"Дневник наблюдения за овощами"

Автор: Соколова Алёна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Непоседа"
Населённый пункт: пгт. Вейделевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дневник наблюдения за овощами"
Дата публикации: 07.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Дневник наблюдения за посевом рассады овощных культур

Апрель

Май
Овощи 2 этап Перец Овощи 1 этап Перец Томаты Капуста
Томаты Капуста Огурцы Свекла Тыква
Июнь
Овощи 3 этап Перец Томаты Капуста Огурцы Свекла Лук

Июль
Овощи 3 этап Перец Томаты Капуста Огурцы Свекла Лук
Овощи 3 этап Перец Томаты Капуста Огурцы Свекла Лук
Август


Сентябрь
Овощи 3 этап Перец Томаты Капуста Огурцы Свекла Лук
Наблюдение – основное средство познания природы. Оно даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за расстояниями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающих их мир. В задачи, которые я запланировала, входит научить их не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе в течение года. В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчётлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени (наблюдать можно один раз в неделю), образ предыдущего объекта в представлении ребёнка может оказаться нечётким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы (рисовать или фотографировать). В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется представления о росте и развитии растений.
Чтобы увидеть изменения, происходящие с растениями, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также являются выбор объекта и содержание наблюдения. Объектом для нашего наблюдения я выбрала овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Первым овощем, за которым велись наблюдения, был лук, который легко прорастает в комнатных условиях. Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдения проходили в 4 этапа. 
1 этап.
Рассматривали луковицы вместе с детьми. Обратила внимание на то, что у луковицы верхняя часть узкая, а нижняя – широкая, которая называется донцем, на ней растут корешки, она должна быть в земле. Из верхней части растут зелёные перышки, она должна быть над землёй. Показывать детям, как правильно посадить луковицу в землю. 
2 этап.
Посадка луковиц в землю. Каждый ребёнок брал одну луковицу и сажал её сам в землю. После этого я показывала детям, как полить луковицу водой. При этом объяснила детям, зачем мы полили растения (влага нужна, чтобы лук пророс) 
3 этап.
На четвёртый день после посадки у луковиц появились маленькие зелёные пёрышки. 
4 этап.
В процессе дальнейшего наблюдения дети заметили, что перышки лука подросли, стали длиннее на этом этапе необходимо подвести детей к тому, что для роста растений необходимы все условия: влага, свет, тепло. Чтобы закрепить у детей понятие о том, что всем растениям для роста необходимы три условия: влага, свет и тепло, летом я проводила наблюдение за свеклой. Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что семя живое, из него вырастает новое растение. А так же показать влияние условий (тепло, свет, влага, воздух, питательные вещества) на рост и развитие растений.

1 этап.
Рассмотрели семена свеклы, которые намочили водой для проращивания. Через три дня посмотрели с детьми, что же произошло с семенами. Дети увидели маленькие ростки. Сделали вывод, что семечко живое. 
2 этап.
Проросшие семена посадили в заранее подготовленную землю. После посадки хорошо полили. 
3 этап.
Через неделю дети увидели, что в земле появились зелёные расточки. Мы вместе с детьми каждый день утром поливали их и наблюдали, что же дальше произойдёт. 
4 этап.
Затем наблюдения проводились 1 раз в неделю, чтобы лучше были видны изменения в росте. Дети замечали, что у свеклы увеличились в размере листья. Каждый раз после наблюдения с детьми проводила беседу о том, что овощи так быстро растут потому, что они политы, земля взрыхленная, на улице тепло и светло. 
5 этап.
Заключительный этап наблюдения. Это сравнения рисунков растений на разных этапах. В процессе наблюдений дети не только понимают взаимосвязь роста растений и природных условий, но и начинают более бережно относиться к растениям.
Показ маме проросший лук Подготовка к посадке семян
Прорастание томатов Всходы рассады капусты и перца
Рассада огурцов Пикирование в теплице
Уход за овощами на огороде детского сада
МДОУ детский сад «Непоседа» Наблюдение за ростом овощей