"Роль игровой деятельности в развитии ценностных личностных качеств дошкольников"

Автор: Муллина Лилия Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ак каен"
Населённый пункт: г.Буинск РТ
Наименование материала: статья
Тема: "Роль игровой деятельности в развитии ценностных личностных качеств дошкольников"
Дата публикации: 10.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

№9 Роль игровой деятельности в развитии ценностных личностных качеств дошкольников Игра-это основной вид деятельности дошкольника,она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка.В ней дети овладевают новыми навыками и умениями,знаниями.Только в игре осваиваются правила человеческого общения.Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка,вне игры нет воспитания личности. Л.И.Божович о дошкольном детстве говорит,как о большом отрезке жизни ребенка.Условия жизни в это время стремительно расширяются:рамки семьи раздвигаются до пределов улицы,города,страны.Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений,разных видов деятельности и общественных функций людей.Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь,активно в ней участвовать,что,конечно,ему еще недоступно.Кроме того,не менее сильно он стремится к самостоятельности.Из этого противоречия рождается ролевая игра-самостоятельная деятельность детей,моделирующая жизнь взрослых.Ролевая или как ее иногда называют творческая игра появляется в дошкольном возрасте.Это-деятельность,в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме,в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [7,61].Ребенок,выбирая и исполняя определенную роль,имеет соответствующий образ-мамы,водителя,пирата и образцы его действий.Образный план игры настолько важен,что без него игра просто не может существовать.Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений,она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью. З.М.Богуславская,Е.О.Смирнова считают,что в конце раннего детства,игра с сюжетом ''вырастает''из предметно- манипуляционнной деятельности.Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним.Когда он овладел действиями,вплетенными в совместную деятельность с взрослым,он начал осознавать,что он действует сам и действует как взрослый [6,82]. В дошкольном возрасте аффект переносится с предмета на человека,благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не только объективно,но и субъективно. Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным,и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться.В то же время игра социальна и по своему происхождению,и по содержанию.Она не сможет развиваться без частого полноценного общения с взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира,которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым.Нужны ребенку и различные игрушки,в том числе неоформленные предметы,не имеющие четкой функции,которые он мог бы легко использовать в качестве заместителей других. По мнению Л.В.Артемовой на границе раннего и дошкольного детства впервые возникает игра с сюжетом.Это уже известная нам режиссерская игра.Одновременно с ней или несколько позже появляется образно-ролевая игра.В ней ребенок воображает себя кем угодно чем угодно и соответственно действует.Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое,интенсивное переживание:ребенка поразила увиденная им картина,и он сам в своих игровых действиях воспроизводит образ,который вызвал у него сильный эмоциональный отклик [6,37]. Режиссерская и образно-ролевая игры становятся источниками сюжетно-ролевой игры,которая достигает своей развитой формы к середине дошкольного возраста.Позже из нее выделяются игры с правилами.Следует отметить,что возникновение новых видов игры не отменяет полностью старых,уже освоенных-все они сохраняются и продолжают совершенствоваться.В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят собственно человеческие роли и отношения.Дети играют друг с другом или с куклой как идеальным партнером,который тоже наделяется своей ролью. В каждой игре свои игровые условия-участвующие в ней дети,куклы,другие игрушки и предметы.Подбор и сочетание их существенно меняет игру в младшем дошкольном возрасте,игра в это время в основном состоит из однообразно повторяющихся действий,напоминающих манипуляции с предметами. Я.Л.Коломинский,Е.А.Панько говорят о том,что сюжет-та сфера действительности,которая отражается в игре.Сначала ребенок ограничен рамками семьи,и поэтому игры его связаны главным образом с семейными,бытовыми проблемами.Затем,по мере освоения новых областей жизни,он начинает использовать более сложные сюжеты-
производственные,военные т.д.более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты,скажем в ''дочки- матери''.Кроме того,игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой,длительной.Если в3-4года ребенок может посвятить ей только10-15минут,а затем ему нужно переключиться на что-то другое,то в4-5лет одна игра уже может продолжаться40-50минут.Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд,а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней [17,341]. Те моменты в деятельности и отношениях взрослых,которые воспроизводятся ребенком,составляют содержание игры.Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность-режут хлеб,трут морковку,моют посуду.Они поглощены процессом выполнения действий и подчас забывают о результате-для чего и для кого они это сделали,действия различных детей не согласуются друг с другом,не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры.Для средних дошкольников главное-отношения между людьми,игровые действия производятся ими не ради самих действий,а ради стоящих за ними отношений.Для старших дошкольников важно подчинение правилам,вытекающим из роли,причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. По словам Л.К.Ладутько в развитии игры выделяются две основные стадии.Для первой стадии (3-5лет)характерно воспроизведение логики реальных действий людей;содержанием игры являются предметные действия.На второй стадии (5-7лет)моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения,общественный смысл деятельности взрослого человека [18,221].