"Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста"

Автор: Пересадина Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №53"Солнышко"
Населённый пункт: г. Новоалександровск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 29.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование элементов художественной гимнастики в организации двигательной

активности детей дошкольного возраста
Для нас стала актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности «как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека». Помимо традиционной формы физкультурно-оздоровительной работы, как утренняя гимнастика, физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке, совместные с родителями досуги, развлечения, дни здоровья, спортивные праздники и так далее, широко используются вариативные формы укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Зачастую оздоровительная значимость всех форм, методов, приёмов работы с детьми определяется включением во все проводимые мероприятия элементов инновационных методик. Мы используем в своей работе: • массаж и самомассаж с предметами и без; • дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой; • фитнес (занятия на тренажерах, фитбол - гимнастика); • подвижные и спортивные игры; • игровой стретчинг; • занятия художественной гимнастикой. Изучив большое количество литературы, мониторинг развития детей, а также исходя из многолетнего личного спортивного опыта, было принято решение об использовании элементов художественной гимнастики в организации двигательной активности детей дошкольного возраста с целью укрепления мышечного тонуса и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата. Гимнастика появилась у древних греков в период расцвета древнегреческой (эллинской) культуры в 7 в до н,э,. И до наших дней живет и процветает этот красивый и удивительный вид спорта. Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры. Средства художественной гимнастики соответствуют анатомо – физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью. Основная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах.
Отличительной особенностью художественной гимнастики является связь с музыкой и элементами танца, эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что в значительной мере способствует эстетическому воспитанию. Задача педагога состоит в том, чтобы элементы художественной гимнастики стали доступны детям, а их движения гармоничными. Сочетание движения и музыки, танцевальный характер упражнений придают им яркую динамическую структуру. Для художественной гимнастики характерны упражнения в равновесии , повороты, различные виды ходьбы, бега, прыжков, элементы народного танца, упражнения с предметами (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Упражнения художественной гимнастики формируют координацию движений. Они выполняются с разной скоростью и различным напряжением мышц. В дошкольных учреждений можно использовать доступные элементы художественного движения при проведении разных форм организации двигательной деятельности. Именно художественная гимнастика создает условия, которые направлены на укрепление здоровья детей, развивает их двигательные способности, формирует чувства прекрасного, содействует гармоничному пропорциональному росту тела, стройности, хорошей осанке, изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях. Прежде чем приступить к внедрению художественной гимнастики и использованию элементов художественной гимнастики в воспитательно – образовательный процесс, был приобретен спортивный инвентарь: скакалки, обручи, мячи, булавы, ленты. Для воспитателей были организованы консультации, мастер классы, цикл занятий «Использование элементов художественной гимнастики в двигательной активности воспитанников »; подготовлена картотека подвижных игр, направленных на развитие двигательных качеств, ловкости, гибкости, быстроты, выносливости; разработан ряд физкультурных досугов с использованием элементов художественной гимнастики для дошкольников. Элементы художественной гимнастики включены в различные формы организации двигательной активности: - утренняя гимнастика; - физкультурные занятия; - физминутки; - подвижные игры; - физкультурные досуги; - спортивные праздники. Применение элементов художественной гимнастики в образовательно – воспитательном процессе оказало положительное влияние на физическое развитие воспитанников: 1. повысилась адаптация организма к физическим нагрузкам; 2. улучшилась гибкость, растянутость мышц; 3. повысилась координация движений; 4. увеличилась время выполнения равновесия; 5. улучшилась осанка.
Также повысились результаты по общей физической подготовке, что свидетельствует о том, что применение элементов художественной гимнастики в двигательной активности дошкольников способствует их всестороннему, гармоничному развитию. В результате проведённой работы показывают высокие результаты на спортивных и хореографических соревнованиях, фестивалях. По окончанию детского сада три воспитанницы продолжают заниматься художественной гимнастикой профессионально.