"Роль дополнительного образования в развитии российского общества"

Автор: Чижова Татьяна Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДО города Нижневартовска "Центр Детского Творчества"
Населённый пункт: город Нижневартовск,Ханты-Мансийский Автономный Округ
Наименование материала: Реферат
Тема: "Роль дополнительного образования в развитии российского общества"
Дата публикации: 01.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска «Центр Детского Творчества» ИТОГОВАЯ РАБОТА (реферат) по курсам повышения квалификации по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления качеством дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования» на тему: «
Роль дополнительного образования в развитии российского

общества
»
ВЫПОЛНИЛА:
Чижова Татьяна Викторовна Нижневартовск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Введение

2.

Роль дополнительного образования детей в современном обществе
2.1 Преимущества дополнительного образования 2.2 Воспитательная доминанта дополнительного образования детей 2.3 Социальная адаптация и профессиональное самоопределение воспитанников
3.

Особенности дополнительного образование детей

4.

Значение художественно-эстетического воспитания в современной

системе дополнительного образования детей

5.

Проблемы, остро стоящих перед системой дополнительного

образования

6.

Пути решение модернизации художественно-

эстетического образования

7.

Заключение

8.

Список используемой литературы


1.
Введение
В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека, социализации и саморазвитию человека через расширение возможностей дополнительного образования подрастающих поколений. Все более резко в условиях информационной социализации осознается необходимость общественного понимания миссии дополнительного образования, как открытого образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи. В сетевом столетии также появляется реальная возможность рефлексии ценностного статуса дополнительного непрерывного образования как уникальной и конкурентоспособной отечественной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества. Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что оно превращает творчество и самотворчество детской и подростковой субкультуры в Общее Дело всего общества, а не отдельных обособленных организационно-управленческих институций: детского сада, учреждений дополнительного образования, школы, техникума или вуза. Дополнительное образование по своей сути представляет особое движение личности «поверх барьеров», которые человек выбирает сам, чтобы делать самого себя. «Личностью надо в
ы
деляться» - эти слова Ф.М.Достоевского могут стать эпиграфом, рельефно передающим смысл миссии дополнительного образования в развитии человека.
Государственная Программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей».

2.

Роль дополнительного образования детей в современном обществе
Становление информационного общества, часто именуемого «обществом знаний», неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном обновлении знаний, повышении квалификации, освоении новых видов деятельности. Эта тенденция обусловила постановку вопроса об изменении парадигмы образования. Коммуникативная революция конца XX века многократно увеличила скорость обмена информацией, а вместе с тем и скорость принятия решений, динамику экономических, культурных, политических явлений. Вхождение человечества в эпоху информационного общества обусловило смену устоявшегося девиза «образование на всю жизнь» новым девизом – «образование в течение всей жизни». Качественно новыми чертами, характеризующими инновационную парадигму образования, являются ориентация на развивающуюся личность, переход от репродуктивной модели образования к продуктивной, многоукладность и вариативность, деятельностный характер образования. Эти критерии формируют понятие непрерывного образования. Неотъемлемой частью непрерывного вариативного образования является система дополнительного образования. Универсальными системообразующими компонентами системы дополнительного образования являются: цели дополнительного образования; субъекты процесса дополнительного образования; содержание
дополнительного образования; система учреждений дополнительного образования. Взаимодействие выделенных компонентов обеспечивает становление дополнительного образования как системы динамической и целостной. Дополнительное образование – особая сфера образования, официально обозначенная в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование осуществляется вне рамок основных образовательных программ. Общее дополнительное образование направлено на развитие личности, способствует повышению культурного, духовно-нравственного и интеллектуального уровня человека, возможно его будущей профессиональной направленности. Дополнительное образование детей – «неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг, как в учреждениях дополнительного образования детей, так и в общеобразовательных учреждениях». При этом дополнительное образование нельзя рассматривать лишь как механическую надстройку базового образования, призванную усилить его компенсаторные и адаптационные функции с учетом социально- экономических и учебно-технологических потребностей. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
2.1 Преимущества дополнительного образования по отношению к

