"Современные концепции, раскрывающие основные подходы к определению качества дополнительного образования"

Автор: Деришева Альфия Зуфаровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО города Нижневартовска "Центр Детского Творчества"
Населённый пункт: город Нижневартовск, Ханты-Мансийский Автономный Округ
Наименование материала: Реферат
Тема: "Современные концепции, раскрывающие основные подходы к определению качества дополнительного образования"
Дата публикации: 01.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центр Детского Творчества» ИТОГОВАЯ РАБОТА (реферат) по курсам повышения квалификации по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления качеством дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования» на тему: «
Современные концепции, раскрывающие основные подходы к

определению качества дополнительного образования
»
ВЫПОЛНИЛА:
Деришева Альфия Зуфаровна Нижневартовск – 2016
2
СОДЕРЖАНИЕ

1 . Введение

2. Некоторые подходы к определению качества дополнительного

образования
2.1 Проблема оценки качества, определения результативной деятельности в системе дополнительного образования 2.2. Проблема определения результативности деятельности
1.

3. Повышение качества и доступности в сфере

художественно-эстетического воспитания дополнительного

образования
3.1 Повышение качества дополнительного образования. 3.2 Интеграция общего и дополнительного образования 3.3 Работа с одаренными детьми 3.4 Обеспечение доступности дополнительного образования 3.5 Увеличение количества реализуемых программ дополнительного образования детей разных направленностей 3.6 Увеличение охвата детей дополнительным образованием
4.Развитие личности педагога дополнительного образования детей
4.1 Основные функции и особенности работы педагога дополнительного образования 4.3 Профессиограмма педагога дополнительного образования 4.4 Творческая личность педагога
5

Мониторинговая деятельность
5.1 Педагогический мониторинг 5.2 Мониторинг образовательного уровня обучающихся 5.3 Аттестация обучающихся 5.4 Результат обучения
6. Заключение

7. Список используемой литературы

3
1. Введение
Переход образовательной системы на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает новые требования к качеству общего и дополнительного образования детей. Его отличительной особенностью является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. В основе нового стандарта лежат: • согласованные запросы семьи, общества, государства; • концепция духовно-нравственного воспитания; • фундаментальное ядро содержания общего образования. Такое понимание сущности образования позволяет нам взять за основу определение качества образования из Проекта Закона РФ "Об образовании": "Качество образования - комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека». В свете современной образовательной парадигмы качество дополнительного образования является гарантией всестороннего развития ребенка и реализации его личностных задач. Однако система управления качеством в учреждениях дополнительного образования только начинает выстраиваться. Дополнительное образование за свою историю прошло определенные этапы развития и, говоря сегодняшним языком, явилось результатом перехода к личностно ориентированным позициям в образовательных системах. Можно считать, что к настоящему времени проработаны некоторые отдельные
4 направления дополнительного образования: общие вопросы теории и истории внешкольного и дополнительного образования детей в России; разнообразные аспекты педагогической работы с детьми в многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей; организация педагогического процесса во внешкольных учреждениях; развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений; социализация школьников в системе дополнительного образования; специфика профессионального образования специалистов для системы дополнительного образования детей и др. Не менее важным аспектом развития дополнительного образования остается вопрос управления, поскольку все перечисленные направления так или иначе сопряжены с понятием качества и управления качеством дополнительного образования.
5
2. Некоторые подходы к определению качества дополнительного

