"Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством".

Автор: Сычева Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/С33
Населённый пункт: Белореченский район, х.Кубанский
Наименование материала: Статья с практическим материалом
Тема: "Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством".
Дата публикации: 06.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным

искусством.

(подготовила воспитатель МБДОУ Д/С 33 Сычёва Елена Ивановна)
Ввиду темы самообразования «Развитие речи посредством театрализованной деятельности» и в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ Д/С33, а так же ФГОС в практической деятельности мною используется такой прием работы с детьми, как «контактный музей». Этот прием очень продуктивен в работе с детьми дошкольного возраста ввиду своих психологических особенностей. У детей этого возраста развито наглядно-образное мышление. Таким детям нужно не только увидеть плоскостное изображение предмета, но и потрогать его, понять какое оно на ощупь, понюхать, поэкспериментировать с ним. Зная эти особенности, нами было решено организовывать такие интересные мероприятия. Детей очень привлекают подобные выставки, что приобщает детей к восприятию искусства, развивают интерес к нему. Мы в свою очередь, как педагоги, поощряем выражение эстетических чувств детей, проявления эмоций при рассматривании предметов народного декоративно-прикладного искусства. Так же в процессе таких путешествий педагог подробно рассказывает о назначении музея, о правилах поведения в нем и знакомит с самыми известными музеями нашей страны. В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные
мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки. Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками - землю и зерна; капли, наклонные линии - дождь; спираль - ход солнца; ромб - плодородие, крест - веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от его цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный - дом. Ознакомление дошкольников с народным – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. Определив, с какими видами декоративно-прикладного искусства будут знакомиться дети, старший воспитатель намечает последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывает связь тематики занятий, планируемых воспитателями, с работой музыкального руководителя и преподавателя изостудии. При разработке циклов занятий в разных возрастных группах следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков. При ознакомлении дошкольников с каким-либо народным промыслом воспитатель может использовать следующие формы работы:  организация выставок;  беседы по ознакомлению с искусством;  занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;  проведение праздников и досугов. При посещении выставок дети получают некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, учатся выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). При этом задача воспитателя - научить дошкольников рассматривать изделия народных мастеров так, чтобы они затем могли самостоятельно выделить средства выразительности любого другого произведения народного искусства. Для этого используется прием сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, в начале учебного года старшие дошкольники рассматривают фигурки птиц, сделанных дымковскими мастерами, сравнивают их, выявляя сходства и отличия.
На следующем занятии воспитатель показывает им тверские глиняные игрушки, также изображающие птиц, и предлагает не только сравнить их между собой, но и сказать, чем они похожи и чем отличаются от дымковских. На занятиях по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками. Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа "ткани" (полосатая, клетчатая), свободное расположение элементов (по мере убывания размера), а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка). Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге), изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора - цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними - листья, решетки и травинки. Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией. В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы:  создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;  сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;  использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);  показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора;  сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью). Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций промысла, создает каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают. Сделать занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством интереснее, разнообразнее воспитателю поможет использование музыки, литературного материала, элементов театрализованной деятельности. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом
зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев.