"Свойства и состояние воды"

Автор: Новопашина Екатерина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №19 "Малышок"
Населённый пункт: Иркутская область г.Шелехов
Наименование материала: Конспект ННОД
Тема: "Свойства и состояние воды"
Дата публикации: 30.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Управление образования молодежной политики и спорта Администрации Шелеховского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 19 "МАЛЫШОК"
4 микрорайон, дом 19, 666036, г.Шелехов, Иркутской области � факс (8-395-50) 4-99-13 Конспект ННОД конкурсного мероприятия в подготовительной группе по теме: «Свойства и состояние воды» Подготовила воспитатель Новопашина Е.В. 2016г. 1

СХЕМА ННОД

Наименование ОО
МКДОУ ШР «Детский сад комбинированного вида № 19 «Малышок» Раздел 1. 1.1. Ф.И.О. (квалификационн ая категория) Новопашина Екатерина Валентиновна, соответствие занимаемой должности 1.2. группа подготовительная 1.3. дата Продолжительность 30 минут Раздел 2. Содержание 2.1. тема Свойства и состояние воды. 2.2. цель Расширение и закрепление знаний о свойствах воды у детей через организацию самостоятельной познавательно- исследовательской деятельности. 2.3. задачи Образовательные актуализировать представления детей о свойствах воды; закрепить знания об агрегатных состояниях воды и возможности перехода из одного состояния в другое; продолжать формировать самостоятельность целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; продолжать формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Развивающие развивать активность, самостоятельность, произвольность, гибкость мышления; развивать мыслительные операции – сравнения, анализа; развивать психические процессы: внимание, память, воображение; обогащать активный словарь (работа над словами сложной слоговой структуры); развивать речь - доказательство; Воспитательные продолжать формировать уважительное отношение к взрослым и сверстникам , умение слушать и слышать товарища; воспитывать бережное отношение к экспериментальному оборудованию; воспитывать бережное отношение к природе и воде в частности; 2.4. образовательные области Приоритетная Познавательное развитие в интеграции только области Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, 2.5. предпосылки Личностные Формирование готовности и способности ребенка к саморазвитию: наличие 2
УУД познавательного интереса, желание самостоятельно находить решения на поставленные вопросы. Формирование способность к ответственному поведению в рамках возрастных требований. Познавательные Формирование умения проводить операции: синтеза, анализа, сравнения, классификации; установления аналогий; Формирование умения устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения использовать знаково-символические средства. Регулятивные Формирование произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности, сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Формирование умения работать по инструкции взрослого и удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания. Коммуникативные Формирование навыков эффективного межличностного общения со сверстниками, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем. Формирование умения сотрудничать в малых группах: координировать свои действия с действиями партнера, оказывать взаимопомощь. 2.6. виды детской деятельности Познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая 2.7. Форма организации ННОД Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная 2.8. методы и приемы, используемые в ННОД по источнику получения знаний – наглядные: иллюстрации, схемы; практические: экспериментирование; словесные: беседа, диалог, обсуждение, объяснение педагогом. 2.9. предварительная работа с детьми Чтение произведений о воде, проведение опытов, подтверждающих свойства воды (не имеет вкус, цвета, запаха, прозрачная), беседа о правилах безопасного поведения на водоёмах, беседа о бережном отношении к воде. с родителями Изготовление буклета для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 2.10. оборудование для педагога иллюстрации лаборатория , купающийся ребёнок ,схемы по правилам безопасности работы в лаборатории. для детей Тканевые салфетки по количеству детей,10 фартуков 5 цветов, 5 пластиковых кувшинов с 3
водой, 10 пластиковых стаканов 0,2 л, 5 подносов,10 простых карандашей, одного цвета с рисунками на гранях, по 2 листа бумаги форматом А5 на каждого ребёнка, 10 пластиковых тарелок, поролоновая губка на каждого ребёнка 3*3 см, ёмкость с водой для смачивания губок, 10 мандаринов (5 очищенных от кожуры, 5 в кожуре), ёмкости с водой прямоугольной формы, 10 луп, схемы-модели, картинки с изображением состояний воды 3 штуки. Раздел 3. Структура ННОД Продол житель ность части Содержание ННОД Целевые ориентиры Комментарии 3.1. Ввод ная часть 2-3 мин
Воспитатель:
Ребята, я случайно пролила воду, помогите мне, пожалуйста, вытереть её со стола. Воспитатель достаёт тканевые салфетки. Дети вытирают воду.
Воспитатель:
Какой стала ткань?
Дети:
Ткань стала мокрой, влажной, сырой.
Воспитатель:
Где можно развесить салфетки, чтобы высушить?
Дети:
Салфетки можно высушить на батарее.
Воспитатель:
Где ещё можно поместить салфетки?
Дети:
Можно развесить на спинке стула.
Воспитатель:
Как вы думаете, можно высушить салфетки на улице?
Дети:
Нет, вода на улице замёрзнет.
Воспитатель:
Я предлагаю вам сравнить, где салфетки быстрее высохнут. Встаньте, пожалуйста, в круг, запомните где ваши салфетки будут сохнуть: три человека справа от меня размещают свои салфетки на батарее, 3 человека слева от меня – на спинках стульчиков, 4 человека отдают салфетки Жанне Ивановне, они будут сохнуть на улице, а в конце занятия Активно взаимодейс твует с взрослым. Методические рекомендации: с целью создания проблемной образовательной ситуации, активизации внимания воспитатель случайно проливает воду на стол, обращается к детям за помощью. Методические рекомендации: для начала осуществления эксперимента по определению агрегатных состояний воды дети развешивают мокрые салфетки для просушивания в различных местах: на спинках стульев, на батарее, на улице (помощник воспитателя выносит несколько салфеток на улицу). 4
сравним. 3.2. Осно вная часть 25мин
Воспитатель:
Какое интересное вещество - вода! Ребята, а что вы знаете о воде?
Дети:
Вода находится в морях, реках, озёрах течет из крана.
Дети:
Вода необходима для жизни человеку, животным, растениям.
Дети:
Вода не имеет цвета, вкуса и запаха. На мольберте схема, со свойствами воды: не имеет формы, запаха, вкуса, цвета.
Воспитатель:
Ребята, вы знаете, где исследуют воду и другие вещества?
Дети:
Воду исследуют в лаборатории.
Воспитатель:
Место, где проводят исследования, называется лаборатория. Это трудное слово. Послушайте, как оно произносится. ( Воспитатель произносит слово по слогам) Какое это слово?
Дети:
Это длинное слово. Прохлопаем его вместе. (Прохлопывают и проговаривают)
Воспитатель:
Кто работает в лаборатории?
Дети:
В лаборатории работают лаборанты (учёные), исследователи. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с изображением лаборатории и лаборанта. Дети рассматривают картинку и делают вывод, что лаборант одет в защитную форму одежды: очки и халат.
Воспитатель:
При работе в лаборатории необходимо соблюдать правила безопасности! На мольберте схемы с правилами безопасности.
Дети:
Во время работы нужно беречь глаза.
Дети:
Нельзя пробовать вещества на вкус без разрешения. Способен анализиров ать и сравнивать предметы окружающе го мира. Методические рекомендации: беседа проводится с целью активизации речевой деятельности, актуализации представлений детей о свойствах воды. Методические рекомендации: для обогащения словарного запаса детей воспитатель знакомит их с новыми словами «лаборатория» и «лаборант». Для уточнения слоговой структуры слова «лаборатория» детям предлагается разделить его на слоги, отбивая ритм хлопками. Методические рекомендации: с целью расширения кругозора детей, им предлагается рассмотреть иллюстрацию с изображением лаборатории, проводится беседа о назначении специальной одежды на лаборанте. Дети называют правила безопасности при работе в лаборатории, с опорой на схемы. Воспитатель предлагает детям надеть 5

Воспитатель:
Вы хотите поработать лаборантами и провести интересные опыты с водой?
Дети:
Да, хотим!
Воспитатель:
Для работы в лаборатории нам нужно надеть фартуки. Дети надевают фартуки, помогают друг другу.
Воспитатель:
Работать вы будете в парах. Найти свою пару вам поможет цвет фартука.
Воспитатель:
Чтобы попасть в лабораторию каждой паре лаборантов нужно подобрать ключ к кодовому замку. Ключи находятся у вас в карманах фартуков. После открытия замка отходим и строимся парами за мольбертом. У детей по 2 карточки с символами , одна из которых соответствует символу на замке. Дети выбирают из двух карточек нужную и проходят в лабораторию.
Воспитатель:
С какого опыта вы хотите начать наши исследования?
Опыт №1. «Вода - увеличительное стекло»

Воспитатель:
для каждой пары подготовлен один набор с оборудованием, лаборанты пары, становятся друг напротив друга. Ход опыта изображен на схеме. Познакомьтесь со схемой.
Воспитатель:
кто может объяснить этапы проведения опыта? Дети рассказывают действия в соответствии с этапами. Дети выполняют опыт с опорой на схему.
Воспитатель:
Что вы заметили?
Дети:
Карандаш в воде выглядит толще, чем над поверхностью воды.
Воспитатель:
Ребята, выньте карандаш из стакана и рассмотрите его сквозь воду в стакане. Что вы заметили? Активно вз аимодейств ует со сверстника ми фартуки для защиты одежды. С целью формирования умения оказывать взаимопомощь воспитатель предлагает детям при необходимости обращаться друг к другу за помощью. С целью формирования умения сотрудничать в малых группах, воспитатель предлагает детям объединиться в пары. Дети находят свою пару по цвету фартука. В карманах фартуков лежат карточки - «ключи» от кодового «замка». С целью формирования умения проводить операцию сравнение, детям нужно выбрать из двух карточек- ключей- правильный. С целью предоставления права выбора воспитатель предлагает детям выбрать стол для проведения опыта по желанию. Методические рекомендации: Дети подходят к столу, на котором стоит оборудование для опыта.
Опыт №1. «Вода - увеличительное

стекло».

