"Здоровьесберегающие технологии"

Автор: Шушнова Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Новозыряновская сош"
Населённый пункт: с.Новозыряново
Наименование материала: реферат
Тема: "Здоровьесберегающие технологии"
Дата публикации: 29.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МКОУ «Новозыряновская с.о.ш» Реферат на тему «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» Выполнила: учитель начальных классов Шушнова Татьяна Дмитриевна 2016 г.

Оглавление
I Введение…………………………………………………………………………….3 II Актуальность проблемы…………………………………………………………..3 Глава 1. Основные приоритеты педагогики оздоровления………………….…4 Глава 2. Основные компоненты «здоровьесберегающего обучения»……...….4 Глава 3. Из опыта работы.…………………………………………………….….5 III Заключение…………………………………………………………………....…6 Список литературы 2
II Актуальность проблемы Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков , 75 % всех болезней человека заложено в детские годы. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до30-40%. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые стабильно учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно еще добавить и уроки в школе. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем, но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни. Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость? В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно- духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только 3
личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Глава 1. Основные приоритеты педагогики оздоровления Цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Переход на школьное обучение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости. Физиологическим возможностям организма для учеников 1-х классов более всего соответствует 35 минут продолжительность урока, для учащихся 2-4 классов рекомендуется комбинированный урок с использованием последних 10 минут для снятия утомления с включением таких видов деятельности, как чтение художественной литературы, динамической паузы, разучивание комплекса физических упражнений и других. Начало учебного дня в начальных классах желательно отмечать организованной зарядкой. Учитывая то, что длительность активного внимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка. Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструировать и индивидуально дозированных игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие игры способны: - действительно поддерживать у младших школьников должный запас «адаптационной энергии» (Г. Селье); - стимулировать процессы роста и развитие основных физических качеств младшего школьника (сила, быстрота, ловкость, выносливость); - устранять недостатки в физическом развитии детей, что оказывает лечебно- оздоровительное влияние. Глава 2. Основные компоненты «здоровьесберегающего обучения» Основные компоненты «здоровьесберегающего обучения» таковы: 1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии. 2. Игровые оздоровительные технологии. 3. Веселые физминутки на уроках в начальной школе. 4. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках. 5. Дыхательная гимнастика. 4
6. Формирование навыков здорового образа жизни. 7. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни. Глава 3. Из опыта работы Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Работая в школе 32 года, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. Занятия в нашей школе начинаются с утренней зарядки. Утренняя зарядка усиливает дыхание и кровообращение, укрепляет мышцы, настраивает на рабочий лад нервную систему. Учёные считают, продолжительность активного внимания у младших школьников составляет 30 – 35 минут. После 30 -35 минут резко падает работоспособность, интенсивность работы снижается на 37%. Устранить утомление можно. Оздоровительные физминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 20-25 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: - упражнения по формированию осанки; - укреплению зрения; - укрепления мышц рук; - отдых позвоночника; - упражнения для ног; - упражнения на ковре; - релаксационные упражнения для мимики лица; - потягивание; - упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. После 2 урока в начальных классах проходят динамические паузы. Дети на свежем воздухе играют в игры. Уроки физической культуры проводятся 3 раза в неделю. При систематических занятиях физкультурой улучшается дыхание, работа сердца, улучшаются двигательные качества: быстрота, ловкость, выносливость. Все дети моего класса любят уроки физической культуры. В школе стало традицией проведение « Дней Здоровья» 5
На занятиях внеурочной деятельности я провожу курс «Быть здоровым – это здорово!» Курс «Быть здоровым - это здорово!» стал «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность носит оздоровительно – педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребности к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья. На этих занятиях мы ведём разговор о правильном питании, разучиваем старинные игры, проводим «Весёлые старты», состязания. Правильное питание – залог здоровья. В нашей школе двух разовое питание. Детей кормят завтраком и обедом. В меню школьников присутствуют витамины. При школе есть участок, где дети выращивают овощи. Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Родители моего класса становятся участниками классных часов, проводят тематические беседы по здоровому образу жизни, Для родителей я провожу родительский лекторий. Тематика лекций разнообразна, среди них занятия «Здоровье не купишь» «Азбука здоровья» «Как следует питаться» Одна из важнейших задач, возложенная на родителей, — контроль за соблюдением режима дня школьника и сбалансированного питания. Там, где эти задачи решаются успешно, в семье растет здоровый, физически крепкий ребенок с хорошей эмоционально-волевой сферой, социально защищенный. III Заключение Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения. 6
Литература: 1.Н.Б.Коростелёв «Воспитание здорового школьника» 2.Е.П.Митяев « Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра» Начальная школа №6 - 2006 3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: «Вано», 2004. 4. Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2010. 5. Здоровье наших детей.// Начальная школа, № 8,9 - 2004. 6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2009. 7