Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" в 6 классе.

Автор: Сотпа Аяна Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Ак-Тал
Населённый пункт: Республика Тыва
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" в 6 классе.
Дата публикации: 13.09.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения

М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые интересные. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по- новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Применение игровой формы на уроках русской литературы в 6 классе не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения. Оно рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного урока из всего учебного процесса. В то же время игра на уроках русской литературы в национальных классах повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информаций, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Применение игровой формы на уроке русской литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» улучшает отношения между участниками, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тему, и личностные качества, лучшие стороны своего характера, она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов к конкретному делу и проверить свои способности. Применение игровой формы изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снижает страх перед неизвестностью. Оно одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и игровом. Чтобы достичь ряд важнейших образовательных целей во время урока можно привести такие игры:  «Литературное лото». Цель этой игры: дети должны в течение определенного времени собрать стихотворение, т.е в правильном порядке собрать все произведение. Например, Мы долго отступали, Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики: Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! -Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?... Таким образом, можно работать с целым стихотворением. В результате игры дети покажут свои знания по целому произведению.  Шарады (шарада – это одна из форм загадки, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов). Использование шарад, приводит к развитию критического мышления и навыков, к развитию принятия решений, к развитию обобщения информации, к развитию готовности к специальной работе. На листочках заранее напечатаны тексты шарад, раздать каждому ребенку. На это отводится тоже определенное время, в итоге игры дети дают точные ответы. Например, 1. Лес растёт в начале слова, Не берёзовый – сосновый. Цифру видим посреди, А предлог вот – позади. Слово это отгадает Тот, кто битвы наши знает. (Бор-один-о) 2. В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили… И в полководца его превратили. Наш полководец, с раненым глазом Кто назовёт нам фамилию сразу? (Ку-ту-зов)
3. Возьмём предлог, местоимение, Меж ними – место для сражения. Всё вместе – имя полководца, Которым торт сейчас зовётся. (И каждый раз пирог съедая, Мы тем француза побеждаем). (На-поле-он) и т.д. При использовании игровых форм на уроках русской литературы решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирования аккуратности и умения доводить начатое дело до конца, умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других участников, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих товарищей, приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. С помощью игры можно снять психологическое утомление учащихся, игровую форму можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на уроках. Я, как учитель русского языка и литературы, оцениваю эффективность игровой формы на уроках в усвоении учебного материала таким образом. Поэтому мы настаиваем на применении игровых форм на уроках русской литературы. Использованная литература: 1. И.В. Никишина. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Волгоград., 2007. 2. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Волгоград., 2009. 3. Занимательные материалы по литературе. 5 класс. Волгоград, 2005. 4. Учебник-хрестоматия для 6 класса национальных школ. С.-Пб.,2002.
5. Г.Ю.Кзенцова. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.М.,2008. 6. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.М.,2006.