"Путешествие в мир духовной музыки"

Автор: Ануфриева Лариса Андреевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Берёзка"
Населённый пункт: Республика Бурятия село Иволгинск Иволгинский район
Наименование материала: проект
Тема: "Путешествие в мир духовной музыки"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Творческий проект.

«Путешествие в мир духовной музыки»

Автор: Ануфриева Лариса Андреевна музыкальный руководитель первой

квалификационной категории МАДОУ детский сад «Березка»

Цель
: развить устойчивый интерес к миру духовной музыке, создать условия для активного использования музыкального опыта детей в их творческой деятельности.
Задачи:
1.Ознакомить дошкольников с некоторыми образцами шедевров русской духовной музыки и их авторами 2.Попытаться найти истинные ценности в нашей жизни, к которым мы должны стремиться 3.Воспитывать в детях доброту, уважение к старшим, желание заботиться о близких, учить ценить мир, созданный так прекрасно. 4.Научить слышать и слушать других; развивать творческие способности, расширять кругозор детей; формировать у обучающихся нравственные качества, умение высказывать свою нравственную позицию: милосердие, сострадание, любовь, отзывчивость, смирение, послушание. 5.Способствовать формированию интереса к церковной музыке, музыкальным произведениям ,песнопении 6.Познакомить с историей музыкальных инструментов ( орган ,клавесин).
Продолжительность проекта
: долгосрочный.
Тип проекта
: информационно-практический, творческий.
Место реализации: МАДОУ д/с. «Березка» с. Иволгинск

По форме реализации
: групповой.
Форма представления
: концерты, занятия, участие в праздничных мероприятиях храма «Преображения Господне» в селе Иволгинск.
Участники проекта
: дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет; воспитатели; музыкальный руководитель; родители.

Социальные партнеры
– учащиеся и преподаватели детской школы искусств, ученики и преподаватели дополнительного образования ,Отец Владимир настоятель храма «Преображения Господне».
Области интеграции
: «Музыка» «Социализация», «Художественное творчество».
Гипотеза
: влияние на музыкальность, нравственно - эстетическое развитие детей, включения родителей в музыкальную деятельность дошкольного образовательного процесса.
Новизна
: Путь к возрождению России лежит через возрождение её духовности, через приобщение воспитанников к истории русской культуры, её ценностным ориентирам. У нашей культуры свой голос, язык, свои неповторимые черты. Только опора на культурную традицию предотвратит в стране деградацию общества.
Актуальность
Наша задача, благодаря нашей профессии – профессии музыкального руководителя воспитать у молодого поколения «ВКУС» духовной музыки. Как раз отсюда и должен строиться духовный мир человека. Целью проекта является знание музыки религиозной традиции русской православной церкви; знание образцов хорового творчества композиторов способствующие расширению музыкального кругозора дошкольников и дающее возможность использовать его в дальнейшей практической деятельности. А также привить у детей любовь к одному из самых «высоких» жанров мировой классики - «Русская духовная музыка».
План проекта:
Вопросы: Что такое духовная музыка? И что можно назвать церковной музыкой? Где можно услышать такую музыку? Для чего нужна эта музыка? Понятия, которые можно изучить в ходе проекта: История развития духовной музыки, разнообразие колокольных звуков, знакомство с великими композиторами и их произведениями, ознакомление с элементами церковного песнопения, музыка живописи, Фрески Софии – Киевской.

Материал
: аудиокассеты с записью музыкальных произведений, со звуками природы, с записью детских духовных песен; музыкальные инструменты - орган, клавесин; книги о духовной музыке; презентации с видами храмов, церквей; портреты композиторов, элементы костюмов для музыкальной театрализации; видеосюжеты, клипы, аудиоэнциклопедии, картотека музыкальных игр используемых на праздниках.
Описание проекта
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий, встреч, экскурсий. Дети более увлеченно слушают классическую, церковную музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия: появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. • более глубокими и содержательными должны стать высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами • желание детей самостоятельно создавать танцевальные композиции; Определять характер музыки ,передавать словами возникший образ от прослушанного произведения, отражать свои впечатления в рисунке, движении, пластике • Участие детей в православных праздниках Участие в православных ярмарках Совместные выступления со всеми участниками педпроцесса с концертной программой на сценических площадках Православных ярмарок.  Посещение дома - музея в селе Иволгинск вышитые иконы (Кокориной Анной Апполоновной .)
 Подготовка фоторепортажа. Создание папки –передвижки «Наш гость группы» -приглашение людей связанные с церквью, духовными традициями : Отец Владимир- настоятель храма «Преображения Господне» в селе Иволгинск поэтессы Загузина Лариса Степановна, Фомина Людмила. Громова Валентина, Гайда Тамара - исполнители православных песнопений в храме «Преображения Господне» в селе Иволгинск
Реализация проекта.