Оборудование:
стакан 0,3л, вода, карандаш. С целью формирования умения использовать знаково-символические средства, воспитатель предлагает детям рассказать по схеме этапы опыта, затем приступить к выполнению опыта. Воспитатель создаёт условия для 6

Дети:
Рисунки на гранях карандаша кажутся большими.
Воспитатель:
Какой вывод можно сделать?
Дети:
Вода зрительно увеличивает предметы и искажает их.
Воспитатель:
правильно, вода в стакане создает эффект лупы.
Воспитатель:
Карандаши оставьте на подносах, воду слейте в кувшины, аккуратно поставьте стаканы на подносы. Дети ставят карандаши в стакан, выливают воду в кувшины.
Воспитатель:
Какой следующий опыт будем выполнять, за столом слева или справа от нас?
Опыт №2.

«Можно ли склеить бумагу водой?»

Воспитатель:
Как вы думаете
,
можно ли склеить 2 листа бумаги водой?
Дети:
Нет, нельзя.
Воспитатель:
Хотите проверить? посмотрите схему опыта. Кто может объяснить этапы проведения опыта? Дети выполняют опыт с опорой на схему.
Воспитатель:
В воде есть мелкие частицы, которые притягиваются друг к другу. Какой вывод можно сделать?
Дети:
2 мокрых листа склеились, потому что частицы воды притянулись друг к другу.
Воспитатель:
Сложите всё оборудование в тарелки и отодвиньте их к центру стола. К какому опыту хотите преступить?
Воспитатель:
У нас остался последний опыт. Хотите его провести? Проявляет любознател ьность, зад аёт вопросы, касающиес я близких и далёких предметов и явлений, интересует- ся причинно- следственн ыми связями. развития самостоятельности мышления. Дети рассматривают карандаш в стакане и через стенки стакана, затем делают вывод о том, что вода зрительно увеличивает предметы. Дети ставят карандаши в стакан, выливают воду в кувшины, с целью формирования самостоятельности и воспитания аккуратности. Дети выбирают следующий стол, на котором необходимое оборудование накрыто большой салфеткой. Методические рекомендации:
Опыт №2.

Оборудование:
по 2 листа бумаги на плоских тарелках на каждого ребёнка, ёмкости с водой на каждого ребёнка, губки для смачивания бумаги на каждого ребёнка. С целью формирования умения использовать знаково-символические средства, воспитатель предлагает детям рассказать по схеме этапы опыта. Затем дети выполняют опыт с опорой на схему. Методические рекомендации: С целью развития умения проводить 7
Дети проходят к другому столу, на котором оборудование накрыто большой салфеткой.
Воспитатель:
Попробуйте на ощупь отгадать, что лежит под салфеткой. Этот предмет нам понадобится для следующего опыта. Под маленькой салфеткой на тарелке лежат мандарины. Дети отгадывают, что под салфеткой лежат мандарины.
Воспитатель:
В этой лаборатории вам предстоит работать в парах. Опыт №3 «
Почему не тонет мандарин?»

Воспитатель:
Схема опыта подскажет вам, что нужно делать. Дети перечисляют этапы опыта с опорой на схему.
Воспитатель:
Как вы думаете, что будет, если опустить мандарины в воду?
Дети
: Мандарины утонут. Дети выполняют опыт с опорой на схему.
Воспитатель:
Что вы видите?
Дети:
Мандарин без кожуры утонул в воде, а неочищенный – плавает на поверхности.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так происходит?
Дети:
Мандарин без кожуры тяжелее, чем неочищенный мандарин.
Воспитатель:
Может быть дело в кожуре? Рассмотрите кожуру мандарина с помощью лупы. Что вы видите?
Дети:
В кожуре мандарина есть много маленьких отверстий.
Воспитатель:
Эти отверстия называются порами. В порах находится воздух, который не даёт мандарину опуститься на дно. Между кожурой и телом мандарина есть воздушная прослойка, которая и держит мандарин на воде. Что вам это не напоминает? операцию анализа детям предлагается определить на ощупь что лежит под салфеткой.
Опыт №3.

