"Военно-патриотическое воспитание в гимназиях"

Автор: Ибрагимов Алим Редиванович
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: ГБОУ РК "Крымская гимназия-интернат для одаренных детей"
Населённый пункт: г.Бахчисарай, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Военно-патриотическое воспитание в гимназиях"
Дата публикации: 02.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1. Законодательная база духовно-нравственного и патриотического воспитания Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания "Кадетское братство" разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом "О свободе совести и религиозных объединениях" (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом "Об образовании РФ", Национальной доктриной образования, Международной конвенцией "О правах ребенка" 1989 г., "Всеобщей декларацией прав человека", Гражданским кодексом РФ, "Основами законодательства РФ о культуре", государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006/2010 годы" и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры. Программа определяет содержание, основные пути развития духовно-нравственного и патриотического воспитания в кадетской школе-интернате и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа духовно-нравственного и патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем. Актуальность проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно- патриотический и другие аспекты. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Кадетская школа-интернат, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но реализация духовно-нравственного и патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов духовно-нравственного и патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через создание особой атмосферы братства, содружества, через развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель и задачи Программы

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач: - проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников; - формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; - привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы.
Программа "Кадетское братство" рассчитана на 3 года. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся (с5 по 11 класс), коллектив педагогов и родителей Актанышской КШИ. Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, воспитатели, классные руководители, учащиеся и их родители. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высоких нравственных качеств, патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, физического развития, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Этапы реализации Программы

I этап:
проектный Подготовка условий создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания 1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. 3.Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап:
практический Реализация программы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию "Кадетское братство". 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. 3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного образования детей и культуры, спортивной школой района. 4. Вовлекать в систему духовно-нравственного и патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 5. Проводить мониторинг реализации программы. 6. Принимать участие в конкурсах по духовно-нравственному патриотическому воспитанию.
III этап:
аналитический Анализ итогов реализации программы 1.Обобщить результаты работы учреждения. 2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 3.Спланировать работу на следующий период.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Героико-патриотическое направление Программа "Отечество"
Цель:
осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему. Программа "Мой край родной"
Цель:
воспитание у кадет любви к родному краю как к своей малой Родине. Соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении
воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков. Героико-патриотическое направление было и остается одним из главных в комплексной программе воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных элементов общественного сознания. "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм. Воспитание кадетов в духе патриотизма является основной
Гражданское направление
Программа "Гражданин"
Цель:
формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Программа "Милосердие"
Цель:
приобщение к моральным и духовным ценностям. Воспитание правовой культуры и законопослушания, высокой нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему народу - есть гражданское воспитание. Оно тесно связано с патриотическим и характеризуется понятием - гражданственность, которое оценивает отношение человека к обществу. Развитие России по пути правового государства и гражданского общества отразилось на формировании у кадетов сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил больше возможности реализации себя как личности в разных областях жизнедеятельности, в то же время выросла ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. При развитии таких качеств у кадетов в деятельном компоненте гражданского воспитания наиболее оптимальным является подростковый возраст, потому что это время самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов, профессиональной ориентации, самокритики и самооценки. Для достижения желаемых результатов в данном направлении необходимо формирование гражданского сознания и деятельных позиций личности через активное вовлечение в социальную деятельность, через изменение школьного климата, развитие самоуправления. Военно-патриотическое направление Программа "Кадетство»
Цель:
ознакомить кадет со спецификой Российской Армии и подготовить их к государственной службе. Программа "Лидер"

Цель:
воспитание инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией. В военно-патриотическом воспитании нельзя не учитывать и тот факт, что Россия является великой морской державой, а также сухопутных военных баталий. Служба в Российской Армии специфична и требует серьезной предварительной подготовки. Исходя из этого, в ходе реализации программы необходимо решить
следующие задачи:

Образовательные:
формирование у кадет знаний, умений и навыков в области истории Российской Армии, устройства военной техники, основ военной практики, военного оружия.
Воспитательные:
воспитание у обучающихся любви к военной форме и профессии солдата, уважению к армейским традициям, воспитание основ воинской культуры, патриотизма, чувства товарищества и взаимопомощи.
Развивающие:
развитие чувства долга, порядочности, ответственности, силы воли, способности быстро реагировать на изменение ситуации, расширение кругозора.
Кадетский компонент
имеет место в учебных программах общеобразовательных дисциплин. Программы скорректированы, и в эту работу вовлечены все учителя-предметники. Каждый предмет пропитан "кадетским" содержанием. Например, беседа о патриотизме, изучение батальных сцен - на уроках литературы, рассказ о военном прошлом России, о ратных подвигах россиян - на уроках истории, реалии военных будней в цифрах и фактах - на уроках математики. В содержание программ общеобразовательных предметов включены сведения об историческом величии России, победах русского оружия, о традициях православной культуры, о вкладе великих людей России в развитие мировой науки и цивилизации, о лучших чертах характера русского человека, об особенностях природоведческого, исторического, культурного характера страны и области, о состоянии дел в стране и регионе. Механизм влияния символов в воспитании подростков работает через включение когнитивной и эмоциональной сфер личности. Вызывая активную работу воображения, приобщение к символике помогает подростку осознать свое "Я", представить себя в новой позиции и ситуации, определить перспективы своего участия в деятельности.
Культурно-нравственное направление
Программа "Толерантность"
Цель:
формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей. Программа "Семья"
Цель:
осознание кадетами семьи как важнейшей жизненной ценности. Программа "Личность"
Цель:
создание условий для интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
Программа "Интеллект"
Цель:
воспитание личности, способной рационально и эффективно мыслить, проявлять свои интеллектуальные умения. Соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию. Предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры. Организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям другой национальности. Культурно-нравственное направление в воспитании будущих защитников Родины должно считаться основной заботой, как семьи, так и школы.
Эстетическое направление
Программа "Досуг"
Цель:
развитие общей культуры кадет через приобщение к русской национальной культуре, обычаям и традициям. Соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности. Эстетическое направление в воспитании предполагает создание и развитие системы кружковой работы во внеурочное время - это кружки вокальный, танцевальный, этики и эстетики, хореографии, духовой оркестр. Важнейшей задачей этого направления является работа по формированию у каждого кадета языка вежливости, правил хорошего тона, изящных манер поведения, в основе которых заложено отношение между людьми, возрождение традиций воспитания образованных и дисциплинированных будущих офицеров.
Формирование здорового образа жизни
Программа "Здоровье"
Цель:
создание условий для физического развития кадет. Соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ. Организация туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.
План реализации Программы (Приложение 1)

Методическое обеспечение Программы (Приложение 2 и Приложение 3)

Организационной основой и процесса воспитания и процесса жизнедеятельности в кадетском корпусе является военизированная составляющая, определяющая уклад кадетской жизни и включающая четыре составные части: внутренний порядок (распорядок дня, права и обязанности участников процесса, институт младших командиров, кадетскую символику, функциональное предназначение помещений и зданий корпуса, роль дежурной службы и др.); поведение и дисциплина в кадетском корпусе; обязательные корпусные мероприятия военизированного характера: строевые смотры, ритуалы, парады, разводы суточного наряда; строевая подготовка.
Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.(Приложение 4)
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося 2. Изучение межличностных отношений Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учреждении, как в образовательной системе: создание работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию; обогащение содержания духовно-нравственного и патриотического воспитания; вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: в познавательной сфере: развитие творческих способностей в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.