общему образованию
Роль дополнительного образования – помочь детям, подросткам сделать правильный выбор. Поэтому среди занятий по интересам сегодня все чаше
можно встретить различные курсы практической направленности (вождение автомобиля, ремонт теле- и радиоаппаратуры, вязание, дизайн, и др.). Еще больший успех, особенно у старшеклассников, приобретают знания, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, делопроизводством, азами бухгалтерского учета и т.п.). Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. К основным преимуществам дополнительного образования можно отнести: 1. Быстрое реагирование на изменение спроса в образовательных услугах, удовлетворение потребностей общества, родителей и детей. 2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» дополнительное образование детей не является действующим в рамках стандартов, оно разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями. 3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования. 4. Глубокая реализация индивидуального похода в обучении. В группах 10 – 12 учащихся – это позволяет персонифицировать темпы и объемы усвоения программ дополнительного образования. 5. Глубокая реализация деятельностного подхода в обучении. Основное содержание дополнительного образования детей – практико-
ориентированное: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. Целью обучения при таком подходе является не вооружение детей конкретными знаниями, не их накопление, а формирование умения использовать эти знания. 6. Возможность организации психологического сопровождения в развитии личности ребенка. Психологическая помощь ребенку в процессе социализации обеспечивает гармонизацию отношений ребенка и общества. 7. Возможность допрофессиональной и профессиональной подготовки детей. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. 8. Возможность обучения, допрофессиональной и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями. 9. Возможность свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижения успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. 10. Возможность развития дистанционной формы обучения. 11. Современная техническая база учреждения дополнительного образования детей.
Анализ работ А.П. Асмолова, Н.Л. Буйловой, В.А. Березиной и других, а также вышеуказанные особенности системы дополнительного образования детей позволяют выявить ее основные функции: образовательная (получение новых знаний); воспитательная (приобщение к культуре, формирование нравственных ориентиров); развивающая (развитие познавательной сферы); функция психологического сопровождения (создание условий для личностного роста ребенка); функция социализации (освоение социального опыта); функция самореализации (самоопределение и саморазвитие); креативная (раскрытие творческих способностей); компенсационная (углубление и дополнение основного образования); профориентационная (предпрофессиональное самоопределение); рекреационная (организация досуга); интегрирующая (объединение всех указанных характеристик с целью обеспечения комплексного становления личности). В. А. Березина отмечает: «…отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности». Учреждение дополнительного образования детей, по мнению И.А. Щетинской, представляет собой «особое образовательное пространство, где осуществляется специальная образовательная деятельность по развитию индивида, расширяются возможности его практического опыта. Оно является пространством творческого освоения новой информации, формирования жизненных умений и способностей, на которые школа не ориентирована». Анализ исследований Л. М. Андрюхиной, А. Г. Асмолова, В. А. Березиной, О. Е. Лебедева и других ученых позволяет определить принципы построения образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: принцип гуманизма – утверждение ценности
общекультурного человеческого достоинства, внимания к историческим ценностям, их значимости для развития искусства, науки, культуры; принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправный субъект образовательного процесса; принцип демократизма – право каждого ребенка на выбор своей траектории развития; принцип кульутросообразности – ориентация на потребности общества и личности воспитанника, единство человека и социокультурной среды, адаптацию детей к современным условиям жизни общества; принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности; принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей в различных направлениях деятельности, обеспечение развития детей в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами; принцип творчества – развитие творческих способностей детей; принцип системности – преемственность знаний; принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых. Дополнительное образование – это условие для личностного роста ребенка в условиях непрерывного образования, которое формирует систему знаний, конструирует более полную картину мира и помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует ключевые компетентности: в сфере познавательной деятельности; в сфере социально-трудовой деятельности; в сфере гражданско-правовой деятельности; в сфере культурно-досуговой деятельности.
2.2 Воспитательная доминанта- важная роль дополнительного

образования

Важная роль дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. С этим положением тесно связана еще одна отличительная роль системы дополнительного образования детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной студии или в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров. Опыт лучших школ показывает, что педагогам дополнительного образования, как правило, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как «троечника» или «трудного». Не стоит сбрасывать со счета и эмоциональную насыщенность дополнительного образования детей. Эмоционально-ценностное отношение к миру может быть сформировано у детей, подростков в процессе обращения к ярким личностям, жизнь и творчество которых помогали бы искать ответы на вопросы, волнующие ребенка. Вместо воспитания на примерах хрестоматийных положительных образцов необходимо обращение к переживаниям и размышлениям конкретного, реально существующего
человека, к его поискам, ошибкам, взлетам и падениям: тогда дети поверят в его судьбу, борьбу, идеалы. Культурологический подход к образованию дает возможность противостоять перенасыщению ребенка информацией и, как следствие, обнищанию его души, распаду всей системы наследования культурно- исторического опыта, разобщению поколений, утрате традиций. Дополнительное образование детей способствует установлению реального взаимодействия и обогащения истории и культуры – русской и соседних народов. Это свойство дополнительного образования детей обеспечивает ему особое место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта нового поколения.
2.3