образования
Основным инструментом управления качеством дополнительного образования ученый считает стандарт программ дополнительного образования, как нормативный результат достижения согласия всех его субъектов. 1. Субъектами образования являются: ребёнок, как центр внимания образовательного процесса; его родители, которые имеют фактическое право выбора; общество и государство, которые формируют муниципальное (государственное) задание; учреждение, которое реализует заказ остальных участников процесса. 2. Таким образом, можно говорить о том, что ключевой категорией выражения сущности дополнительного образования является качество,
6 представляющее собой совокупность существенных свойств и характеристик условий, целей, процесса, результатов образования, адекватных своему назначению в «пространстве Детства», установленным требованиям, потребностям каждого ребенка, семьи, социума. 3. Исходя из этого, управление качеством дополнительного образования детей рассматривается как механизм непрерывного совершенствования системной организации всех процессов, направленных на выполнение требований к качеству дополнительного образования детей; как культуру организации образовательного процесса, призванного отвечать запросам потребителей; как конкретную деятельность, направленную на выполнение запросов потребителей с учетом имеющихся условий, ресурсов и в соответствии с требованиями, нормами и ценностями учреждения, региональной системы учреждений или системы дополнительного образования детей в целом. 4. Главным институтом системы управления качеством дополнительного образования является учреждение дополнительного образования детей, так как вся система данного типа образования зависит в первую очередь от самоидентификации субъектов управления именно на уровне учреждения дополнительного образования. 5. Есть важное замечание, которое окончательно решает проблему выбора – что важнее: процесс или результат? На самом деле одинаково важно и то и другое. Методологически значимо утверждение о том, что оценка качества образования начинается с анализа не просто результатов развития личности, но и условий, способствующих этому развитию. 6. Логическим продолжением такого понимания качества является постановка проблемы соотношения (тождества или конфликтности):
7  взглядов потребителя и производителя на качество образования;  существующих стандартов, как системы гарантий качества, и неустойчивого, порой идеализированного общественного спроса на качество образования;  параметрами, критериями, оценками качества и многообразием образовательных практик. Именно эти три фактора и являются предметом исследования, результат которого заносится в образовательную программу. Основные факторы, определяющие качество образования: 2. преподавательский состав; 2. учебно-методическое обеспечение; 3. материально-техническая база; 4. интеллектуальный потенциал учебного заведения; 5. учащиеся, воспитанники детских объединений. Проводя анализ нормативных источников в целом, нужно остановиться на фундаментальном для образования документе, Федеральном законе «Об Образовании в Российской Федерации». В нём сказано, что качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (гл. 1, ст. 2, пункт 29, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
8
2.1 Проблема оценки качества, определения результативной

деятельности в системе дополнительного образования
Не менее сложной оказывается сегодня и задача оценки качества образования. Традиционно оценка качества обученности воспитанников и выпускников осуществляется посредством контроля, с помощью всевозможных контрольных заданий, вопросов, практических задач. Средства контроля разрабатываются с учетом сопоставления социальных запросов и ожиданий потребителей образовательных услуг (детей и родителей, работодателей, подсистем системы образования) с планируемыми, реализуемыми и достигаемыми образовательными результатами, также с возможностью будущей профессиональной деятельностью. Педагог разрабатывает задания на основе системно-структурной дидактики, с учетом следующих уровней усвоения: узнавания; воспроизведения; репродуктивность применения; синтеза. Однако в этих заданиях, как правило, не находят отражения методы определения уровня готовности и умения учащихся применять полученные знания в практической деятельности. Не секрет, что российские государственные стандарты высшего и среднего профессионального образования основываются на общетеоретическом, а не практическом обучении, направленном на умение действовать в конкретной профессиональной ситуации. В отечественных государственных стандартах отсутствует описание связи и последовательности реализации отдельных дисциплин с квалификационной характеристикой выпускника. Государство не ставит перед традиционной дисциплиной интегральные цели и задачи. Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его стандартами и образовательными потребностями.
9 Основными критериями качественного образования на уровне нашего Центра являются следующие показатели: • наличие образовательных программ, содержание которых отвечает государственным требованиям и обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; • степень приближения практико-ориентированной части содержания образовательных программ к требованиями потребителей; • уровень освоения детьми выбранных ими образовательных программ; • уровень удовлетворенности детей и педагогов результатами обучения. Основными пользователями результатов обучения и воспитания в Центре являются обучающиеся, их родители. Изучение социального запроса на дополнительное образование ведется в 3-х направлениях: -степень привлекательности «Центра детского творчества» с точки зрения удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами; -выполнение социального запроса на дополнительное образование со стороны общеобразовательных учреждений города; В отсутствии стандартов дополнительного образования, нормативно – правовых документов, учитывающих изменения в социально – экономической политике и сфере дополнительного образования, Центр при разработке учебного плана в значительной степени ориентируется на интерес потребителей услуг дополнительного образования, выступающий в качестве социального заказа, являющегося одним из условий доступности образования и который формируется со стороны детей, родительской общественности, общеобразовательных учреждений города. Считаем, что необходима смена парадигмы оценки качества образования с общетеоретической на практикоориентированную, что отвечает запросам современного рынка труда, обеспечивает гарантии востребованности,
10 конкурентоспособности будущего специалиста. При этом главные изменения должны произойти, прежде всего, на ценностном уровне основных субъектов образовательного процесса: преподавателей и студентов, которым необходимо выработать новые формы сотрудничества и избавиться от стереотипов.
2.2. Проблема определения результативности деятельности
Проблема определения результативности деятельности в системе дополнительного образования весьма важная и затрагивающая интересы каждого работающего в этой сфере. С одной стороны педагоги стали подвергаться внешнему оцениванию в различных формах аттестации кадров, с другой стороны новые требования к качеству дополнительного образования требуют оценивания качества образования на уровне обучающегося: как изменилась личность ребенка, его воспитание и развитие. Диагностику качества и уровня сформированности социальных навыков можно рассматривать как необходимое условие оценки качества образовательного процесса (реализуемых образовательных результатов), и/или как средство анализа и планирования учебной и воспитательной работы, но не как способ и средство оценки уровня социальной компетентности ребенка. Методически правильно оценивать эффективность этого процесса только на основе сопоставления планируемых и достигаемых результатов формирования социальных навыков, и ни в коем случае не на основе прямой оценки уровня развития этих навыков Основная сложность настоящего этапа состоит в практически полном отсутствии инструментария почти по всем позициям (за исключением инструментария для оценки предметных знаний и отчасти – предметных умений). Анализ показывает, что:  нет методик экспертной оценки соответствия планируемых результатов социальным ожиданиям;
11  нет методик анализа урока (реализуемых учителем образовательных результатов);  нет надежного инструментария для оценки уровня сформированности общеучебных умений, отношений, навыков социализации, креативности и пр. Отсутствуют надежные представления о наиболее значимых факторах, влияющих на образовательные результаты. Как следствие, возникают трудности с формированием репрезентативной выборки, множественность опросных форм и т.д. Отсутствует надежная система показателей для оценки качества образования, основанная на данных мониторинговых исследований (как правило, несмотря на проводимые исследования для оценки качества образования пользуются в основном показателями образовательной статистики). Отсутствует методика анализа данных (из-за чего анализ и интерпретация данных в настоящее время является скорее искусством, чем технологической процедурой).
3.

