"Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников детского дома-интернат для детей с ОВЗ"

Автор: Миниахметова Людмила Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ОГКОУШ №39
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников детского дома-интернат для детей с ОВЗ"
Дата публикации: 29.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников детского дома-интернат для детей с ОВЗ» Миниахметова Людмила Викторовна Ульяновск 2016 СОДЕРЖАНИЕ: • Влияние и значение физической культуры для детей с ОВЗ • Цели, задачи, принципы работы по адаптивной физкультуре с воспитанниками детского дома-интерната «Родник» • Виды упражнений, применяемых в работе с детьми с ОВЗ. • Значение физической культуры и спорта для детей
1. Влияние и значение физической культуры для детей с ОВЗ Жить в современном, постоянно меняющемся мире, сложно. Сложно здоровым людям. А как приспособиться к жизни детям с ограниченными возможностями здоровья? Сейчас социальная защита детей с ОВЗ перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека: семьи, интерната, спортивной школы, медицинских учреждений и т.д. Такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними. Возникает ситуация несогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Перед детским домом в настоящее время стоит актуальная задача воспитания личности, ориентированной на выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, способной к организации собственной деятельности, готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, доброжелательной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение. В детском доме-интернате «Родник» у большинства
воспитанников наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Кто работает с детьми данной категории, знает, как трудно научить наших детей бегать, прыгать, играть в футбол, ходить на лыжах. Очень сложно убедить их заниматься, сделать так, чтобы они не потеряли интереса к систематическим занятиям спортом, помочь им победить, и в спорте, и в жизни. Физическая культура - это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, но это, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром. • Цели, задачи, принципы работы по адаптивной физкультуре с воспитанниками. Целью адаптивной физической культуры является социализация детей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение психологического комфорта. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий. Воспитание идет рядом с тренировочным процессом, и только обоюдное взаимодействие воспитанника и педагога может дать положительные результаты. Основными задачами являются: -приобщение воспитанников к здоровому образу жизни; -формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, потребности в самореализации; -выработка у воспитанников устойчивого интереса к занятиям спортом; -воспитание негативного отношения к вредным привычкам. К специфическим принципам работы по адаптивной физкультуре относятся: • создание мотивации;
• согласованность активной работы и отдыха; • непрерывность процесса; • необходимость поощрения; • социальная направленность занятий; • необходимость активизации всех нарушенных функций; • воспитательная работа. • Виды упражнений, применяемых в работе с детьми с ОВЗ. Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат. Специальные упражнения для ног сначала изучают сидя, затем у опоры, стоя и лишь некоторые дети по мере их возможностей и освоения движений выполняют их без опоры стоя. • Использование гимнастических упражнений позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами с гимнастической палкой, обручем, мячом, с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. • Дыхательные упражнения , упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. • Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой для таких детей можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно
важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения, лёжа на животе, укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы. • Другой формой занятий с детьми с ОВЗ является фитбол- гимнастика-гимнастика на больших упругих мячах. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличом. Применяются фитболы разного размера. Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо - эмоциональную сферу.
4.Значение физической культуры и спорта для детей Все эти упражнения помогают повысить самооценку, уверенность в себе и дать стимул к общению. Занятия адаптивной физкультурой дают возможность нашим воспитанникам участвовать в городских соревнованиях наравне со сверстниками и добиваться высоких результатов. Из опыта работы видно, что адаптивная физическая культура и спорт являются наиболее действенными средством реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, их адаптации и интеграции в современное общество. Физкультура и спорт способствуют развития социальных и коммуникативных навыков, формируют адекватное представление об окружающем мире у ребенка. Дети и подростки, активно занимающиеся физкультурой и спортом, легче адаптируются в современном обществе.