"Неопределённая форма глагола"

Автор: Милосердова Марина Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Пахотно - Угловский филиал МБОУ Бондарской СОШ
Населённый пункт: С.Пахотный Угол
Наименование материала: Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема: "Неопределённая форма глагола"
Дата публикации: 08.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема: «Неопределённая форма глагола»
Предмет_ Русский язык Класс __5_ Тема урока Неопределённая форма глагола Тип урока Комбинированный урок Планируемые результаты обучения: Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования предметные: знать о неопределенной форме глагола (начальной форме); окон чании неопределенной формы; правиле употребления Ь после Ч в неопределенной форме; правописания безударных суффиксов глаго лов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи; уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания; безошибочно писать безударные суффиксы глаголов в неопределенной форме; правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания. Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Техники и технологии: деятельностный метод, игровой метод Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Учебник русского языка под ред.Т.А.Лдыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростнецовой, презентация по теме урока
Этапы

урока

(время)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Формы

оцениван

ия
Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: 1. Моти- вация (са- моопреде- ление) к учебной Вступительно е слово (составляется учителем).
Эпиграф к уроку:
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабо- планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникам и или понимают познавательную задачу Листы контроля
деятель- ности ( 2 мин) Бороться и искать, найти и не сдаваться! В. Каверин чем месте самостоятельно) необходимые действия, операции 2. Актуа- лизация и пробное учебное действие (3 мин) - Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. - В какой форме стоят глаголы в этом совете-девизе героя В. Каверина? (В неопределенной.) - Какой синоним к этому термину вы знаете? (Инфинитив.) Почему, по-вашему, персонаж романа «Два капитана» выразил свое жизненное правило, используя инфинитив? (В инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование данной формы глагола - это своего рода обобщение, стремление под- черкнуть всеохватность понятия, Отвечают на во- просы. Строят понятные для партнера выска- зывания. Смотрят презен- тацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо- сновывают свою точку зрения выполняют учебно- познавательные действия в материали- зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи Устные ответы
вневременность его.) 3.Выяв- ление места и причины затруднения (5 мин) Игра «4-й лишний». - Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте: сиять, мечтать, открыть, согреть. Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. - Что объединяет эти слова? (Неопределенная форма.) - Чем отличаются слова? (Вопросами.) Вывод: глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». Запишите их Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од- ноклассниками делают выводы. Знакомят с ре- зультатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют спо- собность к самооценке своих действий, поступков. осознают недостаточность своих знаний. задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации устанавливают причинно-следст- венные связи, делают выводы. Устные ответы Физкультми нутка ( 1- 2 мин) Пчелы в ульях сидят (Присесть на носочках, спина прямая.) И в окошко глядят. Порезвиться захотели, Встать. Друг за другом полетели. Выполняют дви- жения в соответ- ствии с текстом Выпол- няют упражне- ния
Произвольные взмахи руками 4. Целепо- лагание и построение проекта выхода из затруднения (10 мин) Формулирует цель учебной деятельности вместе сучащимися, принимающими ее на себя. - С какой формой глагола мы познакомились на уроке? - Какова же тема нашего урока? Организует и сопровождает совместную учебную деятель- ность. Дополняет ответы.
Игра «Кто самый

Внимательный».
- Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Запишите глаголы в неопределенной форме.
Ходить,
ходит, кость, косит,
косить,
кровать,
нести,
носят,
носить,
скатерть,
стричь, плести,
кости, ногти, Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят по- ставленные задачи с текстами, знакомятся с ма- териалом. Выде- ляют главное, устанавливают причинно- следственные связи между отдельными языковыми явлениями понимают свои возможности в учении; способны адекватно рас- суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче- нии, связывая успехи с уси- лиями, трудолюбием. планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассникам и или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, выска- зываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Задают вопросы для уточ- нения инфор- мации. Письмен- ная ра- бота

везти,
грусть, лошадь, медь,
стеречь.
(Ключ на слайде.) - Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их. - На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь 5. Творче- ская прак- тическая деятель- ность по реализации построенно- го проекта ( 5 мин) - Кто попробует сделать вывод о правописании глаголов в неопределенной форме? Откройте учебники на с. 104, прочитайте правило Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од- ноклассниками делают выводы осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-позна- вательных задач, умеют задавать вопросы для уточ- нения последовательност и работы Устные ответы 6.Первичное закрепление с коммен-
Коллективная игра

«Будь

внимателен!»
(на слайде). Замените Выполняют упражнения, отвечают на во- имеют желание осваивать новые виды адекватно оценивают свои достижения, осознают выполняют учебно- познавательные Задают вопросы для уточ- нения инфор-
тированием во внешней речи (10 мин) фразеологизмы глаголами неопределенной формы. • зарубить на носу - ... (запомнить). • клевать носом - ... (дремать). • пропустить мимо ушей - ... (прослушать). • вставлять палки в колёса - ... (мешать). • делать из мухи слона — ... (преувеличивать). • обвести вокруг пальца - ... (обмануть). • держать язык за зубами - ... (молчать).
Задание.
Спишите текст. Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы. Подчеркните глаголы. просы, принимают участие в обучающей игре деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. возникающие трудности, ищут их причины и пути преодо- ления действия в материали- зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. мации. Письмен- ная ра- бота 7. Вклю- чение в систему знаний и повторение Выборочная проверка работ обучающихся. - Сегодняшнее исследование глаголов Отвечают на во- просы, слушают одноклассников, оценивают их ответы оценивают свою работу формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы
( 8 мин) заканчивается. Что нового вы узнали о глаголе? - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? - Какие окончания имеют данные глаголы? Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число 7.Д/з ( 2 мин) Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Упр. 625 (повышенная сложность) Упр. 623 Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю .