"Насыщенный пар. Влажность воздуха".

Автор: Ганичева Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БПОУ ВО "Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: конспект
Тема: "Насыщенный пар. Влажность воздуха".
Дата публикации: 09.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Раздел: Взаимные превращения жидкостей и газов

Тема урока: Насыщенный пар. Влажность воздуха.
Тип урока: Изучение нового материала с использованием исследовательской работы студентов. Цель урока: ввести понятия парообразование, испарение, конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; Задачи урока: образовательные:  исследование зависимости скорости испарения от различных факторов;  знакомство с принципами действия приборов для измерения влажности воздуха;  определение относительной влажности воздуха с помощью психометрической таблицы воспитательные:  формирование навыков работы в группе;  прививать интерес к предмету через различные виды деятельности; развивающие:  развитие умения анализировать, сравнивать, систематизировать информацию через экспериментальную деятельность и работу с различными источниками информации;  развитие умения устанавливать причинно – следственные связи;  делать выводы на основе имеющейся информации  развитие умения строить диалог, формулировать свои мысли Подготовка к уроку: наглядные пособия: Презентация, видеоролики: психрометр и гигрометр, облака, туман, паргелий, эффект Прандтля-Глоерта раздаточный материал: Психометрическая таблица , таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал», карточки с заданием для эксперимента Индивидуальные задания студентам по теме Интересные явления, связанные с водяным паром
Ход урока:


Организационный момент:
Приветствие Проверка готовности к уроку Разбить группу по подгруппам по 5 -6 студентов
Актуализация знаний:

Рубрика «Почему
?» Как всегда в начале урока предлагаю вам ответить на вопросы, которые нам помогут с определением целей.(Слайды2-4)
Определение темы, постановка целей
. Попробуем на основе тех ответов, которые получили, сформулировать тему урока. Отлично, предлагаю озвучить свои ожидания от урока. Что необходимо для того, чтобы ваши ожидания оправдались? Какими качествами необходимо обладать, чтобы быть успешным на уроке?
Формирование новых знаний:

1.

Введение понятий «испарение» и «кипение»
Перед вами таблица, которая нам поможет в течение всего урока. За 2 минуты заполним столбец «Знаю». Напишите тезисы, все, что знаете о парообразовании. 2 минуты на заполнение 2 столбца. Третий мы заполним в конце урока. Моделируем общую таблицу на доске.( Раздаточный материал «Таблица-помощник») Сформулируем цели и задачи нашего урока.( Слайды 5-6) Начнем рассматривать те вопросы, которые вы выделили. Выведем определения испарения и кипения. (Слайд 7)
2. Рассмотреть процесс испарения
(Слайд 8)
3. Исследование зависимости скорости испарения от различных факторов
(Слайд9) Каким образом происходит испарение и от чего это зависит, вы проведете эксперименты, каждая группа должна кратко рассказать ход эксперимента, обозначить оборудование, выводы к которым группа пришла. Перед началом работы, давайте, проговорим правила работы в группе и во время выступления. (Карточки для групп с заданием)(Слайд 9) Подведем итоги вашего исследования и сделаем выводы (Слайд 7)
4. Рассмотреть процесс кипения
. (Слайды 7 -10) Отметим отличия двух видов парообразования испарения и кипения.
5.Введение понятий «насыщенный пар» и «ненасыщенный пар».
Что вы уже нового узнали, запишите в таблицу. Испаряется ли жидкость в закрытом сосуде? Попробуем сделать две модели: 1. Нарисуйте сосуд с водой. Изобразите молекулы жидкости, стрелками изобразите направление скорости движения каждой молекулы. Выделите две молекулы у поверхности, скорости которых направлены наружу. У какой из них больше шансов покинуть жидкость? Какие процессы происходят?
2. Тоже проделайте, только уже с плотно закрытым сосудом, наполовину наполненным водой. Что происходит в данном случае? В чем же разница и сходство между этими моделями? В обоих случаях выделяется пар, происходит испарение, во втором случае появляется жидкость, происходит конденсация. Так испаряется ли жидкость в закрытом сосуде? А какой пар тогда образуется в закрытом сосуде?(Слайд 11) А можно ли увидеть пар? Прочитать текст, на основе того что вы уже знаете и того что прочитаете, дайте определения: Насыщенный пар – это пар, находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью Ненасыщенный пар – это…
1.

Введение понятия «влажность» и его видов.
Где можно встретить насыщенный пар? Каким образом можно определить количество водяного пара в воздухе? Какой величиной назвать? В чем измерять? Давайте посмотрим на слайд, запишем только самое главное. Что записали? Виды влажности, определения, обозначения, измерения.(Слайд 12)
2.

Приборы для измерения относительной влажности
Мы с вами знаем, что если есть некая величина, то необходим прибор, с помощью которого ее можно определить или измерить. Смотрим видеоролик «Психрометр и гигрометр» Обратить особое внимание на приборы, их назначение, строение и принцип работы. (Слайд 13) Запишите определения приборов(Слайд 14):
Психрометр – это …., который предназначен для …, состоит из …, с ним

используется … .

Гигрометр – состоит из …, предназначен для …, принцип работы заключается в … .
Давайте еще раз проговорим принцип работы и строение двух приборов: гигрометра и психрометра.(Слайды 15-16) Выполните задание: определите название прибора.(Слайд17) Заполните третий столбик таблицы, что еще нового узнали .
Формирование навыков и умений

1. Работа с психометрической таблицей
Итак, в ролике вы могли видеть, как работать с такой таблицей. Скажите, в чем отличие нашей таблицы, от той, которая фигурировала в ролике? Попробуем решить несколько задач, используя ее. Каждая пара составьте 2 собственные задачи. Поделитесь с нами, желающие задайте, мы вместе решим. (Слайд 18-19)(Таблица)

2. Определение влажности воздуха в кабинете.
Оборудование: термометр, вата, сосуд с водой. (Слайд 20) 1. Запишите показания сухого термометра. 2. Обмотайте шарик термометра ваткой, смоченной водой. Что происходит? 3. Запишите показания влажного термометра. 4. Найдите разность показаний 5. Определите по таблице влажность воздуха
3.Значение влажности
Для чего нам нужно уметь измерять относительную влажность? Какое значение в нашей жизни занимает влажность? По группам обсудить вопрос: Значение влажности в нашей жизни или Где нужна и не нужна влажность?(Слайд 21)
4.Интересные явления, связанные с водяным паром
Проверим домашнее задание. Некоторым из вас было выдано задание найти интересные явления связанные с водяным паров. И кратко рассказать о них. (Слайды 22-27) Примерные ответы студентов:
Роса
— вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, предметах, крышах зданий, автомобилях и других предметах. Из-за охлаждения воздуха водяной пар конденсируется на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. Это происходит обычно ночью. В пустынных регионах роса является важным источником влаги для растительности.
Иней
— один из видов нарастающих твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой кристаллического льда различной мощности. Кристаллы инея при слабых морозах имеют форму шестиугольных призм, при умеренных - пластинок, а при сильных - тупоконечных игл. Иней образуется путём десублимации водяного пара из воздуха на различных поверхностях.
Туман
— атмосферное явление, скопление в воздухе мельчайших продуктов конденсации водяного пара (при температуре воздуха выше −10° это мельчайшие капельки воды, при −10…-15° — смесь капелек воды и кристалликов льда, при температуре ниже −15° — кристаллики льда, сверкающие в солнечных лучах или в свете луны и фонарей). Относительная влажность воздуха при туманах обычно близка к 100 % (по крайней мере, превышает 85-90 %).
Эффект Прандтля — Глоерта
явление, заключающееся в возникновении облака позади объекта, летящего на околозвуковой скорости в условиях повышенной влажности воздуха. Чаще всего наблюдается у самолётов. При очень высокой влажности этот эффект возникает также при полётах на меньших скоростях.
Паргелий
(от др.-греч. παρα- и ἥλιος «солнце» — ложное солнце) — один из видов гало, выглядит как светлое радужное пятно на уровне солнца. Возникает вследствие преломления солнечного света в анизотропно ориентированных кристалликах льда, парящих в атмосфере.
Облака
— взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности земли. Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами).Капельные облачные элементы наблюдаются
при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 °C — кристаллические.
Итог урока

1.Проверим себя
Перед вами несколько вопросов, давайте попробуем дать ответы на них.(Слайды 28-34)
2.Итог урока
Посмотрим, что у вас получилось в третьем столбце (Слайд35)
Рефлексия
Давайте, сравним ваши ожидания с результатом. Какие трудности были? Что было интересно и нужно? Но высказать нужно на одном дыхании, т.е. одним предложением, или словосочетанием, или словом. Проанализировать урок, оценить работу студентов.
Домашнее задание
Всем §72-74, вопросы после параграфов письменно Дополнительно упр. 14 зад. 1-3,6 По желанию подготовить доклад «Влияние влажности на здоровье человека», «Влияние влажности в строительстве»