Оборудование:
2 мандарина (один из них очищенный), ёмкость с водой объёмом 1 литр на каждую пару детей, лупы на каждого ребёнка. С целью формирования навыков эффективного межличностного общения со сверстниками, воспитатель предлагает детям работать в парах. Высказывают свои предположения, затем выполняют опыт с опорой на схему. Дети замечают, что очищенный мандарин опустился на дно, а мандарин в кожуре плавает на поверхности. Дети делают предположения, почему так происходит. С целью формирования умения устанавливать причинно – следственные связи и строить рассуждения воспитатель предлагает рассмотреть кожуру мандарина через лупу. Дети замечают наличие в кожуре отверстий-пор. Воспитатель объясняет, что наличие воздуха в кожуре помогает мандарину не опуститься на дно. 8
В случае возникновения затруднения у детей, воспитатель показывает детям картинку с ребёнком, купающимся в надувном круге.
Воспитатель:
Как вы думаете, что общего между кожурой мандарина и спасательным кругом?
Дети:
Спасательные круги накачивают воздухом, и в кожуре мандарина содержится воздух.
Итог:
наличие воздуха в кожуре не дает мандарину утонуть.
Воспитатель:
Вытащите мандарины на подложки, лупы в контейнеры, салфетки в контейнеры для мусора.
Воспитатель:
Ребята, посмотрим, что произошло с салфетками, разложите их в 3 контейнера.
Дети:
Салфетки, которые мы поместили на улице – обледенели.
Воспитатель:
Что произошло с водой?
Дети:
Вода превратилась в лёд.
Воспитатель:
Обратите внимание, что нарисовано на контейнере.
Дети:
На контейнере нарисована сосулька.
Воспитатель:
Что вы можете сказать о сосульке?
Дети:
Сосулька холодная, твёрдая, прозрачная, длинная.
Воспитатель:
Ведь сосулька –это вода? Это состояние воды называется твёрдым.
Итог:
от низкой температуры вода превратилась в лед.
Дети:
Салфетки, которые мы поместили на батарее – стали сухими.
Воспитатель:
Как вы думаете, что произошло с водой?
Дети:
Вода испарилась.
Воспитатель:
Обратите внимание, что нарисовано на контейнере. Способен договарива ться, учитывать интересы и чувства других. Активно вз аимодейств ует со сверстника ми Цель воспитателя научить детей проводить сравнение и аналогию. Методические рекомендации: С целью формирования умения проводить операцию классификации, воспитатель предлагает разложить салфетки в 3 ёмкости, в зависимости от того, где они сохли (на батарее, на стуле или на улице) На контейнерах символы, обозначающие состояния воды: сосулька, капля, облако. С целью формирования умения устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения, воспитатель предлагает детям сравнить салфетки и объяснить, почему одни высохли, другие остались влажными, третьи – обледенели. С целью расширения знаний детей об агрегатных состояниях воды, воспитатель помогает сделать вывод, о том, что вода может иметь 3 состояния. 9

Дети:
На контейнере нарисовано облако.
Итог:
вода от тепла батареи испарилась, превратилась в пар - это газообразное состояние воды.
Дети:
Салфетки, которые мы поместили на стульях – остались влажными.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему они остались влажными?
Дети:
На стульях салфетки остались влажными, потому что сохли при комнатной температуре.
Воспитатель:
Обратите внимание, что нарисовано на контейнере.
Дети:
На контейнере нарисована капля.
Воспитатель:
Это жидкое состояние воды.
Итог:
салфетки остались влажными, потому что температура воздуха ниже, чем на батарее. Вода осталась в жидком состоянии.
Воспитатель:
В каких трёх состояниях может находиться вода?
Дети:
Вода может находиться в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Воспитатель предъявляет иллюстрации воды в разных агрегатных состояниях. Дети называют агрегатное состояние воды. С целью закрепления знаний об агрегатных состояниях воды, воспитатель предлагает детям определить, в каком состоянии находится вода на предложенных картинках. 3.3. Заклю чител ьная часть 2 мин
Воспитатель:
Где и кем мы сегодня работали? Какой опыт вы бы хотели показать дома родителям?
Дети:
Я покажу родителям опыт с мандаринами. Я покажу опыт с бумагой. Я покажу опыт с карандашом.
Воспитатель:
Что нового вы узнали сегодня о воде?
Дети:
Вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Воспитатель:
Работа в лаборатории завершена: пары в Методические рекомендации: Для закрепления и обобщения изученного материала воспитатель предлагает вспомнить, что нового узнали дети, какой опыт понравился больше всего. 10
синих и сиреневых фартуках наводят порядок на столе с мандаринами, пары в фартуках зелёных оттенков - наводят порядок на столе ,где проводился опыт с бумагой, пара в оранжевых фартуках - на столе с карандашами. Выходим из лаборатории парами, помогаем снять друг другу фартуки и повесить их на спинку стула. Спасибо вам за работу. С целью развития самостоятельности и коммуникативного взаимодействия воспитанников. . 11