Как уже говорилось игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте,она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.Прежде всего,в игре дети учатся общению друг с другом,умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками.Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным.Игра,особенно коллективная,требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей:и физических,и умственных.Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка:ведь он должен объяснить,во что и как он хотел бы играть,договориться с другими детьми,кто какую роль может сыграть,произнести свой текст так,чтобы его поняли остальные.В среднем и старшем дошкольном возрасте дети,несмотря на присущий эгоцентризм,договариваются друг с другом,предварительно распределяя роли,а также и в процессе самой игры.Содержательное обсуждение вопросов,связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры,становится возможным благодаря включению детей в общую,эмоционально насыщенную для них деятельность. А.К.Бондаренко,А.И.Матусик считают,что игра способствует становлению не только общения со сверстниками,но и произвольного поведения ребенка [8,54].Механизм управления своим поведением-подчинение правилам-складывается именно в игре,а затем проявляется в других видах деятельности.Произвольность предполагает наличие образца поведения,которому следует ребенок,и контроля.В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых,а образ другого человека,чье поведение копирует ребенок. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями,создающими достаточно широкий простор для импровизации,у детей формируется творческое воображение.Игра способствует становлению произвольной памяти,в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка.Играя,он приобретает возможность смены одной позиции на другую,координации разных точек зрения. Рассматривая в своих работах дошкольный возраст Л.С.Выготский ставит акцент на том,что основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра.На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка:знакомство с формой,величиной,цветом,пространством,звуком.Дидактическая игра как игровая форма обучения-явление очень сложное [11,182]. В книге Н.П.Аникеевой приведена методика игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста.В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала:учебное,познавательное,и игровое,занимательное.В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры,учит детей и играет с ними,а дети учатся играя.Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы,в жизни взрослых людей.Пусть не по-настоящему.Пусть «понарошку».А что если в это …поиграть?Зачем долго,мучительно долго ждать,пока вырастешь,если уже сейчас можно «сесть»за штурвал корабля,взять в руки скальпель хирурга,слетать в космос?Благо,игрушек-хоть отбавляй!От пластикового молоточка до ракеты,от куклы до игрушечного театра.Корабли,машины,самолеты,простые и заводные,механические и электрические-да ведь это целый мир!Мир
созданных человеком орудий и предметов,пусть уменьшенных и упрощенных,но зато таких доступных.Бери и пользуйся! Плыви по океанам! [1,26] И дошкольник начинает играть.Вернее,начинает он раньше.Первые,самые простые игры возникают у ребенка на2-ом году жизни.Тут новый шаг в психическом развитии ребенка.Ведь он впервые осмысленно использует предметы как игрушки.Наряду с речевыми символами в сознании малыша появляются символы предметные,возникает воображение как особая сфера психического.В действительности малыш не просто играет:он косвенно обращает свои игровые действия к взрослому,стремится получить одобрение и оценку. Игра3-5-летних сложнее.Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребенка:ему хочется принять участие в настоящей жизни.Появляются роли,игра становится коллективной [1,27]. Для детей3-4х лет основным становится воспроизведение отношений между людьми.Мир открывается детям все полнее и полнее.Они уже видят,что шофер не просто крутит руль,но вступает в определенные отношения с пассажирами,что доктор не просто делает укол больному,но и общается с ним определенным образом.И именно эти отношения и особенности общения между взрослыми и становятся центральным моментом в играх дошкольника [1,30]. Разнообразны сюжеты детских игр.Тут и «дочки-матери»,семья,быт,и трудовые будни папы и мамы,и приключения. Чем старше дошкольник,тем сложнее и романтичнее сюжеты игры,тем дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен.Все то новое,что прочитали ему в книжке,что он увидел в кино,по телевизору,в цирке,-все знакомый хочет вовлечь ребенок в игру,воспроизвести,принять в событиях личное,действенное участие.В этом причудливом сюжетном калейдоскопе быстро чередуются работа проводника и машиниста,таксиста и охотника,космонавта и средневекового рыцаря. Игра-это серьезно для самого ребенка,это сама жизнь,это детская непосредственность,наивность,иногда лукавство,иногда удивительная серьезность.Для ребенка игра не всегда милая забава,часто-это труд,преодоление себя.Игра-это целый мир…И руководство детской игрой-серьезная проблема для взрослых.Пожалуй,именно здесь от родителей требуется наибольшее внимание,терпение,такт,умение наблюдать,постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка,и конечно же умение любить. Родители сами могут прийти к выводу,что не следует жалеть времени на игру.Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности-как орудия самовоспитания ребенка. Сделаем вывод:игра-это основной вид деятельности дошкольника,в ней дети овладевают новыми навыками и умениями,знаниями.Ролевая игра-самостоятельная деятельность детей,моделирующая жизнь взрослых.Это- деятельность,в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме,в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.В развитии игры выделяются две основные стадии:воспроизведение логики реальных действий людей;моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения,общественный смысл деятельности взрослого человека Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка.В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.Игра способствует становлению не только общения со сверстниками,но и произвольного поведения ребенка