"Развитие навыка чтения"

Автор: Бикетова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " СОШ №64"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие навыка чтения"
Дата публикации: 31.08.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Бикетова Марина Владимировна Бикетовой Марине Владимировне Учитель начальных классов Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №64» Кемеровская область, город Новокузнецк Технологии современного урока. Начальное образование. Методическая разработка «Развитие навыка чтения» Развитие навыка чтения Прошло время, изменились программы, изменились требования к учебе, к ученикам, появились новые предметы, и только проверка техники чтения остается неизменной. Нет, здесь тоже кое-что меняется, а именно — нормы. Теперь читать 80 слов в 4-мклассе, как было раньше, недопустимо. Сейчас это норма для 2-3-го класса. А что делать? Количество информации стремительно растет. Поэтому сейчас хорошее быстрое чтение — не дань моде, а необходимость. Так как же все-таки развивать эту технику чтения? Самое главное, что нам надо понять:  Просто чтение книг технику чтения, конечно, увеличивает, но очень медленно. И то, если ребенок уже читает достаточно хорошо для своего возраста. Если ребенок застрял на одном показателе, и дальше техника чтения не растет, то тут просто чтение не поможет.  Мозг хорошо усваивает информацию, которая поступает быстро. Значит, при быстром чтении мы понимаем текст гораздо лучше. Исследования показывают, что при быстром чтении человек понимает 80% текста, а при медленном — до 60% . Вывод напрашивается сам: чтобы осмысленно читать, надо читать быстро.  Чтение — это такой же навык, как и ходьба, письмо, и он развивается в процессе тренировок, т.е. занятий.
 В развитии техники чтения заинтересованы прежде всего родители. Хорошо читающий ребенок — это успешный ученик. Разве не хотим мы видеть своего ребенка успешным? Теперь самое важное. Развивается техника чтения с помощью специальных игр. Длительное чтение не сделает того, что сделает кратковременная игра! И при развитии техники чтения важна не длительность занятий, а частота. С помощью подобранных игр и упражнений ребенок станет  лучше и быстрее читать,  улучшится понимание текста и ребенку не надо будет прочитывать текст несколько раз, чтобы понять смысл, научится легко и быстро устанавливать причинно-следственные связи, что способствует еще лучшему пониманию текста,  расширит угол зрения и будет видеть и запоминать больше информации сразу,  развивается артикуляционный аппарат, от работы которого во многом зависит техника и качество чтения,  увеличит объем зрительной и слуховой памяти, что необходимо для хорошей учебы,  развивается произвольное внимание, без которого хорошая учебы просто невозможна,  научится антиципации, которая необходима для развития техники чтения,  формируется орфографическая зоркость, которая необходима для грамотного письма,  формируется интерес к чтению и любовь к книге. Организация работы. 1. Работа с детьми проводится ежедневно. Заведите « Дневник успеха», где будете отмечать каждую неделю «прирост» числ о Способ чтения: по слогам, по слогам+слова, целые слова, целые фразы Какие упражнения выполняли Самооценка: напиши свой темп чтения за 1 минуту и поставь отметку: 10 баллов – очень
доволен своим чтением 8-9 б.– доволен, но буду ещё работать 6-7б.- не очень доволен, надо ещё работать 3-5б.- не доволен, буду работать 1-2б.- очень недоволен, мне надо много трудиться, чтобы стать успешно читающим человеком 2. Виды упражнений -игр:
1)Таблицы Шульте. Это упражнение развивает периферическое зрение и

поле охвата, скорость работы.
Задания к таблице ( приготовить несколько вариантов) -Покажи и назови числа от 1 до 25 в прямом порядке , в обратном порядке. - Назови и покажи только чётные числа, только нечётные числа. - назови числа в порядке возрастания, в порядке убывания. -Я называю число, а ты найди и покажи больше ( меньше ) на 1 ( 2,3) -Смотри в центр таблицы и покажи число, которое я назову. Помни! Смотреть надо в центр таблицы 1 14 8 18 4 22 11 23 15 20 16 7 5 10 24 25 21 17 12 2 6 13 3 19 9
Можно предложить выполнение этого упражнения на скорость двум- трём детям. Создаётся помеха для работы –это важно для развития устойчивого внимания.
2)Квадрат букв . Это упражнение развивает периферическое зрение и

поле охвата
Задания: - Быстро назови буквы по строчкам, по столбцам - Назови и покажи только гласные буквы, только согласные буквы -Найди букву, которая повторяется - Смотри в центр таблицы ( обязательно в центр! ) и называй буквы по строчкам, по столбцам, только гласные, только согласные, только звонкие согласные, только глухие согласные - составь слова из этих букв и запиши их. - покажи букву справа от буквы…, слева от…, снизу от… , сверху от … - покажи букву которая стоит между буквами …. и ….
3) «Раскопки» . Это упражнение развивает внимание и технику чтения
- Найди в тексте и подчеркни букву …. -Найди в тексте и зачеркни букву… , а букву … обведи -Найди сочетание букв .. … Внимание: работай слева направо, сверху вниз ухо лиса ковёр бык море сосна сом рука метла мак слон бобёр дом мука товар уши кран базар ком нора комар кон леса берег сон дети озеро сок пена камыш А К Э Н Ц Р Б Г О Ы Я М Ю П Ь С Е Щ И Д Х Н Ё Й У
Время работы 1 мин. Учителю следует заранее выполнить работу и после выполнения задания дать ответ, чтобы дети сравнили со своим результатом. Это нужно для самопроверки, самокоррекции. 4) Следующие 3 игры можно организовать на одном материале
:

« Фотограф», « Прятки», « Вреднючка»

Задания к игре « Фотограф».Эта игра развивает угол зрения, учит

быстро «схватывать « слова, способствует развитию навыка

списывания.
- Будешь фотографом. «Сфотографируй» слово и запиши его. ( Слова закрыты ,кроме одного. Открываем по одному слову, даём 2-3 секунды и закрываем слово. Когда записаны все слова, открываем карточку- пусть ребёнок проверит правильность написания слов)
Задания к игре « Прятки»
Прочитай слова в столбиках ( Можно менять темп: быстро, очень быстро, медленно, очень медленно. Можно менять тембр: прочти как солдат, как детсадовец, как медведь) - Я назову слово , а ты его найди. Можно поменяться ролями, но взрослый делает нарочные ошибки. Внимание! Научите ребёнка находить слово эффективным способом :по первой букве следуя сверху вниз. Это важно при работе со словарями.
Задания к игре « Вреднючка». Это упражнение важно для

эмоциональной разрядки. Кому трудно читать, тот начинает понимать,

что читать можно весело.
- Кто такая Вреднючка? Пусть дети объяснят значение этого слова, нарисуют портрет . Вреднючка читает слова наоборот. -Работа в паре: один читает правильно, а другой, как Вреднючка. Потом дети меняются ролями.
5)Анаграммы.
1 вариант: Слово разбить на слоги и поменять слоги местами. 2 вариант: Не разбивая на слоги , поменять буквы местами
Почти все знают, что анаграммы - это слова, которые состоят из одних и тех же букв. Мы рассматриваем слова по правилу кроссворда, то есть нарицательные имена существительные в начальной форме. Например: АКВАРЕЛИСТ-КАВАЛЕРИСТ, АНТИМОНИЯ-АНТИНОМИЯ, АНАКОНДА-КАНОНАДА, ВЕРНОСТЬ-РЕВНОСТЬ, ВЛАДЕНИЕ- ДАВЛЕНИЕ, ЛЕПЕСТОК-ТЕЛЕСКОП. Найдите анаграммы к этим словам.
АВАНС АДРЕС АКТЁР АНГАР АОРТА АПОРТ АРБУЗ

АРГОН АРГУС БАНКА БАРЖА БАРОН

БАЧОК БОКАЛ ВАЛЕТ ВАЛИК ВАРАН ВЕСНА ВИОЛА

ВЛАГАВОБЛА ВОЛАН ВОЛОС ВОРОН ВЫБОР ВЫВОЗ

ВЫДОХ ГАЗОН ГРОЗА ДОСКА ЗАБОР ЗАМОК ЗАПОР

ИСТЕЦ КАЙМА КАМЫШ КАНАТ КАПЛЯ КАПОТ КОЛОС

КОМАР КОНУС КОРОБ КОСАЧ КРЕСТ КРЫСА КУКЛА

ЛАКЕЙ ЛАПТА ЛАСКА ЛИМАН ЛОДКА МАКЕТ МАЛЯР

МАСКА МАСЛО НАРТА НАСОС НОРМА НЫРОК ОПРОС

ОСКАЛ ОТБОР ОТРОК ПЛАТО ПЛЕСК ПОСОЛ ПСИНА

ПЯТАК РИФМА САЙРА СЕКАЧ СЕНАТ СОТКА ФАЗАН

ХАЛВА ШАКАЛ ШАШКИ ШТУКА

6) «Гном Догадалкин». Эта игра основана на приёме

антиципации( предугадывания, предвосхищения)
-Прочти ДВРЦ, подставь гласные о,е так, чтобы получилось слово ДВРЦ СКВРЦ ВСЛЙ ЗБЛДЛС ПРДЛ ОЕ ОЕ ЕЁЫ АУИЯ ОА
7)Чтение "по вершкам и корешкам".
Для этого нам понадобится длинная закладка или непрозрачная линейка. Мы накладываем ее на строчку, прикрывая нижнюю половину букв. Ребенку надо прочитать слово или предложение "по вершкам" букв. Конечно, если будет очень трудно, можно линейку сдвинуть, показать буквы и снова закрыть.
"По корешкам" читаем так же, только прикрываем верхнюю часть букв. Это уже намного труднее, так что "по корешкам" читаем тогда, когда "по вершкам" уже хорошо получается.
8) Коврики из слов
Ребята разным цветом закрашивают квадратики с буквами одного слова. Закрашивать можно по горизонтали, вертикали. Есть в этой игре и «ловушки»: слова, не относящиеся к теме, закрашивать не надо. Слова можно записывать, можно на листиках соединять линией (зависит от уровня готовности ребят). Далее может проводиться разнообразная работа: записать слова, указать количество слогов, разделить на слоги, указать количество букв/звуков, разделить на группы и т.д. (Показать примеры закрашивания)
9)

Слоговые таблицы
. Детям назвать слово, а они должны отыскать в таблице слоги, из которых они состоят, в правильной последовательности. ж
б

е

р

ё

з

а
з
к
э и п о
я
г ш ж
е

л

ь
з
д

у

б
р
г
н ъ
ё
ж н ы у
и
ы
р
к
я

н
а ь ф а
н
т
у
ь
б
а
с

л

и

п

а
ц
ш
и
л
о
о
к г у е м
а
к
о
с
с
и ц в к ы п й
н
а
н

т

о

п

о

л

ь
ю
я
т
а

ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА — камера, колесо, барыня. ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО — хорошо, сирота, канаты, вера. ЖИ ME ВИ ЛЕ НЫ СА — кора, раковина, гора, вино. КИ КА ГО НА БА РЕ — пора, берега, пара, дыра. ГА КО BE ДЫ ЛЮ ЦА — сапоги, пироги, волосы. СО ПО МУ НО НЯ ПИ — ворота, высота, лимоны. БЕ СИ РО ВО ЯБ МО — лисица, яблоки, яблоня. Литература: 1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с. 2. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: Знание, 1986.- 64с. 3. Оморокова М.И., Распопин И.А., Толстовский И.З. Преодоление трудностей. – М..: Просвещение, 1990. – 128с. 4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. — К., Педагогика, 2003Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения» 5.Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. 1990. №8. с.с. 52-62.
6.Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31. 7.Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. сс. 20-24. 8.Яшина Н. П. Учить детей трудно, но интересно. // Начальная школа. –2001 — №6 – с. 24-46. 9.Мельников С. Весёлый затейник .-1998. №2 10. Котова В.Я. Коврики слов.