Социально-личностное развитие:
- Знакомство с профессиями, относящимися к миру духовной музыки композитор, музыкант, хор, дирижер, - Храм – дом Божий - Религиозное искусство - Иконопись - Церковное пение - Возникновение и развитие русской церковной музыки - Литургия - Православные праздники - Крещение, покаяние, венчание - Колокольный звон: Благовест, Набат, Трезвон, Перезвон, - Экскурсия в храм села Иволгинск, в один из храмов города Улан-Удэ. - Разучивание и исполнение фрагментов церковных песнопений, детских духовных песен. - Посещение концертов хоровой духовной музыки. - Участие в православных праздников совместно с храмом «Преображения Господне» с.Иволгинск .

- «Рождественские приключения детей в храме»-
театрализованное представление , исполнение песен «Зажигают звёзды в Рождество», «Светлый праздник Рождество» , «Рождество Христово» русская народная песня, чтение стихов, в конце праздника всех присутствующих отец Владимир поздравляет с праздником и дарит рождественские подарки. -
«Коляда, коляда - отворяй ворота»
- знакомить детей с обрядом колядования, его атрибутами и персонажами. Разучивание с детьми святочных песен, колядок, игр и хороводов. Ребята подготовительной группы идут в гости в старшую группу со словами « Пришла коляда - отворяй ворота» и показывают концерт. Родители совместно с воспитателями и детьми изготавливают атрибуты обряда колядования – звезду, месяц, вертеп и рождественские подарки - коляду и другие гостинцы. -
«Светлый праздник
»- Беседы на тему праздника Пасхи с приглашением отца Владимира. Знакомить детей с историческими традициями праздника русской Пасхи, консультируясь со служителем церкви по поводу проведения праздника. Разучивание с детьми песни «В гости Пасха к нам пришла», «Христос воскрес», знакомит детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов и звучанием православного хора. Воспитатели совместно с детьми и родителями организуют выставку рисунков, фотографий, пасхальных открыток и семейных творческих работ «Пасха красная», дети расписывают пасхальные яйца, дарят сотрудникам детского сада, родителям. Воспитатели совместно с родителями готовят для детей небольшие сюрпризы и подарки. - Проведение игры: «Во что играли прабабушки и прадедушки: "Народные русские игры”. - разговор о православных праздниках ; «В гостях у бабушки Рассказушки»; - инсценировка песен, музыкальных сказок, сценок; -этические беседы: «Как себя вести в церкви, театре», -«Как правильно слушать духовную музыку», - «Цветик - семицветик»- картотека музыкально-дидактических игр. -просмотр сказок
- просмотр видеклипов о духовной музыки - итервьюрирование: «Хотели бы вы петь в церковном хоре», «Куда бы вы пошли в выходной?», «Что вы чувствуете, слушая духовную музыку…», - создание мнемотаблиц: «Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку».
Художественно-эстетическое развитие:
- Экскурсия в храм - экскурсия в детскую школу искусств, - центр дополнительного образования -экскурсия в районную библиотеку - посещение концертов, театральных представлений. - встречи с учениками музыкальной школы, музыкантами –исполнителями духовной музыки. - создание книги-самоделки «Я рисую духовную музыку» - создание рабочей тетради «Рождественские раскраски» - изготовление афиш, приглашений для спектаклей, праздников. - разучивание музыкально - ритмических движений, танцев. -заполнение музыкального дневника и тетради "Я - человек искусства". - Концерт классической и духовной музыки " Звуки музыки" - детская школа искусств «Родительский университет» - организация гостиных и активное участие родителей в совместных мероприятиях. -проведение музыкально-интеллектуальной игры для детей и родителей: " Музыка и настроение"

Ожидаемые результаты
Расширение представлений детей о разнообразии мира духовной музыки, развитие творческой музыкальной активности.
Организация развивающей среды
: пополнение музыкального уголка: музыкальными инструментами, внесение иллюстраций, альбомов по теме проекта, обогащение театрализованного уголка: элементами костюмов к церковным праздников, атрибутикой для музыкального творчества, внесение книг в книжный уголок по тематике духовная музыка, обогащение уголка изодеятельности.
Заключение
Музыка – важнейший фактор духовного развития. Сохраняя в педагогическом процессе многовековые традиции духовно-нравственного воспитания, мы ждём осветления будущих наших детей, жизнь которых наполнена духовной, народной музыкой.
Литература
1.Библия в иллюстрациях. 2.Ильин Д. «Древнерусская икона». Альбом для юношества. М., 1999 3.Мень А. «Радостная весть». Лекции. М., 4. Попова О.А. «О жизни православных святых, иконах и праздниках» 5.Детские православные песни 6.«Колядки» русские народные песни; 7.«Колокольный звон» - диск