Повышение качества и доступности в сфере художественно-

эстетического воспитания дополнительного образования
Дополнительное образование в сфере художественно-эстетического воспитания детей является важнейшей составляющей образовательного пространства российского общества, органично сочетающей в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Предназначение системы дополнительного образования в сфере художественно-эстетического воспитания - быть привлекательной и
12 востребованной для населения - достижимо только при обеспечении многообразия видов деятельности, мобильного реагирования на запросы потенциальных заказчиков.
3.1 Повышение качества дополнительного образования.
Повышение качества дополнительного образования является не только средством повышения конкурентоспособности. Самое важное в достижении результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Мониторинг качества образования показывает не только каким следует быть, но и то, каким быть ни в коем случае не следует; не просто потому, что спрос на данный вид услуг будет низкий, но и потому, что данная услуга станет вредна и опасна для обучающегося. Качество образования оценивается как совокупность оценок качества педагога и ребенка, как всесторонний мониторинг качества дополнительного образования в конкретном образовательном учреждении. Качество образовательного процесса по реализуемым программам дополнительного образования детей не всегда соответствует современным требованиям, у руководителей образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования не сформировано современное представление о качестве дополнительного образования детей.
3.2 Работа с одаренными детьми
В настоящее время в городе Ханты-Мансийск функционирует центра по работе с одаренными детьми разработаны программы по работе с одаренными детьми, подобраны квалифицированные кадры. Однако в нашем Центре работа с данной категорией детей не налажена.
3.3 Обеспечение доступности дополнительного образования
Доступность дополнительного образования детей - неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности
13 культурно-образовательного пространства города. Для обеспечения государственных гарантий доступности этого вида образования необходимо обеспечение равного доступа всех категорий детей к освоению программ дополнительного образования. Предстоит расширить возможности получения дополнительного образования детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации. Система дополнительного образования сегодня не обладает достаточной гибкостью и адаптивностью. Наблюдается преобладание программ и форм дополнительного образования, направленных, прежде всего, на работу с заинтересованными учащимися, а дети «группы риска», девиантного поведения, имеющие проблемы со здоровьем, нередко остаются вне поля зрения.
3.4 Увеличение количества реализуемых программ

дополнительного образования детей разных направленностей
На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях происходит сокращение реализации количества ресурсоемких образовательных программ физкультурно-спортивной, военно- патриотической, технической и научно-исследовательской направленности, которые представляют особый интерес для современных подростков и дают наибольший социально-профилактический эффект. Наблюдается недостаток программ дополнительного образования для детей старшего возраста, ориентированных на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение. Слабо учитываются интересы обучающихся, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде: инженерное конструирование, нанотехнологии, робототехника, 3D-моделирование и др. Мало внимания уделяется программам социально-педагогической направленности. Не
14 отработаны механизмы педагогического содействия развитию детской созидательной инициативы.
3.5 Увеличение охвата детей дополнительным образованием
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача увеличить к 2020 году число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по программам дополнительного образования до 75%. В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: разработать в каждом образовательном учреждении систему оценки качества дополнительного образования; развить межведомственное взаимодействие с учреждениями культуры, спорта ; повысить профессиональные компетенции педагогических работников в области проектной деятельности, применения информационно- коммуникационных технологий; развивать социально-педагогическое направление направление по работе с одаренными детьми; обеспечить доступность ресурсов образовательных учреждений для всех категорий детей, их эффективное использование для обеспечения педагогически целесообразной занятости детей во второй половине дня.
4.

Развитие личности педагога дополнительного образования

детей


Проблема оптимизации педагогической деятельности в любых образовательных учреждениях традиционно актуальна. Один из путей ее решения заключается в усилении профессионально значимых качеств личности педагогов
15 Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей. В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы – педагога дополнительного образования детей. Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу социально- культурной деятельности и духовно - нравственного воспитания. Общество предъявляет к педагогам дополнительного образования детей высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает. В последнее время отмечается тенденция нарастания противоречия между современными требованиями общества к результатам дополнительного образования детей и уровнем творческого развития педагогов дополнительного образования детей. Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели возможности получать базовое высшее образование. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне. Мы повсеместно встречаемся на практике с ситуацией расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей и теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение дополнительного образования детей.
4.1 Профессиограмма педагога дополнительного образования
Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач.
16 А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а другой – нет? Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик враждебных отношений. Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Это – методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, наличный уровень их развития и другое. Кроме перечисленных, важным фактором детского развития является сам педагог, который берёт на себя роль учителя и воспитателя, что касается личности педагога, его профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к нему, и путей профессионального самосовершенствования. Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя, педагога документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета. Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, руководителя детского творческого объединения. Это образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки.
17 О процессе формирования и развития способностей педагога как воспитателя можно сказать то же самое: быть хорошим воспитателем сложнее, чем быть хорошим учителем. Это связано с тем, что среди характерных для воспитателя способностей больше таких, которые даны человеку от природы, чем среди способностей, свойственных учителю. В среда педагогов немало таких, кто является хорошим учителем, но сравнительно слабым воспитателем. Встречаются и те, кто способен неплохо воспитывать детей, но гораздо хуже справляться с ролью учителя. Это обстоятельство не является основанием для вывода о том, что соответствующие люди не могут стать хорошими педагогами, просто сфера приложения их педагогического мастерства может быть различной: или преимущественно учительской, или главным образом воспитательской. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требование к личности педагога в том её аспекте, который касается межличностных взаимоотношений. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные общие и специальные способности. В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. Коммуникативно-обучающая функция педагогической деятельности педагога дополнительного образования является ведущей, основополагающей, она определяет содержание в значительной мере всех других функций.
18 Психолог В.А.Крутецкий предлагает следующую структуру профессионально-значимых качеств личности: 1. мировоззрение личности; 2. положительное отношение к педагогической деятельности; 3. педагогические способности; 4. профессионально-педагогические знания, умения, навыки. Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера учителя и спецификой педагогической системы. Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции педагога можно составить профессиограмму. I. Психолого-педагогические умения 1. читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу; 2. самостоятельно анализировать педагогические явления; 3. анализировать передовой педагогический опыт; 4. проводить самоанализ: 5. проявлять эмпатию к учащимся; 6. организовать себя, управлять своим состоянием. II. Профессионально-личностные качества 1. потребность в самопознании; 2. потребность в духовно-нравственном развитии. III. Частно-методические умения 1.Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности; 2. стимулировать и организовывать разные формы воспитательной работы; 3. анализировать уроки и внеклассные мероприятия; 4. оценивать действия воспитанников и свою работу; 5. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям; 6. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность.
19 IV. Коммуникативно-организаторские умения 1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами; В самодеятельных творческих объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно - досуговая деятельность.
4.2 Творческая личность педагога
Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога. С точки зрения творческой роли деятельности в развитии личности педагога нам важна продуктивная деятельность, или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. Педагогическая деятельность в системе дополнительного образования имеет, безусловно, творческий характер.. педагог постоянно корректирует намеченные операции, приемы и действия, ищет новые, оптимальные пути достижения цели. Педагог в живой работе не может ограничиться лишь накопленным опытом профессиональной деятельности. Он постоянно ищет новое, пополняет обогащает запас приемов и методов работы. Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы,
20 стимулирующее процессы личностного саморазвития. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Такая их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.
5.

Мониторинговая деятельность
Управление качеством образования и воспитания - проблема большая, требующая своего решения постоянно. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений управленческие позиции и показатели качества образования, тем не менее во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно увидеть четкий гарантированный результат. Наверное, он, прежде
21 всего, в изменении позиции педагогов, их взглядов на педагогический мониторинг
.

5.1 Педагогический мониторинг
Педагогический мониторинг является действенным механизмом управления качеством образования, важным элементом системы управленческих и педагогических решений. Анализ результатов и результативности педагогической деятельности в современной ситуации развития системы образования может рассматриваться как научно-практическая проблема: профессионализма педагогов; управления развитием образовательных систем; научно-методического обеспечения педагогической деятельности. Объект мониторинга - результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения, т.е. педагогический мониторинг – это непрерывное наблюдение за состоянием и развитием образовательного процесса и анализ собранной информации; т.е. выявление приоритетных проблем качества образования.
5.2 Мониторинг образовательного уровня обучающихся
Мониторинг образовательного уровня обучающихся важный механизм оценки качества образования. Проверяются уровни подготовки:  подготовительный уровень;  начальный уровень;  уровень освоения;  уровень совершенствования. Оцениваются различными способами способности обучающихся: I. «Знания, умения, навыки» (тестирование) П. «Мотивация к знаниям» (анкетирование) III. «Творческая активность» (наблюдение) IV . Социализация в коллективе. V. «Достижения» (результативность работы) Обобщение результатов диагностики:
22 1. Самооценка профессиональных умений педагога. 2. Заполнение экспертных карт и обобщение результатов. 3. Экспертная оценка профессионального мастерства педагога. 4. Составление обобщенной экспертной карты по итогам диагностики В этом модуле учитываются количественные и качественные показатели. Количественные анализируются три раза в течение учебного года. Контрольные точки: сентябрь, декабрь, май. Анализируются: количество детей, возрастной состав, сохранность контингента, количество мальчиков и девочек. Качественные показатели - это результаты образовательно- воспитательной деятельности. Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики. Нулевой этап проводится в конце сентября (когда закончился набор обучающихся в учебные группы творческих объединений). Его цель - определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения нулевого этапа диагностики педагог осуществляет прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе, выбор программы обучения. Промежуточная диагностика проводится в декабре. Ее цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс. Цель проведения итогового этапа диагностики - подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения обучающимися учебных программ. Итоговая аттестация проводится в мае. Формами ее проведения являются контрольные занятия, соревнования, отчетные концерты, конкурсные выступления, самостоятельная практическая работа, конкурсные и игровые программы, выставка работ.
5.3 Результат обучения

23 Результат обучения достигнут
,
когда ребёнку комфортно в коллективе, он чувствует доверительное отношение со стороны педагога, родители становятся союзниками его увлечения. Оценку качества обучения педагог осуществляет на основе диагностики изменения личностных качеств; направленности позиции ребенка в жизни и деятельности, характера мотивов каждого ребенка и коллектива в целом. Анализируя опыт нашей работы по осуществлению оценки качества дополнительного образования можно сделать следующие выводы: в нашем учреждении сложились благоприятные условия для дальнейшего совершенствования и разработки инструментария для осуществления оценки; в целом повысилось качество организации образовательного процесса и его эффективность, выражаемые в таких показателях, как: наличие образовательных программ; их долгосрочность и комплексность; ступенчатость, дифференцируемость обучения; достаточно высокий уровень ориентации форм и методов воспитания и обучения на образовательные потребности детей. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический мониторинг, мониторинг образовательного уровня обучающихся является действенным механизмом управления качеством образования, важным элементом системы управленческих и педагогических решений.
6.