Социальная адаптация
Особое место имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Таким образом, современное дополнительное образование – это гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому. Система дополнительного образования детей, в силу своей личностной ориентированности на каждого ребенка, может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в информационном обществе.
3.

Особенности дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями: - оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей; - процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации; - преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»; -дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации; - разнообразие учреждений дополнительного образования детей по содержательной деятельности и организационной структуре. Педагог дополнительного образования, являющийся профессионалом в определенном виде искусства, вводя в нее детей и подростков, может создать более благоприятные условия для обогащения их внутреннего мира, приобщения к ценностям отечественной и мировой ху - дожественной культуры, формирования духовных и нравственных качеств. Познавательные возможности различных на правлений художественно- эстетической деятельности делают совместные с педагогом творческие занятия особенно эффективными для развития личности.

4. Значение художественно-эстетического воспитания в современной

системе дополнительного образования детей
Особое значение для творческого саморазвития школьника имеет художественно-эстетическая деятельность
.
В рамках этого направления происходит формирование образа Я — художественное творчество (я творю, я выдумываю, я пробую). Главная задача — дать ребёнку попробовать себя в различных видах творчества, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, стремление вносить красоту в жизнь. Получили большое распространение творческие художественные коллективы: танцевальный, хоровой, вокальный, театр миниатюр, фольклорный ансамбль. Их руководители ставят цель — дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя, утвердиться, реализоваться в одной из сфер дополнительного образования. Дополнительное образование детей является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования
,
направленным на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании и организацию их свободного времени . В последние годы наблюдается качественный рост и динамичное развитие всей системы дополнительного образования. Активизации этого процесса в настоящее время способствует происходящая в российском образовании модернизация.
На наш взгляд, актуальным направлением модернизации системы образования является художественно-эстетическое воспитание, как одно из основных средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Так как художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей является массовым, его основная цель заключается не формирование профессионального танцора, художника и т.д., а воспитание личности, осуществляемое средствами искусства. Реализация данной стратегической цели, особенно важной применительно к системам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования детей, как зафиксировано в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.», предполагает решение одних из приоритетных задач: - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе обновление структуры сети образовательных учреждений и развитие вариативности образовательных программ; - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, которая будет включать «создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения», развитие системы дополнительного образования школьников и консультирование для семей с детьми. Нельзя не согласиться с точкой зрения отечественного исследователя М.В. Шакуровой, отмечающей постоянно «возрастающую динамику и многообразие социокультурных процессов» в обществе, следствием чего являются «многочисленные деформации личностного становления».
Художественно-эстетическое воспитание, основанном на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и образовании детей и подростков. Оно является одним из ключевых условий развития духовно- нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности. Также, необходимо отметить особое значение художественно- эстетического воспитания в системе дополнительного образования, которое представляет собой «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства». Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал художественно-эстетического воспитания. В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга, восполняет «пробелы» общего образования, создает условия для развития творческих и профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства. В силу своих преимуществ: разнообразия сфер деятельности, индивидуального подхода к личности учащегося, дополнительное образование предоставляет детям и подросткам более широкие, чем школьное образование, возможности для самоопределения, осмысления жизненных и профессиональных интересов.
Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков может успешно осуществляться, если в его основе лежит художественное обучение, что особенно актуально для дополнительного образования. Художественное обучение базируется на общих законах и принципах художественно- эстетического воспитания, сложившиеся в различных видах искусства, традиционных методах практической художественной педагогики. Однако в настоящее время создать оптимальную модель интеграции художественно- эстетического воспитания и художественного обучения в системе дополнительного образования детей пока не удалось . Система дополнительного образования детей вместе с художественно- эстетическим воспитанием находится под вниманием государственной власти: Министерства образования и науки и Министерства культуры. Сущность художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей следует рассматривать как социальное явление, как сложный многоуровневый процесс и как специально организованную деятельность, направленную на формирование потребности не только к активному, осознанному, деятельному общению с эстетически значимыми предметами и явлениями, но и к эстетическому преобразованию окружающей действительности посредством художественно-эстетической деятельности. Сегодня художественно-эстетическое направление в системе дополнительного образования детей может и должно функционировать как система учебно-воспитательных центров, каждый из которых формирует соответствующую его профилю образовательную среду. Важно понимать, что среда в образовании - это не только комплект программам и методических рекомендаций по определенным предметам, а сколько своеобразный микросоциум - живая общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции выбранного вида
искусства. Образовательная среда, в особенности в системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности.
5.

