"Индивидуальная программа по русскому языку"

Автор: Елисеева Ольга Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №65
Населённый пункт: г.Улан-Удэ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Индивидуальная программа по русскому языку"
Дата публикации: 05.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

коррекционной работы
с учащимися 4 класса а , показавшими низкий уровень обученности по русскому языку.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на учащихся 4 «а» класса И.Романа, М.. .Таню, Т..Ваню, так как они показали низкий уровень знаний ( по результатам контрольных работ по русскому языку), необходимых им для дальнейшего обучения в 5 классе. Ими не были усвоены такие орфограммы, как « Оформление предложения на письме», «правописание проверяемых безударных гласных в корне слов» «разделительный Ъ», « правописание парных согласных в середине слов», «правописание безударных окончаний существительных», «правописание парных согласных в середине и на конце слов», а также очень часто учащиеся путают или пропускают буквы. В процессе обследования установлено, что дети здоровы. Причиной низкой успеваемости по русскому языку является общее отставание по языку вследствие бедности словарного запаса, общего недоразвития речи, низкого уровня фонематического слуха, несформированности познавательных мотивов к усвоению языка, так как учащиеся испытывают дефицит общения на русском языке и недостаточную стимуляцию со стороны родителей. На основании вышесказанного вытекают следующие задачи: Обогащение словаря и развитие речи.. Коррекция недостатков фонематического слуха. Формирование письменной грамотности. Формирование познавательных мотивов к усвоению языка.. Формирование произвольной деятельности, развитие внимания. Выполнение данных задач возможно при проведении ежедневных занятий (по 20- 30 минут), включающих не только прохождение учебного материала, но и проведение психологических коррекционных упражнений на развитие внимания, а также во время уроков русского языка и литературного чтения, используя дифференцированный подход. Занятия следует разнообразить увлекательными заданиями, игровыми моментами, чтобы развивать познавательную активность учащихся. Программа рассчитана на 10 занятий. На последнем занятии проводится контрольный срез, где и будет выявлено, насколько усвоили учащиеся программный материал. 1. Обогащение словаря и развитие речи • Прием подбора слов к готовому
ПГТПР ТТР«ТТРШТТП
Уроки русского языка, чтения, • Прием активизации вербальных ас- Уроки русского языка, чтения, • Подбор синонимов, антонимов, эпи- Уроки русского языка, чтения, развития • Написание изложений, сочинений, творческих диктантов Уроки русского языка, чтения, развития речи • Работа по сюжетным картинкам Уроки русского языка, чтения, риторики • Редактирование текста Уроки русского языка, чтения, риторики,
• Различные виды пересказов Уроки русского языка, чтения, • Работа с деформированным текстом Уроки развития речи, русского языка
2. Коррекция недостатков фонематического
слуха • Различение звуков, близких по звучанию Уроки русского языка, индивидуальные • Различение твердости и мягкости Уроки русского языка, занятия с • Запись под диктовку с проговариванием слов Уроки русского языка, индивидуальные занятия • Упражнения в постановке Уроки русского языка, чтения, риторики, • Написание диктантов Уроки русского языка, индивидуальные
