"Проблемный подход в обучении иностранному языку"

Автор: Бакирова Эльвира Дамиловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш
Населённый пункт: с.Чекмагуш
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемный подход в обучении иностранному языку"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Доклад по теме: Проблемный подход в обучении иностранному языку Выполнила: учитель английского языка

МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш Бакирова Эльвира Дамиловна

ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. В настоящее время все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения, которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем традиционные лекции или уроки.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа-прагматика, психолога и педагога Джона Дьюи, который предлагал построить все обучение как самостоятельное решение проблемы. Он основал в 1894 году в Чикаго опытную школу, где учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер и др. Под проблемным обучением они понимают такую организацию учебного процесса, когда учащиеся под руководством учителя самостоятельно решают задачу, в результате чего происходит творческое владение знаниями, навыками, умениями развитие способностей. Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят. Посредством своих работ ребят учатся концентрировать усилия, управлять своей деятельностью и добиваться результатов. Проектный метод применялся нами в 6 Г классе школы МБОУ-Гимназия с.Чекмагуш в марте-апреле 2013г. По типу этот проект является творческим, внутренним, индивидуальным, средней продолжительности. Вся работа над проектом подразделялась на 3 этапа: 1)планирование 2)реализация(подготовка и исполнение проекта) 3)презентация. Урок в форме защиты проекта был проведен в конце марта. Тема урока- «Дом моей мечты». В работу над проектом (которая заняла 4 недели) были вовлечены все учащиеся. Нашу творческую деятельность мы начали с темы «Types of Houses in England» («Типы домов в Англии»). Учебник “Enjoy English” М.З Биболетовой содержит
информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие личностной активности учащихся, вовлечение их творческую деятельность. В этапе планирования проекта мы применили и дополнительный материал, содержащий подробное описание видов домов в Англии(a semi-detached house, a detached house, a block of flats, etc.). Чтобы у учащихся возникало четкое представление о каждом типе дома, описание сопровождалось иллюстрациями, что ученикам очень понравилось. Для лучшего восприятия материала учащиеся заранее получили карточки, на которых приводились перевода некоторых реалий. Объяснения сопровождались вопросами типа “Do you like this type of a house?”, “Would you like to live in a house like this?” “What type of a house is the best for you?” По заинтересованным взглядам учащихся, по их горящим глазам было ясно, что преподносимый материал им интересен и у них есть желание и дальше работать по этой теме. На последующих занятиях происходило совершенствование лексики по теме “Types of Houses in England”. Учащиеся выполняли разнообразные упражнения, читали диалоги. Таким образом, мы подошли к той стадии нашего проекта, на которой предполагалось выполнение еще одного микропроекта, который внес существенный вклад в наш конечный проект «Дом моей мечты». Мы вспомнили разницу между конструкциями “there is”, “there are” , которые были призваны помочь учащимся при описании комнаты. С помощью этих конструкций ребята подробно рассказали про свои комнаты. На следующем уроке мы рассмотрели The Future Simple Tense, как оно образуется и его употребление. Мы считаем, что этот урок явился кульминацией нашего проекта, так как именно с помощью будущего простого времени учащиеся затем выполнили свои проекты. На уроке мы дали возможность учащимся потренироваться в описании дома своей мечты, задавая им вопросы типа “What type of house will you live in?”, “How many stores will it have?”, “What kinds of rooms will there be in your dream house?”, “What room will be your favorite one?”. Учащимся получили образцы текстов с описанием дома мечты и домашнее задание- нарисовать и описать дом своей мечты.
На следующем уроке планировалось провести презентацию проектов. Для этого мы решили организовать мероприятие, призванное также закрепить лексику по теме “Types of Houses in England”, которое увенчалось защитой проектов “My Dream House”. Мы руководствовались тем, что внимание ребят не способно концентрироваться долгое время на одном виде деятельности, и поэтому включили в наше в наше мероприятие разнообразные задания, выполняя которые учащиеся соревновались друг с другом, 12 учащихся образовывали две команды. В ходе мероприятия ребята разгадывали кроссворд, угадывали тип дома по описанию, определяли вид дома по картинкам. После этих заданий участники представили свои проекты. Таким образом, наш опыт показал, что благодаря проблемному подходу можно сделать учебный процесс более продуктивным и интересным. С каждым годом увеличивается количество учителей, которые используют в своей практике проектную методику, которая является одним из эффективных средств реализации положений проблемного подхода при обучении иностранному языку. После применения метода проектов на практике мы пришли к выводу, что учащиеся легче усваивают материал и запоминают его в процессе творческой деятельности. Хотелось бы надеяться, что проблемный подход получит широкое применение в школьной практике при обучении всем аспектам языка.
Использованная литература:
1.Бейзеров В.А. Проблемное обучение// Образование в современной школе. 2005.-№12 2.Биболетова М.З. и др английский с удовольствием/Enjoy English.-Обнинск: Титул ,2007. 3. Владыко О.А. Проектная методика- эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка// ИЯШ. – 2007- №4 4. Селевко Г.К. Педагогические технологии. – М.,2005