Заключение
Анализ проблемы управления качеством образования показал, что подходы к решению этой актуальной задачи весьма вариативны и единой позиции по данному кругу вопросов в науке не выработано.
24 В рамках рассмотрения данного вопроса целесообразно акцентировать внимание на то, что в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование рассматривается как – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. В этом контексте, необходимо подчеркнуть следующие позиции: - государственные стандарты дополнительного образования не установлены, следовательно, ориентиром для понимания качества дополнительного образования являются установленные в программе дополнительного образования планируемые результаты её освоения, которые отражены в целях программы, а также проявляется в содержании, формах организации образовательной деятельности; - основу деятельности организаций дополнительного образования составляет социальный заказ потребителей – обучающихся, родителей (законных представителей), государства и социума. Считаем также, что необходима смена парадигмы оценки качества образования с общетеоретической на практикоориентированную, что отвечает запросам современного рынка труда, обеспечивает гарантии востребованности, конкурентоспособности будущего специалиста. Основой новой российской модели качества образования должны служить такие базовые принципы, как: сокращение централизованного контроля над деятельностью образовательных учреждений, расширение их автономии и ответственности; наличие национального, независимого от государственных структур управления образованием, органа (или органов) для оценки деятельности учреждений образования; полноправное участие самих учреждений в процедуре оценки и изменение этой процедуры таким образом, чтобы отчет о самооценке выдвигался на первый план и рассматривался в сопоставлении с заключением внешней аудиторской экспертизы.
25 Таким образом, качество дополнительного образования зависит от заказчиков (обучающиеся, родители, государство и социум), предъявляющих «осмысленные» требования, и исполнителей (педагогические работники), разрабатывающих и реализующих программы дополнительного образования. Исходя из данной логики, можно утверждать, что деятельность в организациях дополнительного образования будет считаться качественной, если она удовлетворяет потребностям заказчиков посредством полной и качественной реализации результатов заявленных в дополнительных общеобразовательных программах.
Список используемой литературы

26 1. И.Ф.Демидова «Педагогическая психология», М.: Академический проект, Трикста, 2006 – 224 с. 2. Л.Р.Болотина «Дошкольная педагогика»: Учебное пособие ГРИФ 2005 – 224 с. 3. Р.С.Немов «Психология», ВЛАДОС, 2005 – 606 с. 4. А.В.Занина «Основы педагогического мастерства»: Ростов-на-Дону, Феникс, 2003 – 288 с. 5. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования.- М., ВЛАДОС,2001. 6. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования.-М.: ВЛАДОС, 2003. 7. Материалы к.п.н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышения квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Урая ХМАО-Югра ,2006. 8. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н. и др. Основы социальной педагогики: Уч. Пос. для студ. Пед. вузов и колледжей/Под. Ред. П.И.Пидкасистого/ - М: Педагогическое общество России, 2002 - 160 с. 9. Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Ю. педагогический словарь: для студ. Высш и сред. Пед.учеб. завед. - М.: изд. Центр «Академия», 2000- 176с. 10.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: курс лекций /Под ред. В.И. Белеева/- М.: изд-во МГСУ, 2002 - 256с.
27 11.Профессиограмма учителя иностранного языка (рекомендации) / отв.ред.С.Ф.Шатилов, К.И.Соломатов, Е.С.Рабуновский.-Л.:ЛГПИ,1985 12.Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара:СИУ,1996 13.Словарь лингвистических терминов./Сост. О.С.Ахманова.-М.: Советская энциклопедия, 1969 14.Теоретические основы подготовки учителей иностранного языка средней школы/ отв.редактор Пицкова Л.П.,М.:МОПИ, 1989 15.Воробьёва И.Е. Содержание и структура понятия «лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка» 16.Непокрытых Н.И. Профессиографический метод как способ вхождения в педагогическую деятельность