Основные проблемы системы дополнительного образования
Несмотря на накопленный опыт и достигнутые успехи, развитие художественно-эстетического образования осложняется негативными тенденциями, среди которых: 1) отсутствие эффективной системы обновления художественно- эстетических образовательных услуг с учетом инноваций в современном российском образовании; устаревшая материально-техническая база учреждений дополнительного образования, отсутствие финансовых нормативных муниципальных услуг в сфере культуры; 2) отсутствие эффективной внутренней системы повышения профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования, старение кадрового состава, консервативность кадров, отсутствие системы поиска и привлечения творческих инициативных специалистов-новаторов; 3) нацеленность дополнительного образования на формирование у детей технических навыков и умений, недостаточная направленность содержания и технологий обучения в школах искусств на актуализацию воспитательного потенциала художественно- эстетического материала, формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения, становление духовно- нравственных качеств личности;
4) недостаточное взаимодействие различных субъектов художественно- эстетической сферы, систем общего и дополнительного образования, учреждений организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки; 5) отсутствие научного, методического и информационного сопровождения системы художественно-эстетического образования детей. Наблюдается отставание содержания и технологий художественно- эстетического образования от современного состояния культуры и искусства. Изменившиеся потребности населения в сфере художественно-эстетического образования, необходимость повышения конкурентоспособности услуг требуют создания новых направлений деятельности образовательных учреждений и модернизации традиционных направлений. Отсутствие средств на приобретение современного оборудования не позволяет развивать новые направления художественного образования (современное эстрадное искусство, компьютерная графика и дизайн, создание электронной музыки). На сегодняшний день в образовательных учреждениях художественно- эстетической направленности накопились проблемы комплектации педагогических кадров: остро не хватает преподавателей по новым направлениям (специальностям) в области современного искусства, медиатехнологий; отсутствует система целевой подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования; происходит неуклонное старение педагогических работников; наблюдается постоянный отток специалистов молодого и среднего возраста. Недостаточность теоретической подготовки в области менеджмента у руководителей образовательных учреждений культуры не позволяет обеспечить эффективное управление в современных условиях. Вышеперечисленные факторы усугубляются несовершенством системы повышения квалификации, переподготовки и стажировки педагогических и руководящих работников.
Стимулирование детского творчества и поощрение талантливых детей вызывает необходимость осуществления целого комплекса мер, возникает потребность в организации специальных конкурсов, фестивалей и выставок, и модернизации уже существующих. Участие в конкурсных мероприятиях сопряжено с большими материальными затратами (аранжировки, фонограммы, создание экспозиций, организация выезда и так далее), что ограничивает количество участников, а, следовательно, и возможности реализации творческого потенциала учащихся. Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием современных концертных музыкальных инструментов и другого специального оборудования, а также средств для организации творческих поездок. Особо остро стоят проблемы: — нехватка финансовых средств по содержанию и развитию учреждений дополнительного образования у муниципалитета; — недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной правовой базы дополнительного образования; — нехватка бюджетных средств для материальной поддержки одаренных детей. Не разработан профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Необходима выработка критериев и индикаторов эффективной деятельности каждого педагога, реально работающих как на мотивацию работника, так и на качество предоставления образовательной услуги. Не менее важной задачей О.Пихеева считает создание кадрового потенциала через привлечение и поддержку молодых педагогов и создание школ наставничества.

6.

Пути решения модернизации художественно-

эстетического образования
Учитывая комплексный характер преобразований, происходящих в отрасли, целесообразно решать поставленные задачи в рамках ведомственных целевых программ с использованием программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего эффективное решение системных проблем в отрасли. Решение вышеназванных позиций, модернизация художественно-эстетического образования детей позволит: • сформировать единое художественно-эстетическое образовательное пространство; обеспечить оптимальное взаимодействие систем общего и дополнительного образования, учреждений, организаций, творческих союзов, деятелей культуры и науки на развитие системы художественно- эстетического образования детей; • создать систему непрерывного художественно-эстетического образования «ДОУ, школа, суз, вуз»; • обеспечить подрастающему поколению свободу выбора и доступности различных сфер направлений художественно-эстетического образования, удовлетворить потребность в самореализации творческого потенциала личности; • создать востребованную систему художественно-эстетического образования, устойчивую к внешним социально-экономическим воздействиям;
• сохранить и модернизировать систему образовательных учреждений художественно-эстетической направленности; • повысить профессиональную компетентность педагогов дополнительного образования; • актуализировать духовно-нравственный потенциал художественного наследия и культурных традиций территорий, реализовать воспитательный потенциал искусства как средства формирования нравственных принципов и идеалов личности и общества; • повысить уровень воспитанности подрастающего поколения, создать условия для становления гражданской позиции и самореализации личности средствами искусства в современных социально-экономических условиях; • совершенствовать материально-техническую базу образовательных учреждений, реализующих образовательные программы. Для развития социокультурного пространства, духовно-нравственного воспитания и формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения важно создать условия для реализации воспитательного потенциала искусства. Эффективность данного направления во многом будет зависеть от взаимодействия и взаимострудничества всех субъектов художественно-эстетического процесса, так как одна из особенностей современного художественно-эстетической деятельности функционирование на стыке основного и дополнительного образования, научных разработок (создание экспериментальных площадок, творческих лабораторий итак далее), культурного потенциала территорий, педагогических и психологических аспектов. Однако данное взаимодействие сегодня недостаточно скоординировано. Также существует необходимость в более широкой информированности населения о деятельности образовательных учреждений культуры в средствах
массовой информации, связанная с потребностью формирования позитивного отношения к художественно-эстетическому образованию, повышения его статуса и конкурентоспособности.
7.

Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: Учреждения дополнительного образования как воспитательные организации имеют главную функциональную особенность – дополнение планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития человека и его духовно-ценностной ориентации. Так как дополнение происходит (не происходит) в той мере и в том направлении, которое соответствует желаниям ребенка и его родителей, учреждения дополнительного образования отличаются добровольным принципом вхождения ребенка в эти воспитательные организации. Отсюда следуют предоставление возможности выбора воспитанником деятельности, общения, отношений и необходимость обеспечения учащихся мотивацией их участия в деятельности. Образовательная среда, в особенности в системе дополнительного образования, является скорее сообществом единомышленников. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности. В связи с особой миссией дополнительного образования и возможностью изменения ценностного статуса дополнительного образования появляется шанс на то, что реализации по отношению к дополнительному образованию государственной политики, позволит дополнительному
образованию перестать быть «золушкой» российского образования и ответить на вызовы и риски информационной эпохи.
Список литературы

1 Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие. —

М., Владос, 2008. – С. 112.

2 Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное

образование детей: – М.: 2007. – С. 135.

3 Закон РФ «О дополнительном образовании»//

ubonormative/1.

4 Дополнительное образование: материалы МО РФ о положении дел в

образовании и перспективах на будущее //Вестник образования. - 2012.-

№6 - 7. С. 12

5 Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. – М.,

2006. С. 122

6 Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. / О.Е. Лебедев. – М.,

2006. С. 129

7 Аналитическая записка. Стратегия развития государственных и

муниципальных учреждений дополнительного образования детей (от

внешкольной работы и доп. образования детей.) /Под ред. А. К. Бруднова.

- М., 2009. С. 14


8 Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных

учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов

//Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 105

9 Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных

учреждений дополнительного образования детей / А.К Бруднов

//Воспитание школьников. - 2012. - №5. С. 108

10 Лебедев О.Е. Дополнительное образование детей. – М. 2006. С. 159

11 Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня //»Новые

ценности образования. Принцип дополнительности», 2006. – Вып. 4 (28).

С. 105-109

12 Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе

российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог

культур», 2007. С. 122