпосылки для нормального протекания всех жизненно-значимых процессов в организме. Режим дня в группе соответствует возрастным психофизиологическим особенностям ребёнка, представляет собой оптимальное сочетание режимов бодрствования и сна в течение дня при реализации принципа рационального чередования различных видов деятельности и активного отдыха. Основные физиологические принципы построения режима дня соблюдаются в рамках медико- педагогических требований, определяющих регламентацию умственных и физических нагрузок, своевременный отдых, сон, пребывание детей на воздухе, регулярный приём пищи, достаточный объём двигательной активности. В построении ежедневной организации жизни и деятельности детей учитываются возрастные и индивидуальные особенностей дошкольников и социальный заказ родителей (законных представителей), предусматриваются личностно-ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое (7.00-19.00) пребывание ребенка в детском саду при пятидневной рабочей неделе. Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года
Режим дня на тёплый период Приём, игры, утренняя гимнастика на участке 7.00-8.40 Подготовка к завтраку, завтрак 8.40-8.50 Игры, подготовка к прогулке 8.50-9.10 Образовательная деятельность на участке 9.10-9.25 Прогулка 9.25-12.00 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.00-12.20 Обед 12.20-13.00 Подготовка ко сну, сон 13.00-15.00 Подъём, воздушные и водные процедуры, подготовка к полднику 15.00-15.30 Полдник 15.30-15.50 Подготовка к прогулке 15.50-16.00 Прогулка 16.00-17.00 Возвращение с прогулки, подготовка к ужину 17.00-17.10 Ужин 17.10-17.30 Игры, самостоятельная деятельность на участке, уход домой 17.30-19.00
РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ С ВКЛЮЧЕНИЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ВРЕМЯ
Прием детей. Утренние встречи. Игры. Индивидуальная работа с детьми. Оздоровительная работа: гимнастика, дыхательные упражнения, оздоровительный бег, массаж. 7.00-8.40 Подготовка к завтраку. Завтрак. Оздоровительная работа: музыкотерапия. Привитие культурно- гигиенических навыков, логопедические и психологические игры и упражнения. 8.40-9.00 НОД фронтальные (по подгруппам). Оздоровительная работа: физминутки, оздоровительные игры.
Второй завтрак
9.00-10.35
Подготовка к прогулке. Прогулка. Оздоровительная работа: оздоровительный бег, занятия физической культурой, оздоровительные игры, дыхательные упражнения. Возвращение с прогулки. 10.10-12.10 Подготовка к обеду. Обед Оздоровительная работа: музыкотерапия. Привитие культурно-гигиенических навыков. 12.25-13.00 Подготовка ко сну. Сон. Сон при открытых фрамугах, сказкотерапия, музыкотерапия. 13.00-15.00 Постепенный подъем. Оздоровительная работа: музыкотерапия, оздоровительная гимнастика в постели, массаж, дыхательная гимнастика, коррекция осанки и плоскостопия, умывание прохладной водой (шея, лицо, руки), оздоровительные игры, воздушные ванны. 15.00-15.20
Полдник.
15.20-15.35 Чтение художественной литературы. 15.50-16.10 Подготовка к прогулке. Прогулка. Оздоровительная работа: подвижные оздоровительные игры. Возвращение с прогулки, игры. 16.10-17.10 Подготовка к ужину. Ужин. 17.20-18.00 Прогулка, игры, уход детей домой. 18.00-19.00
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня.
Объем недельной образовательной нагрузки в средней группе, включая реализацию дополнительных образовательных программ, составляет 4 часа. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности – 20 минут. Непосредственно образовательная деятельность проводится в первой половине дня и не превышает 40 минут. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Обязательным элементом каждого НОД является физкультминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность. (см. Приложение 3.4 к Организационному разделу Программы). Деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда, четверг). Во второй половине дня проводятся занятия по дополнительным образовательным программам и развлечения (см. П. 2.10.5.к Организационному разделу основной программы). Обязательная часть программы: Виды НОД Группы Часы Части Программы Учебные предметы Средняя группа неделя год
Обязательная часть программы Познавательное развитие: ознакомление с окружающим; ФЭМП 2 72 Развитие речи 1 36 Физкультурное 2 1 на воздухе 72 36 на воздухе Музыкальное 2 72 Конструирование - - Ручной труд - - Вариативная часть Программы НОД по парциальным программам Рисование 1 36 Лепка 0,5 18 Аппликация 0,5 18 Дополнительное образование Кружки 1 36 Всего 10

Содержание образовательного процесса в части коррекционной работы.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт. Основной формой организации логопедической работы в логопункте являются подгрупповые и индивидуальные занятия.продолжительность логопедического фронтального занятия 20-25 минут, индивидуальных занятий не более 15 минут с каждым ребёнком. Основной формой организации работы педагога-психолога являются подгрупповые и индивидуальные занятия, которые связаны с охраной психического и физического здоровья детей с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребёнка. Психологическое консультирование является «системой коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В средней группе сложились традиции празднования определённых событий, праздников, мероприятий: (перечень праздников ДОУ) Сентябрь – День знаний, День города. Октябрь – Международный день пожилых людей, Осенняя история. Ноябрь – День матери «Мама-солнышко моё» Декабрь – Новогодний праздник Февраль – «Наши папы молодцы-храбрецы и молодцы», Масленица. Март – Международный женский день. Апрель – День смеха. Май – День Победы, Выпускной бал. Июнь – День защиты детей Июль – День семьи. На основе выше перечисленных традиционных событий, праздников, мероприятий построены комплексно-тематический план, план культурно-досуговой деятельности, план летне- оздоровительной работы (см. П. 3.5 к Организационному разделу основной программы).
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда средней группы соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна. (далее описать по ФГОС ДО п. 3.2.) Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (см. П. 3.2 к Организационному разделу основной программы.) Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями парциальных программ:
Комплексно-тематическое планирование