3. Формирование познавательных
мотивов
к усвоению языка
• Создание ситуации успеха Учебные занятия • Необходимая помощь при выполнении самостоятельных работ Уроки, индивидуальные занятия
*
• Беседы с ребенком и родителями Внеурочное время
4. Формирование произвольной деятельности
• Формирование целенаправленной деятельности Учебные занятия, занятия с психологом • Выработка навыков самоконтроля Учебные занятия, занятия с психологом • Работа по формированию внимания Уроки ОИП
календарно тематическое планирование
№ Тема дата 1 Оформление предложения на письме. 16 мая 2 Большая буква в именах собственных. 17 мая
3 Парные согласные в середине и на конце слов. 18 мая 4 Безударные гласные в корне слов. 19 мая 5 Безударные гласные в корне слов. 20 мая 6 Разделительный Ъ 21 мая 7 Падежи имен существительных. 23 мая 8 Безударные окончания существительных. 24 мая 9 Обобщение. 25 мая 10 Контрольный срез. 26 мая СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ. Занятие 1. Предложение. Учим определение.  Задание. Прочитайте, разделите текст на предложения. Высоко в небе сверкал Юпитер голубой сумрак окутывал землю на небе чувствовалось приближение зари. Спишите правильно текст.  Задание. Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение. В конце каждого предложения поставьте нужный знак. o воробей, обедал, где o в ,лесу, хорошо, как, весной o щебечут, в, птицы, саду o графин, кто, разбил o миру, на, слава, Земле o росой, трава, покрыт  Коррекционное упражнение. Ребенку предлагается описать по памяти школьный двор, путь из дома в школу. Затем нужно посчитать сколько получилось предложений в его рассказе.  Списывание. Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк.  Домашнее задание. Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак (.!?).
составить 3 предложения в которых встречаются знаки ? ! , . ЗАНЯТИЕ 2. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ. Учим правило. Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений. Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак (.!?).  Задание. Прочитайте, разделите текст на предложения. Высоко в небе сверкал Юпитер голубой сумрак окутывал землю на небе чувствовалось приближение зари.Спишите правильно текст.  Задание. Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение. В конце каждого предложения поставьте нужный знак. воробей, обедал, где в ,лесу, хорошо, как, весной щебечут, в, птицы, саду графин, кто, разбил миру, на, слава, Земле росой, трава, покрыта  Коррекционное упражнение. Ребенку предлагается описать по памяти школьный двор, путь из дома в школу. Затем нужно посчитать сколько получилось предложений в его рассказе.  Списывание. Пришла зима. Выпал пушистый снег. Хороши белые снежинки. У Миши санки. А у Клавы лыжи. Они идут в парк.  Домашнее задание. составить 3 предложения в которых встречаются знаки ? ! , . ЗАНЯТИЕ 2. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ  Учим правило. Большая буква пишется в именах, отчествах, фамилиях людей, в кличках животных и в географических названиях.  Задание. Запиши слова через запятую. Ваня. Лес. Билет. Петров. Книга. Барсик. Лошадь. Москва. Море. Карапуз. Калуга. Волга. Поле. Байкал.  Коррекционное упражнение. В записанном тексте заглавные буквы обвести в кружок, а строчные подчеркнуть.  Задание. Разгадай ребусы и запиши полученные слова. Какое из слов лишнее? (Света, костер, Валя, Коля, Надя, Наум.)  Задание.

На группировку слов - имен собственных и нарицательных. Группировать требуется

подчеркнутые слова;
1. Город Орёл - родина моей мамы. 2. Орёл - хищная птица. 3. Орлик - молодой конь. 4. Чёрное море омывает берега разных стран. 5. Чёрное пальто у бабушки. 6. Белое море находится на севере нашей страны. 7. Белое платье у Наташи. 8. Горкин Коля учится в нашей школе. 9. Горки для санок зимой ребята сами заливают водой. 1.Прочитайте предложения. 2.Слова, которые подчёркнуты, нужно распределить в две группы. 3.Выпишите каждую группу слов на отдельной строчке через запятую.  Домашнее задание.  Составь и запиши по два предложения в которых бы слова «роза», «шарик» выступали в роли и нарицательных и собственных существительных. ЗАНЯТИЕ 3. ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПАРНЫМИ СОГЛАСНЫМИ  Учим правило. Задание. Запиши под диктовку. Подчеркни парные согласные, запиши проверочные слова. Возьми утюг, красивый наряд, лютый мороз, душистый ландыш, тёплый тулуп, глубокий снег, ученик вежлив, тупой нож:, белый парус.  Задание. Спиши. Я выломал упругий прут, Чтоб отгонять гусей. Купаться я бегу на пруд С ватагою друзей.  Коррекционное упражнение. 1.В записанном текте как можно быстрее звонкие согласные обведи в кружочек, а глухие - в квадрат. 2.Найди в окружающей обстановке предметы, в названиях которых встречаются парные согласные.  Загадки. Учитель читает загадки, а ученик записывает отгадки, подбирая проверочные слова.
Загадки
1. Рассыпался горох на семьдесят дорог, Никто его не соберёт: Ни царь, ни царица, ни красная девица, (Град) 2. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. 4. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед) 5. Летая, лежач, а весной в гору побежач. (Снег) 6. Одна нога и шапка, а головы нет. Чтобы проверить парную согласную на конце или в середине слова, надо изменить слово так, или подобрать однокоренное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная Парные согласные: Б - П, В - Ф, Г - К, 3 - С. Д - Т, Ж - Ш.
(Дождь) Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама — зеленая. (Пруд) (Гриб) 7. Я потрещу, а ты бей в ладоши да пчяши. (Мороз) 8. Беленькая собачка в подворотню глядит. (Сугроб  Домашнее задание. В словах ЛУК, СУП, КОТ замените глухие согласные звонкими и запишите полученные слова вместе с проверочными. ЗАНЯТИЕ 4. СЛОВА СБЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА.  Учим правильно  Задание. Запиши слова, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Г...ра,р...ка, цв...ты. т...пло. ст...рш. н...чной, г...стыл. б...лыиой, зв...ныл,скр...пят, л...тела, м..л...дой, сап...ги, св...стят. к...тенок, гл...за, - д..р...гой, з...леный.  Зрительный.диктант. За горою у реки Где вдоль берега дубки, Есть деревня небольшая Под названьем Чудаки. Сначала ученик читает текст, объясняет все орфограммы, затем текст убирается и ученик пишет его под диктовку.Коррекционное упражнение. «Исправь ошибки». Настала зема деревья в лесу стаятбелые.зимля укрыта снежной шубой На соснах седятклисты. Там у них гниздо. скоро будут птинец.  Домашнее задание. Спиши, подчеркни орфограммы.
Баран и волки.
Пошли козёл и баран в глухой лес травку щипать. Ходили, ходили да заблудились. Зашли в густую чагцу. А там волки под деревом обед варят. Влезли козёл и баран на дерево. Вдруг сорвался баран с макушки и упал прямо на волков. Испугались волки и убежали без оглядки. ЗАНЯТИЕ 5. СЛОВА С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВ.  Повторить правило.  Задание. Загадки. Запиши отгадки. Подбери проверочное слова Чтобы правильно обозначить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта гласная стала ударной.
Я оставляю тонкий след, Но жить он может Много лет. (Перо.) Лежит веревка. Шипит плутовка. Брать ее опасно — Укусит. Ясно? (Змея.) На солнышке сидит И усами шевелит. Разомнешь его в ладони — Золотым зерном набит. (Колос.) Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все. Но зимние метели В меха его одели (Дерево) Утром падаю всегда — Не дождинка, не звезда — И сверкаю в лопухах На опушках и лугах. (Роса.)  Коррекционное упражнение. «ПАЛЬЦЫ» Участники удобно располагается в креслах или на стульях. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5 минут.  Задание. (Обобщение по темам «Оформление предложений на письме», «парные согласные», «Безударные гласные в корне слова». Вставьте пропущенные буквы,подберите проверочные слова. Спишите. Мал...чик упал в прору...ь. Корова ел...мала левый ро.... Спелый пло... упал на землю. По р...ке плывет пло.... Много кни... читают ребята. На обе... был гр...бной су.... Гле... рассёк бро...ь. М...ро... все окна занё....  Домашнее задание. Запиши 10 слов с орфограммой «Безударная гласная в корне слова».
ЗАНЯТИЕ 6.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ и Ь.
 Учим правило. Разделительные ь и ъ показывают, что согласный звук и следующий заним звук произносятся раздельно. Разделительный ь пишется после согласного перед буквами е, ё, и, ю, я:здоровье, шьёт, воробьи, вьюга, деревья. Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, я: въезд, подъём, объявление.
 Задание. Спиши, вставляя пропущенные буквы. 1. Ко..я несёт ко..я к забору. 2. Ветер покрыл крыльцо пы..ю. В комнате - я не пы. ю 3. Прилетела синичка — любопытная гос..я. Ждём дорогого гос..я — красногрудого снегиря. 4. Журавли отправились в по..ёт. Дождик в пути их не раз по..ёт.  Коррекционное упражнение В записанном тексте Ъ зачеркни крестиком, а Ь - обведи в кружок  Задание. Запиши слова под диктовку. Съезд, вьюга, съемка, объявление, подъем, деревья, варенье, подъезд, муравьи, копье.  Домашнее задание. Добавь в слова солю , сели , полёт разделительный ъ или ь чтобы получились новые слова.
ЗАНЯТИЕ 7.

ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
 Повторяем названия падежей, падежные вопросы. Ученик затем чертит таблицу падежей с вопросами. Повторяем 3 склонения существительных.  Задание. Спиши текст, определи падежи имен существительных. 1. Мы шли по лесу, и по охотничьей привычке я замечал путь. (И. Соколов- Микитов) 2. По липовой аллее на дорожке разгуливают снегири. (М. Пришвин) 3. Осенью и зимой найдём мы на конце каждой сосновой ветки несколько почек. (Д. Кайгородов).  Коррекционное задание. Под шум (звучит музыка, или во время перемены и т.д.) ученик должен прочитать наизусть названия падежей с вопросами.  Домашнее задание. 1) Знать наизусть падежи. 2) Списать текст. Определить падежи существительных. Озерцо заросло камышам. 2. В тёплую весеннюю пору пернатые выводят птенцов. 3. Я люблю идти межой клеверного поля в ранний утренний час. (В. Солоухин) 4. Я свернул за шалашом в солнечную аллею... (И. Бунин) б. Я открыл дверь своим ключом. 6. Мой друг Илья живёт этажом выше. 7. В избушке было одно маленькое оконце. 8. Добрая мамина рука легла мне на плечо. 9. Я хочу быть врачом.
ЗАНЯТИЕ 8.

БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
 Учим правило. Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного надо: 1 . Определить падеж, определить склонение. 2.По падежу и склонению определить окончание. ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН
СУЩЕС Т1 ЗИТЕЛЬНЫХ В ЕД. ЧИСЛЕ 1 скл 2 скл 3 скл И.П. -а, -я -о, -е Р.П. -Ы-И -а, -я -и Д.п. -е -у,-ю -и В.п. -У,-К) -о, -е П.п. -е -е -и Падеж 1 2 3 Р.П. •и -и Д.п. -е -и П.п. -е -е -и Задание. Запиши под диктовку слова, объясни правописание окончаний существительных пользуясь таблицей. В городе, на карте, на этом месте, в школе, в кепке, у речки, по спинке, в лодке, по дорожке, на ветке. Стремился к победе, сидят на поляне, запах полыни, у серебристой речки, в лесной сторожке, жить в Сибири, учился в Рязани. На заводе, в трамвае, около пачатки, высоко в воздухе, на крылечке, на улице, в театре, по привычке. Вернулся из Тюмени, говорил о Зое Степановне, думал о Матвее, читал об Александре Пушкине, подарил дяде Мише. Жил в деревне, уехал из деревни, шёл по дороге, стоял у дороги, бежал по аллее, скамьи вдоль аллеи.  Коррекционное упражнение. В записанном упражнении (при помехах: учитель задает любые вопросы ученику) слова 1 склонения подчеркнуть линией красного цвета, слова 2 склонения - синей линией, 3 - зеленой.  Домашнее задание. Выучить наизусть таблицу падежных окончаний существительных.
ЗАНЯТИЕ 9.

ОБОБЩЕНИЕ.
Объяснительный диктант. Учитель диктует текст, ученик записывает его, объясняя каждую орфограмму.
Рябина.

Весной на даче в Подмосковье я прятал на чердак, лыжи. И вдруг увидел там кисти рябины. ,Я их сам собирал, осенью, нанизывал на верёвки. А потом забыл о них. Я попробовал ягоды и решил отвезти их детям. В детстве я очень любил их. Но прежде со связкой рябины на верёвке я появился в кругу товарищей о работе. И все они тоже вспомнили о детстве.
ЗАНЯТИЕ 10

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Котёнок и воробей.
На опушке стояла красная герань в маленьком горшочке. А рядом сидел котёнок. Котёнок был весь серый. Только на ушках и хвостике было по белому пятну. Он зорко следил зелёными глазками за воробьем. А тот весело чирикал на кустике шиповника под окном. Вдруг котёнок прыгнул на куст. Воробей взлетел. А котёнок не удержался на тонкой ветке и свалился на землю. (63 слова)
Порядок работы:
Учитель читает весь текст, затем диктует его по предложениям. На доске записываются слова: "герань", "чирикал", "не удержался", "рядом". После диктанта ученик самостоятельно проверяет работу, делает исправления. АНАЛИЗ Контрольный диктант учащиеся написали гораздо лучше, допустили меньшее число ошибок . Также они стали более собранными, внимательными. М..Таня достигла среднего уровня обученности - допустила 4 ошибки, X..Матвей - 3 ошибки, Т..Ваня несмотря на то, что все еще находится на низком уровне обученности (6 ошибок),стала писать более грамотно по сравнению с предыдущими результатами диагностической работы по русскому языку. Таким образом, работа по программе дала положительный результат.