"Учебные задания на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения,перенос и интеграции знаний"

Автор: Бояркина Наталья Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ ШР СОШ №1
Населённый пункт: Шелехов
Наименование материала: Статья
Тема: "Учебные задания на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения,перенос и интеграции знаний"
Дата публикации: 07.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ, ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ
Бояркина Наталья Юрьевна, учитель биологии МКОУ ШР «СОШ №1», г. Шелехов Требования ФГОС ставят перед учителем освоение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. Применение учебных заданий на уроках биологии позволяет достичь поставленных целей, которые усваивают обучающиеся в ходе урока. Эти задания развивают у обучающихся способность к саморазвитию и формируют мотивацию к обучению, способность ставить и достигать поставленных целей. Различают 8 типов учебных заданий: 1. Учебные задания на формирование ценностно-смысловых установок; 2. Учебные задания на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии; 3. Учебные задания на формирование навыков коммуникации; 4. Учебные задания на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний; 5. Учебные задания на формирование навыков сотрудничества; 6. Учебные задания на формирование самоорганизации и саморегуляции; 7. Учебные задания на решение проблем; 8. Учебные задания на использование ИКТ для обучения. В данной статье, я приведу примеры учебных заданий на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний. В данном типе учебных заданий используется сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, построение логических суждений, выдвигаются новые идеи, преобразуют уже известное с полученными знаниями. Обучающиеся представляют новую информацию в виде таблиц, схем. Например, при изучении темы «Грибы», можно предложить такое задание:
Все о грибах.
Выявите сходство и отличие разных видов грибов.
Признаки

сравнения

Шляпочные

грибы

Плесневые

грибы

Дрожжи

Грибы-

паразиты
Строение грибов
Размножение Сделайте вывод по результатам работы. Какие советы вы можете предложить неопытному грибнику? Такое учебное задание можно предложить при обобщение темы «Грибы». В результате выполнения данного задания обучающиеся учатся сравнивать разные виды грибов, их строение и размножение; преобразуют известную информацию в виде таблицы; анализируют информацию, при решении учебного задания также идет развитие логического мышления. В итоге выполнения данного задания можно увидеть пробелы в знаниях обучающихся и скорректировать их дальнейшую учебную деятельность.
А у елки все иголки.
Рассмотрите хвойные растения (сосна, ель, пихта, лиственница). Рассмотрите форму хвои, расположение ее на стебле, строение хвоинок и определите, к какому растению относится данная ветка. Строение шишек на стебле, какого они цвета. Результаты внесите в таблицу.
Название

растения

Хвоя

Шишка

Размер

ы

Окраск

а

Расположение

на стебле

Разме

р

Форма
Сделайте вывод: чем отличаются хвойные растения друг от друга. Почему эти растения называются голосеменные? Это задание можно применить на уроке биологии при выполнении лабораторной работы. Оно позволяет обучающимся сравнить голосеменные растения, узнать у какого хвойного растения как располагаются шишки на ветке, хвоя на стебле, их размеры и окраску. Обучающиеся овладевают навыками сравнения, обобщения. В ходе выполнения данных учебных заданий, у обучающихся 5-6 классов формируется умения обобщать учебный материал, анализировать, сравнивать, учатся строить логические суждения и делать выводы. В результате, обучающиеся получают новые знания в ходе продуктивной деятельности на уроке.
Список литературы:

1. Учебные задания как одно из средств достижения планируемых результатов ФГОС ООО. Методическое пособие /под ред. Е.В. Шерстовой. –Ангарск.:Типография «СРОФА», 2016. – 72с.