Тема

Развернутое содержание работы

Временной

период

Варианты ито -

говых меропри -

ятий
День зна - ний Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, добро - желательные отношений между детьми. Продолжать зна - комить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (обратить внимание на произошед - шие изменении: покрашен забор, появились новые сто - лы), расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, му - зыкальный руководитель, врач, дворник, повар и др.) 1 августа - 10 сентября Праздник "День знаний», организованный сотрудниками детского сада с участием роди - телей. Дети праздник не го - товят, но активно участвуют в кон - курсах, виктори - нах; демонстри - руют свои способности. Осень в го - сти к нам пришла Расширять представления детей об осени. Разви - вать умение устанавливать простейшие связи между яв - лениями живой и неживой природы (похолодало — ис - чезли бабочки, отцвели цветы и т. д.), вести сезонные на - блюдения. Расширять представления о сельскохозяй - ственных профессиях, о профессии лесника. Расширять знания об овощах и фруктах (местных, экзотических). Расширять представления о правилах безопасного пове - дения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления, 11 -30 сентября Праздник «Осень». Выставка детско- го творчества. Я в мире Человек Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Расширять представления детей о своей 1 -20 октября Открытый день здоровья.
семье. Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т. д.). Закреплять знание детьми своего имени, фамилии и возраста; имен родителей. Знакомить детей с професси- ями родителей. Воспитывать уважение к труду близких взрослых. Формировать положительную самооценку, образ Я (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждать - ся в том, что он хороший, что его любит
).
Развивать пред- ставления детей о своем внешнем облике. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких лю - дей, формирование уважительного, заботливого отноше - ния к пожилым родственницам. Моя Родина Мой город. Знакомить с родным городом (поселком). Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать любовь к родному краю. Расши - рять представления о видах транспорта и его назначении. Расширять представления о правилах поведения в городе, элементарных правилах дорожного движения. Расширять представления о профессиях. Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими Россию, 21 октября — 4 ноября Спортивный праздник. Мониторинг 5-14 ноября Заполнение пер - сональных карт детей. Новогодний праздник Организовывать все виды детской деятельности (игро - вой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследо- вательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы Нового года и новогоднего праздни - ка. 15 ноября — 31 декабря Праздник "Но - вый год», Зима Расширять представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями жи - вой и неживой природы. Развивать умение вести сезон - ные наблюдения, замечать красоту зимней природы, Зна - комить с зимними видами спорта. Формировать пред - ставления о безопасном поведении людей зимой. Фор - мировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, Закреплять знания о свойствах снега и льда. Расширять представле - ния о местах, где всегда зима, о животных Арктики и Ан - тарктики. 1-31 января Праздник «Зимушка-Хру- стальная». Выставка детского творче - ства. День защитника Отечества Знакомить детей с «военными" профессиями (солдат, танкист, летчик, моряк, пограничник); с военной техни - кой (танк, самолет, военный крейсер); с флагом России, Воспитывать любовь к Родине. Осуществлять тендерное воспитание (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Приоб - щать к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. 1-23 февраля Праздник, посвя - щенный Дню за - щитника Отече - ства. Выставка детского творче - ства. 8 марта Организовывать все виды детской деятельности (игро - вой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследо- вательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Вос - питывать уважение к воспитателям. Расширять гендер - ные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям, 24 февраля — 8 марта Праздник "8 Марта", Выстав - ка детского творче - ства. Знакомство Расширять представления о народной игрушке (дым - 9-20 марта Фольклорный
народной культурой и традициями ковская игрушка, матрешка и др ).3накомить с народны - ми промыслами. Продолжать знакомить с устным народ - ным творчеством. Использовать фольклор при организа - ции всех видов детской деятельности. праздник. Вы - ставка детского творче - ства. Мониторинг 21-31 марта Заполнение пер - сональных карт детей. Весна Расширять представления детей о весне. Развивать уме - ние устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, Расширять представления о правилах безопасного пове - дения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе. Формировать элементарные экологические представле - ния. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детско - го сада, в цветнике. 1-20 апреля Праздник «Весна- Красна». Выставка детского творче - ства. День Побе - ды Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о праздни- ке, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны. 21 апреля — 9 мая Праздник, посвя- щенный Дню Победы. Выстав - ка детского творче - ства. Лето Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями жи - вой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать пред - ставления о безопасном поведении в лесу. 10-31 мая Праздник «Лето», Спортивный праздник. Вы - ставка детского творче- ства. В летний период детский сад работает в каникулярном режиме 1 июня — 20 августа
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа Мозаика-Синтез, 2014. 3. Белая К.Ю.«Я и моя безопасность» М: Школьная пресса 2011. 4. Голицина Н.С. Перспективное планировние в детском саду. Средняя группа М: Издательство « Скрипторий 2003», 2011. 5. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе М: Мозаика- Синтез 2014 6. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе.М: Мозаика-синтез 2014. 7. Дыбина., Н.П. Рохманова и др.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. М: Т.С. Сфера 2010. 8. Комарова Т.С. Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. М: Мозаика- Синтез, 2014 9. Комарова Т.С.Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада.- М.Мозаика-Синтез, 2014. 10. Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. 11. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 12. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 13. Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб: «Детство пресс»; 2008 14. Петрова И.М. «Волшебные полоски» 15. Соломенникова О.А. Ознакомление с окружающем – Мозаика-Синтез, 2014 16. Тобоева Е.Н. «Мой Алтай» программа и методические рекомендации по ознакомлению детей среднего и старших дошкольного возраста с культурой алтайского народа и обучению алтайского языка.