"Стимулирование познавательной активности школьников на уроках математики".

Автор: Сивцева Маргарита Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: Верх-Бийская ООШ
Населённый пункт: с. Верх-Бийск Турочакский район Республика Алтай
Наименование материала: статья
Тема: "Стимулирование познавательной активности школьников на уроках математики".
Дата публикации: 29.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: Стимулирование познавательной активности школьников на уроках математики. Сивцева Маргарита Александровна Учитель математики 1квалификационной категории (Эл. почта: sivceva200811@mail) «Верх-Бийская ООШ» Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля. В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. Общая перегруженность учащихся старших классов, снижение уровня их подготовленности к восприятию нового материала, затрудняли использование приемов развития творческого мышления. Поэтому необходимо создавать условия для активного участия в познавательной деятельности всех учеников, условия для их работы в полную меру сил и возможностей. Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность учащихся и развивающие их познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность включает: 1.Мотивы и цели деятельности. 2.Интерес к предмету.
3.Внимание к изучаемому объекту. 4.Положительные эмоции. 5.Творческую самостоятельность. Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от получаемых результатов, не видит или не знает путей применения знаний на практике. Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки, об особенностях творчества учёных-математиков. Какие же методы обучения обеспечивают познавательную активность учащихся. Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. Методом проблемного обучения будем считать совокупность действий учителя по созданию проблемных ситуаций и формулировке проблем (задач), которые вызывают оптимальную познавательную активность всех учащихся класса. Проблемная ситуация и постановка проблемы оживляют учебный процесс, вовлекают учащихся в продуктивную деятельность. Система проблем, рассматриваемая на уроке, строится с учётом индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания. В связи с этим учащихся можно разделить на такие группы: 1.Учащиеся, которые постоянно проявляют интерес к предмету
2.Учащиеся, которые изучают математику, но особенного старания не проявляют 3. Учащиеся, которые интереса к предмету не проявляют. Для первой категории учащихся задачи формулируются по учебнику, указывается их значение в науке и практике. Для других учащихся такой подход может быть недостаточным. Возможно, перед этим следует активизировать знания учащихся, проверить их готовность к изучению материала . Работая в 5 классе со слабой математической подготовкой провожу практические работы. Практические работы играют заметную роль в слабых классах, поскольку такие дети хорошо запоминают только то, над чем потрудились их руки. Если ученик что-то рисовал, чертил, закрашивал, вырезал, то это что-то само по себе станет опорой для его памяти. В современных учебниках математики широко применяются задачи с познавательными функциями. Например, «Сторона квадрата равна а см. Составьте выражения для вычисления периметра и площади квадрата и найти их значения при а=35;105». Для решения этой задачи учащиеся должны вспомнить несколько изученных в разное время понятий и применить их в конкретной ситуации, но в сравнительно простой взаимосвязи. Часто применяю на уроке дидактические игры: математический лабиринт, игра «художник», математическое лото и др. Ведь именно в игре «раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Очень важен и психологический климат в классном коллективе. Доброжелательность, требовательность ребят друг к другу, деловая критика, хорошее настроение- всё это определяет работоспособность и творческую атмосферу. Использование современных информационных технологий, а также традиционных игровых в учебном процессе помогают активизировать деятельность школьника, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, также способствую усилению роли самостоятельной работы обучаемого, что позволяет внести существенные изменения в структуру и организацию учебного процесса, повысить эффективность и качество обучения.
Применение компьютерной техники, возможность моделировать на экране компьютера явления и процессы, изучаемые в математике, телекоммуникационные системы расширяют эту учебную дисциплину, поднимают ее на более высокий уровень, где происходит взаимодействие с другими областями знаний, что позволяет учителю проводить межпредметные уроки, например, урок математики и географии, биологии, истории. На уроках я стараюсь поддерживать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Сосредотачивать внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. Успех в труде – это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путем – этого не изменить. Вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом. Делать это, нужно используя различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, математические диктанты, загадки, кроссворды, практические работы, графические диктанты, конкурсы, викторины, ребусы, наглядные электронные пособия, ТСО, деловые игры, творческие работы, Что надо учителю делать на уроке: удивлять, радовать, заинтересовать! Литература 1. Бутузов И.Г. Дифференцированный подход к обучении учащих-ся на современном уроке. —Новгород: ЛГПИ, 1972. 2. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Диф- ференциация в обучении математике // Математика в школе. -1990. 11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 2001г. 4. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л.,